Владимир Кондратьев
К лету 2017 года в Москве уже на 35 станциях метрополитена установлены лифты. Корреспонденты TR.ru проверили, можно ли ими воспользоваться и существуют ли какие-то ограничения в их работе.
Были исследованы станции «Марьина Роща», «Фонвизинская», «Раменки», «Деловой центр», «Минская», «Ломоносовский проспект», «Тропарёво» и «Саларьево». Выяснилось, что на каждой из этих станций работает лифт хотя бы в одном вестибюле. Кроме того, оказалось, что лифты обеспечивают разный уровень доступа к поездам метро. (На одних станциях с помощью лифта можно спусться с улицы в кассовый зал станции, на других — только от уровня турникетов на платформу. Наконец, на станциях мелкого заложения, построенных в последнее время, лифты позволяют спуститься с улицы до платформы.) Следует также отметить, что на некоторых станциях лифты расположены не у всех выходов.
Так, на станциях «Марьина Роща» и «Фонвизинская» лифтом связаны улица и кассовый вестибюль; на платформу можно спуститься только с помощью эскалатора. Всё хорошо на станции «Минская» (используя сначала верхний лифт, а потом нижний, можно спуститься с уровня улицы к поездам). На «Ломоносовском проспекте» на лифте можно подняться с платформы к турникетам, после чего выйти как на северную, так и на южную стороны Ломоносовского проспекта.
На станции «Раменки» лифтами оборудованы оба выхода из метро. Однако в день проверки на одном из входов было наклеено объявление «Лифт на техническом осмотре». На другом входе лифты работали исправно, позволяя попасть прямо на платформу к поездам. TR.ru готовит запрос в московский метрополитен — когда заработает закрытый лифт? После получения официального ответа мы обязательно его опубликуем.
На станции «Деловой центр» лифт позволяет подняться с платформы в зону турникетов, однако навигация здесь устроена неудовлетворительно: неподалёку от выхода из лифта есть наклейка с пиктограммой «лифт» и указателем, но не сразу становится понятно, что он ведёт именно к тому лифту, из которого пассажир вышел. Никакой другой информации нет. На самом деле на этой станции невозможно подняться на поверхность на лифте. Стоит отметить, что навигация во всём Сити не слишком хороша, и понять, как войти на нужную станцию метро, весьма непросто. (Даже тем фактом, что в Сити идёт активное строительство, объяснить такой подход сложно — временные карты и указатели решили бы проблему и не стоили бы слишком много.)
На станции «Тропарёво» лифтов достаточно много, но без проблем можно попасть только на чётную сторону Ленинского проспекта. С нечётной стороны можно спуститься на лифте в подземный переход, но дальше к кассовому залу придётся идти по лестнице. В этом месте предусмотрен подъёмник, но чтобы им воспользоваться, надо вызвать сотрудника метро. Непонятно ни сколько времени придётся ждать, ни позволят ли пассажиру таким образом перевезти тяжёлый чемодан или детскую коляску. Единственный вариант избежать подъёмника — «по верху» перейти дублёр Ленинского проспекта к лифту, который расположен между дублёром и основной частью проспекта.
Кроме того, видно, что лифты, ведущие с платформ, могли бы подниматься прямо на поверхность. Сейчас эта возможность не используется (вместо соответствующей кнопки в лифте замок для ключа; дверь, ведущая к лифту с поверхности, наглухо заперта). Есть ещё одно мелкое неудобство — один из лифтов ведёт с поверхности на средний уровень подземного перехода, в нём есть выход на промежуточную площадку лестницы (средний уровень между поверхностью земли и кассовым залом), и надписи «1», «2» и «3» на кнопках лифта запутывают пассажиров, не помогая понять, куда ехать. Предложение: во всех лифтах в метро вместо номеров этажей использовать надписи «Выход в город», «Кассы + турникеты» и «К поездам» (по-русски и по-английски). Тогда для средней кнопки подошла бы надпись «Промежуточная площадка лестницы».
На станции «Саларьево» реализована удивительная для московского метро схема с входом и выходом — через один вестибюль можно только войти на станцию метро, через другой — только выйти. Возможно, связанное с этим нестандартное расположение выходов из вестибюлей на поверхность (они стоят очень близко друг к другу) привело к тому, что лифт для выхода пользуется огромной популярностью у пассажиров. Выход из лифта оказался ближе к части автобусных остановок, поэтому через него идет очень большой поток пассажиров. На этой станции для лифтов со стороны обоих вестибюлей предусмотрены отдельные турникеты, причём лифт со стороны вестибюля на выход позволяет спуститься вниз в метро. Но дальше турникета здесь пройти не получится, турникет работает только на выход, поэтому нужно будет подниматься обратно на улицу и спускаться с другой стороны. Предложение: разместить на верхнем вестибюле этого лифта надпись «Спуск на станцию через лифт у противоположного выхода».
На станциях метро, оборудованных лифтами, обнаружилась системная проблема — организация входа с поверхности. На некоторых станциях никаких ограничений нет, на других для входа в лифтовый холл надо воспользоваться картой «Тройка». Это создаёт проблемы — почти нигде не написано, что нужно прикладывать билет. При этом непонятно, сработает ли, например, социальная карта. Более того, у маломобильного пассажира, впервые заходящего в метро или пользующегося им крайне редко, может не быть билета — ведь продают его на уровень ниже, куда он хотел бы попасть на лифте. На тех немногих станциях, где стоит кнопка связи с персоналом, нельзя понять, поможет ли эта кнопка открыть дверь пассажиру, у которого нет карты.
Предложение — сделать доступ в лифты свободным, тем более, что такая система вполне работает на некоторых станциях (постоянно или временно — когда из-за жары двери зафиксированы в открытом положении). На возражения о возможном вандализме можно ответить, что все лифты оборудованы видеокамерами и в непосредственной близости от них сидят полицейские и сотрудники охраны — любой нарушитель может быть остановлен на месте.
Ещё одна проблема — навигация для слабовидящих людей. По непонятному принципу в лифтах некоторые кнопки покрашены в жёлтый цвет (где-то так отмечены номера этажей, где-то кнопка «вверх», где-то кнопка «открывание дверей»). Предлагаем — сделать все обозначения шрифтом Брайля и убрать хаотично расположенные жёлтые наклейки, которые только создают путаницу. (Как и в остальных предложениях в тексте статьи, авторы отталкиваются от вопроса «какую изначальную проблему здесь нужно решить», в данном случае ответ простой — «сделать максимально удобную для слабовидящих людей панель управления лифтом».)
Отметим, что на существующей на сегодняшний день схеме метро станции, адаптированные для доступа маломобильных пассажиров, обозначают знаком «инвалид». Однако по такому обозначению невозможно понять, сможет ли пассажир попасть на лифте прямо на платформу. Следовало бы ввести отдельное обозначение для станций, где вместо спуска по лестнице можно воспользоваться лифтом, но дальше ведёт эскалатор (например, этим обозначением могли бы быть соединённые плюсом знаки лифта и эскалатора; в легенде карты в таком случае следует добавить соответствующее пояснение).
На схемах нужно указать, что лифты есть на станциях «Парк Победы» (значки «лифт» + «эскалатор»), а также «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» (стандартные обозначения) — сейчас по ошибке около этих станций никаких указаний на лифт нет.
Если посмотреть на проблему лифтов шире, то станет понятно, что ситуацию можно ещё заметно улучшить. Сейчас маломобильные пассажиры видят на схеме только доступные входы и выходы, но не знают, получится ли, например, сделать пересадку (возможно, посередине придётся преодолевать лестницу). Конечно, в метро есть услуга сопровождения, но она недоступна рано утром и после 19:00, и её надо заказывать заранее. При этом очевидно, что пересадка на станции «Парк Победы» вполне доступна даже для человека, передвигающегося на коляске. Напрашиваются приложение для телефона и страница на официальном сайте метрополитена, которые прокладывают маршруты между двумя станциями с минимальным количеством препятствий для маломобильных пассажиров (конечно, такие маршруты могут оказаться длиннее оптимальных). Более того, в каких-то случаях алгоритм может подсказать даже другую станцию назначения — например, вместо «Юго-западной» стоит предложить «Тропарёво», где можно пересесть на низкопольный автобус и проехать оставшиеся четыре остановки.
Также хочется выразить надежду, что лифты станут со временем появляться и на старых станциях. Например, на «Кропоткинской», «Красносельской», «Сокольниках» и многих других станциях мелкого заложения встроить пары лифтов по ставшей стандартной схеме (один — от уровня турникетов вниз, на платформу, второй — вверх, на уровень улицы) представляется вполне возможным. Это существенно улучшит доступность метро не только для людей, передвигающихся в колясках, но и для пассажиров с чемоданами, пожилых людей и родителей с детскими колясками.
ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 12.10.2017 21:30:
На запрос в пресс-службу Московского метрополитена от 07.09.2017 г. о работе лифта на станции метро «Раменки» редакция TR.ru так и не получила ответа. Отметим, что закон РФ «О СМИ» требует отправлять ответ на запрос в течение недели, но даже по закону РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностному лицу на ответ даётся 30 суток.
Благодарим Дмитрия Абушкина за участие в подготовке материала
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)