С 1 января 2016 года сокращены трассы или периодичность ряда межрегиональных железнодорожных маршрутов. В частности, ослабились связи Смоленской области с Тверской и Калужской, Калужской – с Тульской, Воронежской – с Курской, Орловской – с Липецкой, а также Свердловской области с Пермским краем.
Пригородные железнодорожные перевозки в российских регионах осуществляются на основании Договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, заключённым между перевозчиком и уполномоченным органом субъекта РФ. В договоре указаны размеры движения пригородных поездов поездов, их маршруты, время, дни курсирования, составность. Перевозчиком является одна из созданных в «нулевые» пригородных пассажирских компаний, у которой в собственности или в аренде находятся поезда, а также объекты инфраструктуры (платформы, вокзалы и т.п.).
Отдельным, и вызывающим порой немало вопросов, моментом является сумма компенсаций, которые требует перевозчик за провоз льготных категорий граждан и взамен выпадающих доходов. Например, когда тариф, установленный правительством региона, меньше себестоимости перевозок. Во многих регионах финансовая ситуация весьма сложная, и возможности властных структур по оплате железнодорожных перевозок весьма скромные. А в условиях не самого прозрачного механизма ценообразования услуг перевозчиков желание заказывать местные рельсовые перевозки в регионах охлаждается ещё больше.
Договоры пригородных компаний с регионами заключаются обычно на календарный год. Так проще соотносить потребности с наличием финансов – ведь бюджеты регионов тоже утверждаются на год. Но для долгосрочного планирования развития перевозок это далеко не лучший вариант. Поэтому в некоторых регионах продвигаются дальше. В Москве и Московской области в 2015 году заключили договоры с железнодорожными перевозчиками сроком на 15 лет, что позволяет пассажирским компаниям стратегически планировать модернизацию и закупку подвижного состава, а также развитие инфраструктуры, оптимизировать перевозочные процессы исходя уже не из сиюминутных нужд.
В тех же регионах, где каждый год встаёт вопрос, сколько денег выделили на железнодорожные перевозки, и что на эти средства можно «купить», начало года традиционно превращается в невесёлую лотерею – где же «рванёт» в этот раз?
С 1 января утренний поезд № 6305 «Воронеж-Курский – Касторная-Курская» и обратный ему вечерний № 6314 «Касторная-Новая – Воронеж-Курский» сокращены до станции Нижнедевицк. По территории Курской области движение этих поездов прекращено. Утренний поезд № 6304 «Касторная-Курская – Воронеж-Курский» и вечерний поезд № 6617 «Воронеж-1 – Касторная-Новая» в 2016 году продолжают свою работу.
«Восточная столица» Смоленской области – Вязьма – в 2016 году лишается ежедневного сообщения сразу с двумя регионами. Идущие в Калужскую область поезда № 6347/6348 «Калуга – Вязьма» и № 6343/6344 «Вязьма – Калуга» с 1 января в ходу только по субботам и воскресеньям. А следующие в Тверскую область поезда № 6432 «Вязьма – Ржев-Балтийский» и № 6433 «Ржев-Балтийский – Вязьма» по полному маршруту сохранены только по вторникам и четвергам, в остальные дни движение только на территории Смоленской области между Вязьмой и Сычёвкой.
Между Липецкой и Орловской областями с 1 января прекращено движение поездов №№ 6355, 6356, 6357 и 6358 на участке «Верховье – Измалково» линии «Орёл – Елец». Полностью без пригородного сообщения остался участок «Верховье – Елец», а поезда дальнего следования проезжают этот участок без пассажирских остановок.
Границу Тульской и Калужской областей по железной дороге нельзя отныне пересечь по линии «Белёв – Козельск». Поезда №№ 6410 и 6542 «Сухиничи – Белёв» и обратные им №№ 6539 и 6541 «Белёв – Сухиничи» сохранены только на участке «Сухиничи – Козельск». Райцентр Белёв остался полностью без железнодорожного пассажирского сообщения – с Тулой оно прекращено уже несколько лет назад.
Ещё один сокращённый в 2016 году маршрут межрегиональным не является – здесь масштаб другой, не внутренний. Злынка, самый маленький райцентр Брянской области, обслуживается теперь только поездами дальнего следования, причём международными, идущими в сопредельную Беларусь. А местные пригородные поезда № 6905 «Унеча – Злынка» и № 6906 «Злынка – Унеча» теперь в ходу только между Унечей и Новозыбковым.
Продолжаем новостями с Урала поднятую TR.ru на днях невесёлую тему отмены маршрутов, открытых совсем недавно, в конце 2015 года. С 11 января прекращают работу поезда №№ 801 и 802 по маршруту «Пермь – Екатеринбург», который начал работу 1 октября 2015 года. Итогом дискуссий о дальнейшей судьбе межрегиональной электрички всё-таки становится её отмена, хоть и не прямо с 1 января, а по прошествии новогодних каникул.
Из-за «малоплатящих» регионов страдают не только местные пассажиры, но и граждане в более «обеспеченных» субъектах РФ. Так, с 18 мая 2015 года в Московской области прекратилось прямое сообщение посёлка Уваровка Можайского района Подмосковья с Москвой.
Администрация Смоленской области посчитала неприемлемой для себя стоимость перевозок по маршруту «Москва – Гагарин» 11-вагонными электропоездами и предлагала уменьшить составность поездов. Действительно, к границе Московской и Смоленской областей электрички подъезжают уже не настолько сильно заполненными. Но более короткие составы не смогли бы справиться с перевозками уже в Москве и ближайших окрестностях, поэтому такой вариант уже был не в интересах железнодорожников и других заказчиков перевозок – Московской области и Москвы.
В результате маршрут поездов «Москва – Гагарин» попросту разбили надвое. А станции Можайск и Бородино стали стыковыми «пересадочными» станциями для коротких шестивагонных электричек из Смоленской области и их 11-вагонных «столичных» сородичей.
Таким образом, находящийся ближе к границе двух областей посёлок Уваровка прямых электричек в сторону Москвы лишился. Путевое развитие и технические возможности станции Уваровка не позволяют устроить здесь оборот электричек.
К сожалению, на сегодня нет никаких предпосылок того, что ситуация с «феодальной раздробленностью» железнодорожных перевозок в зависимости от желаний и финансовых возможностей регионов, улучшится. А, значит, границы соседних субъектов рискуют стать ещё более труднопроезжаемыми.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)