Закрытие четырех станций московского метро 21 июня 2014 года

  • Игорь Пронин
    27 июня 2014 г. — 05:55
    569
    Иллюстрация: 

    Московский район Щукино (ica.su)

    В прошлой статье рассказывалось о неудовлетворительной работе наземного транспорта Москвы и непонимании транспортных проблем такой общественной организацией, как "Городские проекты". Материал получился довольно общим и с малой долей конкретики. Сегодня вернемся к теме в свете одного события.

    Ситуация

    21 июня 2014 года в связи с работами, связанными с введением в эксплуатацию станции "Спартак" Таганско-Краснопресненской линии, на протяжении всего дня не работали четыре станции московского метро: Щукинская, Тушинская, Сходненская и Планерная — это самый верх фиолетовой ветки.

    Обычное время поездки на метро между Октябрьским полем и Планерной составляет 12 минут, запомним эту цифру.

    Решение от ГУП "Мосгортранс"

    Вывозить пассажиров неработающего временно метрополитена, естественно, можно только компенсирующим автобусным маршрутом. Который и организовало ГУП "Мосгортранс". Маршрут "М" соединил все неработающие станции с Октябрьским полем по логичному на первый взгляд маршруту: м. Октябрьское поле — м. Щукинская — м. Тушинская — м. Сходненская - м. Планерная, и соответственно в обратном направлении. Почему маршрут логичен только на первый взгляд? Потому что даже заявленное в расписании время в пути в одну сторону между конечными пунктами — 45 минут. По факту время поездки в дневные часы составляло до полутора часов. То есть, более чем в 7 раз дольше обычного (12 минут). За это время в выходной день можно всю Москву пересечь и добраться в любой удаленный район и на метро, и на личном транспорте.

    Причина такого огромного времени в пути в том, что данные станции метро плохо связаны друг с другом уличной дорожной сетью, не располагаются вдоль магистральных улиц, как многие линии метро в Москве. Этого в "Мосгортрансе" учитывать не захотели. Кроме того, изначально планирующееся изменение в организации дорожного движения, а именно открытие левого поворота с Пехотной улицы на Волоколамское шоссе в область так и не было реализовано (большой привет ДепТрансу, ГАИ ГИБДД, не знаю, кто в данном месте виноват).

    Посмотрим на трассировку маршрута:

    Розовым обозначена обкаточная трасса маршрутов, которую получили все автобусные парки Москвы.
    Синим обозначен так и не введенный левый поворот с Пехотной улицы на Волоколамское шоссе, поэтому обкаточная трасса стала фактической.

    Оттянутый разворот под Волоколамским шоссе через улицу Панфилова (восточнее "синего" поворота") занимал в отдельное время около 30 минут, поэтому часть водителей пользовалась более скоростным разворотом в районе института "Гидропроект" на пересечении с Ленинградским шоссе, почти доезжая до метро Сокол (этот участок трассы обозначен зелёным). Были и те водители, которые вообще заблудились на трассе. Но это как раз нормально и объяснимо.

    Автобусов, разумеется, по такому случаю выделили от души. По официальной информации — 308 штук, из них 280 — особо большой вместимости (сочлененные ЛиАЗ-6213 и трехосные Волжанины и МАЗы). В Зеленоградском 19-м парке с машинами особо большой вместимости совсем плохо (да и в Москве в общем-то не фонтан, но на один маршрут собрали), поэтому от этого парка работали несочлененные ЛиАЗ-5292.

    По расписанию автобусы отправлялись с интервалами от 20 секунд и, конечно, все задействованные улицы, а особенно — дорожная сеть в районе станций метро — оказались перегружены и парализованы. Автобусы маршрута "М", мешая друг другу, прочему общественному транспорту и автомобилям по узким улицам с огромным количеством светофоров, наземных пешеходных переходов и лежачих полицейских (которые автобусы, в отличие от автомобилей, всегда проходят на минимальной скорости) долго и упорно доставляли толпы пассажиров от Октябрьского поля до закрытых станций метро.

    Стоит отметить, что такое огромное количество автобусов не взялось из ниоткуда. На всех остальных маршрутах Москвы в этот день возник дефицит подвижного состава. Интервалы и расписания не соблюдались. Так, на маршруте № 851 (м. Планерная - аэропорт Шереметьево) интервалы доходили до одного часа, тогда как обычно не превышают 15-20 минут.

    Выводы

    ГУП "Мосгортранс" слишком формально подошел к задаче компенсации наземным транспортом временно закрытой части линии метро. Не приняв в учет малую связанность дорожно-уличной сетью между закрытыми станциями, предприятие организовало всего один маршрут, в последовательном порядке соединивший все неработающие станции. Маршрут отличался крайне непродуманной трассой, проходящей по узким, непредназначенным для интенсивного движения улицам, c оттянутыми разворотами. Переизбыток подвижного состава на маршруте "М" привел к еще более возросшему времени движения и ухудшению дорожно-транспортной ситуации в округе в целом.

    Транспортная компания не смогла согласовать с ГИБДД организацию левого поворота с Пехотной улицы на Волоколамское шоссе, как предполагалось изначально. Это еще более ухудшило ситуацию на дорогах.

    Время в пути между конечными точками маршрута (м. Планерная и м. Октябрьское поле) составило от 45 минут до 1 часа 30 минут, что по сравнению с 12 минутами на метро явилось совершенно неприемлемым для пассажиров.

    Уменьшение общего количества автобусов особо большой вместимости в Москве привело к тому, что часть подвижного состава на маршруте была представлена несочлененными машинами ЛиАЗ-5292. Которые скорее мешали, чем приносили пользу.

    Огромный выпуск на маршрут "М" потребовал сокращения количества подвижного состава на других маршрутах, что привело к ухудшению качества обслуживания пассажиров московского транспорта.

    Правильная организация

    "Мосгортранс" в своих объявлениях, естественно, предлагал пользоваться альтернативными маршрутами транспорта. На которые был также выпущен дополнительный подвижной состав (автобус № 904, троллейбус № 70, трамваи №№ 6, 15, 28). В идеале, конечно, вывозить пассажиропоток от Тушинской и Щукинской можно было бы данными маршрутами. Но, скорее всего, полностью они его вывезти не смогли бы, особенно электротранспорт. Да и прерывать связи между теми же Сходненской и Щукинской тоже неправильно.

    Разумным решением, очевидно, являлась организация дополнительного маршрута от дальних станций метро (Планерная и Сходненская к м. Октябрьское поле) в дополнение к основному маршруту, который пустил "Мосгортранс". А также введение ограниченного числа дополнительных остановок на обоих маршрутах для максимальной интеграции в существующую маршрутную сеть. Согласитесь, не очень приятно сначала на автобусе "М" проезжать экспрессом мимо своего дома, а затем выйти у закрытой станции метро и возвращаться к дому уже на обычном автобусе или троллейбусе.

    Существенным улучшением ситуации было бы:

    1. Введение дополнительного маршрута: м. Планерная — м. Сходненская — м. Сокол — м. Октябрское поле — м. Планерная с дополнительной остановкой на улице Свободы.

    Преимущества: сокращение трассы нового маршрута, отсутствие заездов к м. Тушинская и м. Щукинская и минимальное количество двухполосных дорог на маршруте. Отсутствие оттянутых разворотов. Продолжительно поездки в один конец — 20-30 минут. Дополнительная остановка у м. Сокол обеспечивает связи с Замоскворецкой линией метро, а остановка на ул. Свободы позволяет организовать заезд к м. Сходненская только в одну сторону. Подвижной состав берется от основного маршрута. Тем самым уменьшается напряженность на дорожной сети.

    Проблемные места данной трассы: оборот после Октябрьского поля только на пересечении ул. Народного Ополчения с проспектом Маршала Жукова (дополнительный перепробег без пассажиров), поворот с улицы Алабяна сразу в левый ряд на дублере Волоколамского шоссе для разворота (решается с помощью регулировщика).

    2. Введение дополнительных остановок в районе Тушино для предложенного "Мосгортрансом" маршрута.

    3. Нормальная работа между разными ведомствами и организация для автобуса запланированного левого поворота с Пехотной улицы на Волоколамское шоссе.

    Итоговая схема:


     

    Городские проекты

    Илья Варламов, естественно, не мог не прокомментировать данное событие. Им был опубликован пост под заголовком "А давайте пустим вместо трамваев маршрутки?"

    В своей заметке Илья занялся сравнением трамваев и маршруток под иллюстрации автобусного коллапса на Октябрьском поле. Видимо, кроме этой станции, он нигде и не был, и на автобусах "М" не ездил, иначе написал бы более содержательный материал. Зато в комментариях получился знатный спор про трамваи и маршрутки, которые к событию 21 июня не имеют никакого отношения.

    К сожалению, Илья не учел, что нынешний электротранспорт, в частности, трамваи Краснопресненской сети в районе Щукино, с тем пассажиропотоком, которые вывезли 308 автобусов под не очень умелым руководством "Мосгортранса", увы, не смогли бы справиться. И причиной этому огромный комплекс проблем. На фотографиях в посте — страшные автобусные пробки на Октябрьском поле. А как быть с ежедневными трамвайными пробками на Новощукинской улице? И это без закрытого метро.

    И это не затор из-за очередного "ведра" на путях, это пробка из-за отвратительной организации движения и совокупности других факторов.

    Отсутствие внимания к огромному количеству деталей в пассажирских перевозках и организации дорожного движения со стороны государственных структур приводит к тому, что происходило 21 июня с компенсационным автобусным маршрутом "М".

    Все те же проблемы в транспортной сфере Москвы можно наблюдать и в другие дни. Решать эти затруднения нужно системной работой по всем направлениям, а не банальными ограничениями для автомобилистов, запретом маршрутных такси и закупкой европейских трамваев.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)