Жёлтый предел: новый закон позволит ограничить число такси в Москве, Петербурге и Севастополе

  • Павел Яблоков
    6 августа 2022 г. — 11:00
    259
    Иллюстрация: 

    Московский транспорт / transport.mos.ru

    Во многих странах мира, включая Россию, автомобили такси имеют ярко-жёлтую окраску, чтобы выделять их из общего потока транспорта. В сфере перевозок такси назрели перемены: готовится федеральный закон, который призван урегулировать многие важные вопросы. Насыщенность рынка уже заставляет оградить его от притока нового транспорта, зафиксировав его численность на определённой отметке. Такой мерой смогут воспользоваться власти в Москве, Петербурге, Севастополе и сопредельных регионах. Одновременно требует улучшения качество сервиса, в том числе взаимоотношения между службами заказа (агрегаторами), пассажирами и водителями.

    Новый законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесённый в Госдуму РФ этой весной, 5 июля был утверждён в первом чтении.

    Его редакцию единогласно поддержала Комиссия по транспорту Общественной палаты Москвы. Новый закон должен улучшить безопасность перевозок: требования к режиму труда и отдыха и его соблюдению станут строже.

    Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, он подготовлен Минтрансом России во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации.

    За последние годы рынок такси растёт только за счёт роста заказов такси через мобильные приложения. Большинство таксопарков перешло на работу с крупными службами заказа легковых такси (агрегаторами) и отказалось от собственных диспетчерских. Многие водители работают в такси в качестве подработки. Практически все небольшие участники рынка стали партнёрами «Яндекс.Такси», либо подключены к Gett, Uber, «Максим» или «Ситимобил». Фактическая роль агрегаторов заметно повысилась, в то же время законодательством не урегулирована деятельность служб заказа легковых такси и, в том числе, агрегаторов и их правоотношения с таксомоторными перевозчиками и пассажирами.

    Новый законопроект должен предусмотреть легальную возможность работать в такси самозанятыми гражданами без образования юридического лица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время их работа должна быть обязательно «завязана» на агрегаторы, которые в таком случае обеспечивают водителей заказами с одной стороны и контролируют качество оказываемых услуг с другой. Такой вариант устранит коллизии с Налоговым кодексом. Требует решения и вопрос с ответственностью служб заказа легкового такси за реальный ущерб, причинённый в результате ДТП, если заказ был принят через службу заказа легкового такси. Сейчас службы заказа (агрегаторы) настаивают на исключительно информационно-посредническом характере отношений между службой заказа легкового такси, перевозчиком и пассажиром.

    Увеличение количества водителей в отсутствии современных механизмов контроля приводит к снижению безопасности перевозок, что требует внедрения цифровых и иных технологий контроля.

    Сейчас многие перевозчики владеют легковыми такси на праве аренды и достаточно часто осуществляют смену транспортных средств, из-за чего им приходится нарушать требования законодательства об обязанности указывать в разрешении на перевозки пассажиров и багажа легковым такси сведений о транспортных средствах.

    Новым проектом предлагается установить два отдельных реестра, которые будет вести каждый регион: реестр перевозчиков и реестр такси. В первый будут включены сведения о перевозчиках легковым такси, в том числе номера записей из регионального реестра легковых такси об используемых машинах. Во второй будут включены сведения о транспортных средствах, которые перевозчик вправе использовать. Важным отличием от действующей схемы будет то, что аннулирование разрешения не повлечёт исключения сведений из реестра легкового такси.

    Региональные власти смогут с новым законом получить дополнительные полномочия по регулированию таксомоторной отрасли.

    К перевозчикам легковым такси нормативными правовыми актами субъектов РФ смогут устанавливаться требования о передаче в региональную или муниципальную информационную систему сведений о перевозках пассажиров и багажа легковыми такси, а к самим легковым такси требования к наличию устройства контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси и таксометра. Также регионы могут устанавливать дополнительные требования к экологическому классу транспортных средств и водителям легковых такси, и устанавливать минимальные размеры тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси.

    Региональные власти также планируют наделить полномочиями по мерам государственной поддержки перевозчиков легковым такси, в том числе для стимулирования использования в качестве легкового такси электромобилей, газомоторных транспортных средств, перевозок пассажиров из числа инвалидов.

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, а также граничащих с ними регионах в случае принятия нового законопроекта смогут вводить квоты на максимальное количество легковых такси, используемых перевозчиками на территории региона, в соответствии со специально разработанной методикой. Такие меры позволят оптимизировать нагрузку на улично-дорожную сеть и убрать с рынка «случайных» водителей. Также федеральные города смогут вводить запреты и ограничения на предложение услуги по перевозке легковым такси на территории аэропортов, железнодорожных вокзалов и автовокзалов, за исключением специально оборудованных для этого мест.

    В начале августа в Москве прошёл уже десятый Международный евразийский форум такси (MEFT). К нему столица России подошла с серьёзными результатами. На рынке Москвы и Московской области работает около 152 тыс. машин. Число пассажиров в сутки достигло 1,6 млн человек, сообщил сайт Московского транспорта. В то же время ежедневно работает примерно наполовину меньше машин: для многих водителей таксомоторные услуги лишь подработка, и в разные дни выезд машин на линию может заметно колебаться в зависимости от желания перевозчиков.

    Крупные таксомоторные агрегаторы будут обязаны иметь филиал в регионе, предоставившем право на осуществление службы заказа легкового такси, если количество используемых машин превышает 5000 в сутки. Предусмотрены меры защиты российских служб заказа от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных служб.

    При планируемом использовании автомобилей для работы в такси для них будет пересмотрены положения Федерального закона № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации…». Регистрация «жёлтых» госномеров станет возможной до начала работы в качестве такси.

    Разработчики законопроекта считают, что его принятие не повлечёт отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Напротив, конкретизация и законодательное закрепление обязательных требований к деятельности перевозчиков легковых такси, служб заказа легковых такси, а также допуск самозанятых лиц к перевозкам легковыми такси позволит создать более благоприятные и безопасные условия пользования легковым такси, и повысить эффективность работы участников таксомоторного рынка.

    До 3 августа к законопроекту вёлся приём поправок, после чего продолжится дальнейшая работа над документом. Второе чтение законопроекта намечено на осеннюю сессию Госдумы. Принимая во внимание время, необходимое для издания подзаконных нормативных правовых актов, предполагается, что новый закон может вступить в силу с 1 марта 2023 года, а положения, относящиеся к корректировке деятельности служб заказа, — с 1 сентября 2023 года.

    В прошлом году в Москве проводили эксперимент: поездки на такси объединяли в одном тарифном плане с безлимитным проездным на городской общественный транспорт.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)