Почему проезд на некоторых подмосковных автобусах внезапно подорожал?

  • Павел Яблоков
    26 ноября 2015 г. — 15:56
    1777
    Иллюстрация: 

    С 17 ноября пассажиры Красногорского района Московской области, пользующиеся автобусными маршрутами №№ 541 и 549, были неприятно удивлены. Стоимость проезда на них из Красногорска до Москвы, а также между остановками по району увеличилась в среднем в полтора раза. Перевозчик при этом ссылается на постановление областного правительства, которое вышло ещё полгода назад. Что же стоит за всем этим? TR.ru попробовал разобраться.

    Всего лишь год назад…

    В последнее время пассажирам Красногорья как никому другому в Московской области достаётся от нововведений транспортников.

    Год назад, с 1 декабря 2014 года пригородные автобусные маршруты №№ 541, 542, 549. 568 и 575, соединявшие район с Москвой, от столичного ГУП «Мосгортранс» перешли в областное предприятие ГУП МО «Мострансавто». Поэтому с 1 декабря на маршрутах сменились перевозчик, тарифы и проездные билеты. Многие пассажиры уже привыкли к московским картам «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут», которые в одночасье стали для них бесполезными при поездках из области в Москву.

    Если для маршрутов №№ 542 и 568 проезд на любое расстояние был равен 28 рублей, то на маршрутах №№ 541 и 549 действовало два тарифных плана. Первый – по 28 рублей за поездку, применялся внутри города Москвы, внутри Красногорского муниципального района, а также на участке от Москвы до Глухова. При движении из Москвы далее Глухова в направлении Николо-Урюпина и 62-й больницы применялся тариф в 45 рублей.

    Затем в последнем месяце 2014 года все маршруты стали обслуживаться областным перевозчиком по временной схеме с тарифом 30 рублей независимо от расстояния.

    С 1 января 2015 года тарифы снова поменялись, так как маршруты стали обслуживаться по тарифам, утверждённым Правительством Московской области. Они были включены в ежегодно утверждаемый Правительством Московской области Перечень маршрутов, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки.

    Трудности «особого» тарифа

    Разница тарифов «Мосгортранса», к которым пассажиры за многие годы успели привыкнуть, в сравнении со стандартной для области тарифной сеткой, которой практикуется позонная оплата проезда (28 рублей за первые пять километров, и далее на четыре рубля выше за каждые последующие 2,5 километра пути), была весьма существенна. Согласно областному реестру маршрутов, протяжённость маршрута № 541 – 20,5 километра, а маршрута № 549 – 27,1 километра. Если применить к ним покилометровую сетку (28 рублей за первые 5 километров, далее дополнительно 4 рубля за каждые 2,5 километра), то по полному маршруту стоимость проезда по карте «Стрелка» должна составлять для маршрута № 541 – 56 рублей, а для маршрута № 549 – 64 рубля. Тем самым для обоих маршрутов тариф в 45 рублей «из конца в конец» действительно «обеспечивает доступность транспортных услуг населения». Но на более коротких расстояниях ценность этого «особого» тарифа становится уже с обратным знаком.

    В исполнении «Мосгортранса» для пассажиров были предусмотрены только варианты по 28 и 45 рублей. В сравнении с областным тарифным меню такие суммы являлись более привлекательным для пассажиров, пониженным тарифом, а посему в целях снижения социальной напряжённости их решили сохранить.

    Тем самым маршруты исключили из числа тех, на которых принимается позонная оплата, напрямую зависящая от расстояния поездки, и включили в особый перечень с иным тарифообразованием. Традиция существования перечней с маршрутами-исключениями существует в Московской области не первый год. Ранее в постановлениях Правительства Московской области об утверждении тарифов содержалась формулировка, по которой Министерству транспорта Московской области предоставлялось право понижать плату и стоимость месячных проездных билетов на перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с учетом экономически обоснованных затрат и конъюнктуры рынка.

    Затем перечни «особых» маршрутов перекочевали в качестве приложений уже непосредственно в состав ежегодно утверждаемых постановлений Правительства, выходящих по мере повышения тарифов.

    В феврале 2015 года в области заработала собственная транспортная карта – «Стрелка». По мнению областных транспортников, за несколько месяцев новую карту должно было успеть приобрести настолько много пассажиров, что с 30 мая можно было бы приступить и к следующему эксперименту над пассажирами.

    Вот тогда-то в мае и было издано постановление Правительства Московской области от 19.05.2015 № 352/18, аукнувшееся для красногорских пассажиров дважды. С 30 мая ранее действовавшие тарифы (28 и 45 рублей) стали действовать только при пользовании картой «Стрелка». За наличный расчёт цена выросла на 12 рублей – до 40 и 57 рублей соответственно.

    А потом вдруг грянула осень

    Ну а по осени кто-то в областном руководстве решил посчитать не цыплят, а деньги. Пока доподлинно неизвестно, какая проверяющая сторона вдруг уже осенью обнаружила, что буквальное прочтение майского постановления не предусматривает никаких 28-рублёвых зон на маршрутах №№ 541 и 549. Чёрным по белому в нём написаны 2 базовые стоимости проезда: по «Стрелке» – 45 рублей, наличными – 57 рублей. На весь маршрут, какой бы его частью ни пользовался бы пассажир.

    Горький юмор заключается в том, что в преамбуле к майскому постановлению говорится о том, что на отдельных маршрутах (участках маршрутов) «в целях обеспечения доступности транспортных услуг населению» устанавливается не обычный тариф (28 рублей первые пять километров, далее с оплатой по четыре рубля за каждые последующие 2,5 километра), а из отдельной таблицы-приложения. А буквальное следование написанным в постановлении цифрам и привело к неожиданному выводу – предельный тариф для маршрутов, оказывается ещё и единственным. Параллельно подорожавшим маршрутам № 541 и № 549 на участке от станции метро «Тушинская» до Липовой аллеи продолжает, как ни в чём ни бывало, работать маршрут № 568 с тарифом в 28 рублей. Ему с прейскурантом повезло больше. Вот только ходит он гораздо реже чем маршруты №№ 541 и 549 вместе взятые.

    Если сравнить с другими «особыми» маршрутами из майского постановления Правительства Московской области, то можно увидеть, что помимо полной стоимости проезда по маршруту, для них может быть перечислено несколько более коротких участков маршрутов с меньшей стоимостью проезда. Например, для маршрута № 305, соединяющего подмосковный Дзержинский с Москвой, прейскурантом предусмотрено аж четыре разных стоимости проезда для различных участков. То есть технически, в постановлении Правительства Московской области не хватает нескольких строк с описанием участков маршрутов №№ 541 и 549, на которых должен был бы действовать 28-рублёвый тариф.

    Будет ли «работа над ошибками»?

    Тем временем, вопрос формирования тарифов для наземного общественного транспорта Подмосковья на 2016 год рассматривался Правительством Московской области в минувший вторник, 24 ноября. Остаётся надеяться, что выводы из сложившейся ситуации областными транспортниками будут сделаны. Ведь в постановлении Правительства Московской области от 19.05.2015 № 352/18 особый тариф в размере, превышающем «стандартные» 28 рублей предусмотрен ещё для нескольких десятков маршрутов, в том числе таких, как автобусы № 22 «станция Пушкино – Ивантеевка» (50 рублей), 501 «Москва (станция метро «Выхино» - Люберцы (м-н «Турист»)» (36 рублей), и троллейбусные маршруты №№ 202 и 203, следующие из подмосковных Химок к станции метро «Планерная» (32 рубля), И нет никакой гарантии, что в ближайшее время и на них тарифы будут «приведены в соответствие», а за проезд между соседними городскими остановками на них с пассажиров станут брать не 28 рублей, а как за полный маршрут.

    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)