По итогам финансового 2006 года Самарское ТТУ признано прибыльным предприятием по текущей эксплуатации, — говорится в официальном докладе мэра города Самары. Прибыль МП «ТТУ» составила 11 млн.руб., в то время, как «МП Управление «Самараавтотранс» закончило финансовый год с убытками 42 млн. руб. Следует также отметить, что к убыткам «МП Управление «Самараавтотранс» не отнесены ещё 65 млн.руб. затрат на приобретение новых автобусов за счёт городского бюджета.
Таким образом, Самара пополнила список городов с экономическими прибыльными предприятиями общественного транспорта, куда входят, например, Краснодарское ТТУ, Трамвайное управление в Павлодаре (республика Казахстан) и другие. Себестоимость трамвайных перевозок в городе ниже себестоимости троллейбусных и автобусных перевозок. Это ещё раз доказывает, что трамвай, выполняя перевозку большого количества пассажиров и неся на себе тяжёлую социальную нагрузку, может быть прибыльным при правильной организации его работы. Следует обратить внимание на то, что трамвайные пути в Самаре, также, как и, например, в Краснодаре, проложены по центральным улицам города, и в мэрии трамваи не считаются анахронизмом и изгоями, как в Иваново, а, наоборот, заслужили славу надёжного, экономичного, экологически чистого и перспективного транспорта.
Справедливости ради нужно отметить, что общественный транспорт в подавляющем большинстве городов России и СНГ является планово-убыточным. Это объясняется огромной социальной нагрузкой общественного транспорта, целым комплексом дорогостоящих мероприятий по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, выполнением градообразующих и природоохранных функций.
Это означает, что основной функцией общественного транспорта является обеспечение надёжных, стабильных, комфортных и безопасных транспортных связей внутри субъектов федерации и между ними, а не погоня за прибылью.
Несмотря на убыточность общественного транспорта, он просто необходим для существования такой структуры, как современный мегаполис. Для устойчивого и стабильного развития более-менее крупного города необходимо наличие в нём хорошей системы общественного электротранспорта, прежде всего трамвая. Поэтому даже города со скромным бюджетом стараются поддерживать электротранспорт и закладывать его развитие в свои генеральные планы.
Белой вороной на этом фоне выглядит Администрация города Иваново во главе с мэром Фоминым Александром Германовичем, который проводит целенаправленную политику уничтожения трамвайного транспорта в городе. В 2006 году мэрия закрыла трамвайный маршрут номер 3, мотивируя своё решение тем, что пассажирские перевозки в данном направлении нерентабельны. А с 9 апреля 2007 закрывается трамвайное движение по проспекту Фридриха Энгельса: от ул. К. Маркса до ул. 10 Августа. Официальной причиной закрытия трамвайного движения называется якобы прогрессирующее разрушение Соковского моста. «Обследование, которое в начале этого года провели специалисты ивановского отделения «Международной ассоциации автомобильно-дорожного образования», показало необходимость закрытия трамвайного движения по мосту», — говорится в официальном пресс-релизе мэрии. Восемь вагонов с 6-го маршрута будут переведены на первый маршрут (который также будет деформирован), а трамваи заменят шестью б/у автобусами «Мерседес».
Однако специалисты не спешат соглашаться с доводами мэрии. Состояние моста — это отнюдь не причина, а всего лишь повод для закрытия линии по проспекту Энгельса.
Проект Соковского моста не предусматривал паропровод, который был проложен позднее под тротуарной консолью. Так как паропровод не был заложен в проекте моста, то, соответственно, не было учтено влияние паропровода на конструкции моста (статическая нагрузка, температурное расширение и т.д.), в результате чего мост стал постепенно разрушаться. В 1999 году было произведено обследование моста Санкт-Петербургским ИИТ и было выявлено неудовлетворительное состояние моста и продольные трещины на опорах в районе тротуарных консолей. В связи с чем грузоподъёмность моста была ограничена нагрузкой 15 тонн на ось, было рекомендовано убрать паропровод и ослабить нагрузку на тротуарные консоли, путём сужения проезжей части.
Проезжая часть моста была сужена за счёт трамвайных путей: их ликвидировали на Соковском мосту и на проспекте Энгельса, при этом обещанный компенсационный маршрут автобуса так и не был запущен. Далее был произведён демонтаж паропровода, ремонт моста, замена гидроизоляции. По заверениям городской Администрации в СМИ, ремонт Соковского моста сделан качественно и мост должен простоять «как новенький» ещё не менее 15 лет.
Повторное комплексное обследование, с произведением всесторонних испытаний, было произведено специалистами Московского ИИТ кафедры «Мосты». В результате, грузоподъёмность моста была увеличена с 15 до 25 тонн на ось, и, в 2002 году было разрешено трамвайное движение. Как отмечали специалисты МИИТа, состояние бетона в центре моста (там, где проложены трамвайные пути) очень хорошее и прослужит бетон ещё долго. Деревянные сваи Соковского моста тоже находятся в хорошем состоянии, так как не разрушаются без доступа кислорода. В связи с этим проезжая часть моста была вновь расширена, а трамвайные маршруты 1 и 6 восстановлены в полном объёме.
Для долгосрочного мониторинга Соковского моста и выявления возможных изменений его состояния, в 1998 году на трещины в опорах моста специалистами были установлены специальные «маячки» и они до сих пор целы, что подтверждает обнадёживающую для многих ивановцев информацию, о том, что мост находится в хорошем состоянии.
Вместе с тем, новой городской Администрации почему-то не понравилось трамвайное движение по проспекту Энгельса, и мэр решил ликвидировать трамвай на данном направлении. Для того, чтобы закрыть пользующийся поддержкой населения трамвай, потребовался такой повод, против которого большинство ивановцев ничего бы не смогло противопоставить. Данный повод был найден в заключении комиссии МААДО о состоянии Соковского моста.
Представитель общественной организации МААДО, выступивший на совещании в мэрии пытался убедить присутствующих в том, что Соковский мост разрушается. Отметим, что МААДО является общественной организацией, объединяющей представителей образовательных учреждений и её Уставом не предусмотрено право этой организации проводить экспертизы и делать по ним заключения.
Заканчивая тему Соковского моста необходимо рассмотреть ещё одну интересную деталь: на самом деле трамвай оказывает меньшее давление на мост, чем автобус. Всё дело в том, что статическая и динамическая нагрузка трамвая передаётся на плиту проезжей части моста через рельсо-шпальную решётку, то есть, оперируя терминами сопромата, трамвай действует на мост в виде распределённой нагрузки, в то время, как автобус — в виде более опасной сосредоточенной нагрузки.
Утверждения представителей мэрии о том, что трамвай на проспекте Энгельса создаёт помехи автотранспорту, мягко говоря, необоснованны.
Широкий проспект включает, помимо трамвайных путей (по которым можно также осуществлять автомобильное движение) по 2 полосы для движения в каждую сторону. Даже в часы пик загруженность автомагистрали невысока, что позволяет трамваю двигаться быстро и не зависеть от движения другого транспорта. Вполне логично, что трамвай здесь востребован — салоны всегда заполнены пассажирами.
Трамвай на проспекте Энгельса также несёт важную социально-значимую функцию, позволяя пассажирам добираться до медицинских центров. Популярен он и среди молодежи: данную тенденцию можно проследить в результатах опроса на сайте Ивановского молодёжного информационного центра. Большинство посетителей сайта проголосовало за будущее с трамваями. Стоит отметить, что несмотря на не всегда правильно сформулированные опросы, каждый раз трамвай выигрывает в голосовании.
На общественных слушаниях по проекту генплана Иванова жители высказывались за сохранение трамвайного движения в городе и на проспекте Энгельса в частности. В этом вопросе с ивановцами солидарны и архитекторы, и градостроители, и разработчики генплана.
К сожалению, пока мэрия не прислушивается к горожанам и остаётся при своём мнении. Но даже в таком сложном положении у трамвая есть серьёзные перспективы для развития. Трамвай доказывает свою значимость для города, что находит отражение в мнении проектировщиков генерального плана Иванова, таких как Ивановогражданпроект, Санкт-Петербургский институт урбанистики и т.д. Даже существующий трамвайный парк способен обеспечивать стабильные, быстрые и качественные перевозки граждан по городу. Около трети ивановских трамваев прошли капитально-восстановительный ремонт в период с 2000 года, а новый вагон №289 (стоимостью всего 2 млн. руб) может послужить одним из важных шагов в поступательном развитии Ивановского трамвая.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)