Возвращение «маршруток» на улицы Москвы: совместный проект двух регионов?

  • Павел Яблоков
    25 ноября 2016 г. — 23:24
    13257
    Иллюстрация: 

    автора

    Отменённые с 15 августа в большинстве столичных районов «маршрутки» могут уже в начале следующего года снова появиться на законных основаниях на ряде городских улиц. Таким оказался один из результатов заключения Соглашения о транспортном обслуживании между Правительствами Москвы и Московской области. Благодаря ему транспортные ведомства обоих регионов утвердили новые «смежные межрегиональные» пригородные маршруты, работающие по нерегулируемым тарифам.

    Да здравствуют «маршрутки»?

    Это означает, что тарифы на перевозки и льготы будут устанавливать сами перевозчики. Для маршрутов Московской области в таком случае карта «Стрелка» работает только как электронный кошелёк, с которого при поездке списывается денежная сумма в размере, придуманном перевозчиком. А карты «Тройка» и социальные карты и вовсе на таких маршрутах доселе не работали.

    Кроме оплаты наличными водителю большинство утверждённых маршрутов будут ассоциироваться с «маршрутками» у пассажиров ещё и по габаритам подвижного состава. Более чем на 90% они будут представлены автобусами малого класса (микроавтобусами). Формально останавливаться эти маршруты могут только на определённых остановках из утверждённого перечня. Но при отсутствии должного контроля на них может широко использоваться «маршруточный» способ посадки и высадки пассажиров в любом незапрещённом Правилами дорожного движения месте. Ведь финансовые интересы перевозчиков, в отличии от работы по госконтрактам в рамках Новой модели управления пассажирским транспортом, зависят в первую очередь от количества перевезённых пассажиров. А не от вознаграждений за соблюдение условий, выставленных государственными заказчиками перевозок.

    Вновь согласованные маршруты разделили на две группы – «маршруты, начинающиеся с территории Москвы» и «маршруты, начинающихся с территории Московской области». Организовывать перевозки по каждому из списков будет соответствующий региональный уполномоченный орган.

    Подмосковный Минтранс уже приступил к проведению конкурсов на право обслуживания вновь утверждённых маршрутов. Итоги подведут в конце декабря, а в январе-феврале перевозчики смогут выйти на маршруты. Чуть позже начнёт отбор перевозчиков и столичный Департамент транспорта.

    «Старые знакомые»

    Трассы многих из утверждённых («установленных») маршрутов уже знакомы пассажирам московского региона. Так получилось, что несколько десятков маршрутов имели одобрение только одной стороны – либо московской, либо областной, хотя работали в обоих субъектах РФ. После принятия Федерального закона № 220-ФЗ появился новый механизм улаживания отношений между соседями. Создан Межведомственный координационный совет, а списки маршрутов общественного транспорта частично сохранены прежними, а в остальном — пишутся «с чистого листа».

    Маршруты из «областной» части реестра обзавелись буквой «к» позади номера – так теперь стали отличать автобусы, работающие по нерегулируемым тарифам. Москва же, наоборот, только в этом году практически закончила избавляться от маршрутов с буквой «м» на конце, олицетворявшими так называемые «маршрутки» на протяжении последнего десятилетия.

    В результате конкурсов, проводимых областным Минтрансом, должны определиться новые перевозчики для старых, но по разным обстоятельствам заброшенных маршрутов:

    • № 50к «Томилино – ст. Люберцы – Котельники (ТЦ "Реал")»;
    • № 311к «Котельники (микрорайон Силикат) – Москва (платф. Карачарово)»;
    • № 449к «Подольск (ст. Гривно) – Москва (метро "Южная")»;
    • № 488к «Тучково – Москва (метро "Парк Победы")»;
    • № 507к «Москва (пос. Фабрики им. 1 Мая) – Москва (метро "Бульвар Дмитрия Донского")»;
    • № 530к «Подольск (Кутузово) – Москва (метро "Бульвар Дмитрия Донского")»;
    • № 562к «Котельники (ТЦ "Реал") – Москва (метро "Кузьминки")»;
    • № 585к «Старая Купавна – Москва (метро "Новокосино")»;
    • № 857к «Красногорск (микрорайон Павшинская пойма) – Москва (метро "Строгино")»;
    • № 858к «Красногорск (ст. Павшино) – Москва (метро "Строгино")»;
    • № 916к «Реутов (Юбилейный проспект) – Москва (метро "Выхино")»;
    • № 926к «Реутов (ТРЦ "РИО") – Москва (метро "Выхино")»;
    • № 1073к «Реутов (ТРЦ "РИО") – Москва (метро "Новогиреево")».

    Часть из них по-прежнему востребована пассажирами – такие, как маршруты из Красногорска № 857 и № 858 до метро «Строгино». Попытка реанимации некоторых других (№№ 449к, 488к, 507к, 530к, 562к) не может вызвать ничего, кроме удивления. Тем более что работать на них планируется всего по одному автобусу весьма ограниченной вместимости.

    На территорию Москвы глубже всех из ранее существовавших проникает маршрут № 311, который станет обслуживать участок Рязанского проспекта от ТЦ «Город» до МКАД. Тем самым на значительной части этой вылетной магистрали снова будут на законных основаниях ходить «маршрутки».

    Новички из Подмосковья

    Готовят к запуску областные транспортники и три с лишним десятка новых маршрутов:

    • № 1008к «Михнево – Москва (метро "Красногвардейская")»;
    • № 1200к «Домодедово (микрорайон "Новое Домодедово") – Москва (метро "Кантемировская")»;
    • № 1201к «Дрожжино – Москва (метро "Бульвар Дмитрия Донского")»;
    • № 1202к «Боброво – Москва (метро "Бульвар Дмитрия Донского")»;
    • № 1203к «Лыткарино (ул. Набережная) – Чкалово – Москва (микрорайон Жулебино)»;
    • № 1204к «Лыткарино (6-й микрорайон) – Чкалово – Москва (микрорайон Жулебино)»;
    • № 1205к «Дзержинский (пл. Святителя Николая) – Ковровый комбинат – Москва (микрорайон Жулебино)»;
    • № 1206к «Котельники (м/р Южный) – Люберцы (115 квартал) – Москва (микрорайон Жулебино)»;
    • № 1207к «Дзержинский (пл. Св. Николая) – Котельники (ТЦ "Мега Белая Дача") – Москва (метро "Братиславская")»;
    • № 1208к «Путилково (микрорайон "Мортонград Путилково") – Москва (метро "Сходненская")»;
    • № 1209к «Ногинск – Новая Купавна – Москва (метро "Новогиреево")»;
    • № 1210к «Жуковский (Машзавод) – Котельники (ТЦ "Мега Белая Дача") – Москва (метро "Люблино")»;
    • № 1211к «Котельники (ТЦ "Мега Белая Дача") – Москва (рынок "Садовод") – Москва (метро "Кузьминки")»;
    • № 1212к «Сабурово – Москва (метро "Митино")»;
    • № 1214к «Электросталь (Вокзал) – Новая Купавна – Москва (метро "Партизанская")»;
    • № 1215к «Электросталь (ул. Ялагина) – Новая Купавна – Москва (метро "Измайловская")»;
    • № 1216к «Жуковский (ул. Гудкова) – Жилино – Москва (метро "Кузьминки")»;
    • № 1217к «Лыткарино – Москва (рынок "Садовод") – Москва (метро "Люблино")»;
    • № 1218к «Ромашково (ЖК "Западное Кунцево") – Москва (метро "Молодёжная")»;
    • № 1219к «ст. Малаховка – Жилино – Москва (платф. Косино)»;
    • № 1220к «Дзержинский (Университет "Угреша") – Ковровый комбинат – Москва (метро "Жулебино")»;
    • № 1221к «Дзержинский (Университет "Дубна") – Силикат – Котельники (ТЦ "Мега Белая Дача") – Москва (з-д "Хроматограф")»;
    • № 1222к «Балашиха (микрорайон Алексеевская Роща) – Москва (Щёлковский автовокзал)»;
    • № 1223к «Октябрьский (микрорайон Восточный) – Люберцы (м. Котельники) – Москва (метро "Лермонтовский проспект")»;
    • № 1224к «Суханово – Москва (метро "Бульвар Дмитрия Донского")»;
    • № 1225к «Люберцы (ул. Преображенская) – Люберцы (Комсомольский проспект) – Москва (метро "Новокосино")»;
    • № 1226к «Реутов (Юбилейный проспект) – МКАД – Москва (рынок "Садовод")»;
    • № 1227к «Машково – Марусино – Москва (м. Новокосино)»;
    • № 1228к «Котельники (микрорайон Солнечные часы) – Котельники (ТЦ "МЕГА Белая Дача") – Москва (метро "Люблино")»;
    • № 1229к «Котельники (ТЦ "Мега Белая Дача") – ст. Люберцы – ст. Железнодорожная»;
    • № 1230к «ст. Люберцы – Котельники (микрорайон Белая Дача) – Москва (метро "Люблино")»;
    • № 1231к «Подольск (микрорайон "Кузнечики") – Москва (метро "Аннино")»;
    • № 1232к «Люберцы (микрорайон "Люберцы-2015") – Москва (метро "Выхино")»;
    • № 1233к «Красногорск (Павшинский бульвар) – Москва (метро "Тушинская")».

    Связь в виде «коммерческих» микроавтобусов и автобусов с Москвой получат многие появившиеся за последние годы жилые комплексы «зелёного пояса» Московской области. А маршрут № 1231к станет первой линией общественного транспорта, проходящей по Южному обходу города Подольска.

    Тем самым будет увеличено присутствие «маршруток» на окраинах Москвы по транспортным коридорам, ведущим из Подмосковья к ближайшим станциям метро – «Аннино», «Братиславская», «Бульвар Дмитрия Донского», «Выхино», «Кантемировская», «Кузьминки», «Люблино», «Митино», «Новогиреево», «Новокосино», «Сходненская», «Тушинская» и другим.

    Кое-где «маршрутки» проникнут внутрь Москвы глубже, нежели это необходимо для подвоза к метро. И в московском, и в областном списках присутствуют маршруты с конечной в микрорайоне Жулебино или у станции метро «Лермонтовский проспект», при том, что они проходят через станцию метро «Котельники», расположенную в Московской области.

    Любопытно, что часть из «новых» маршрутов имеет практически полные аналоги среди ранее существовавших. При этом «старые» будут работать наряду с «новыми» и обслуживаться одним и тем же перевозчиком, поскольку оба маршрута из таких пар включены в один и тот же лот. Так, маршрут № 1230к является аналогом маршрута № 553к, а маршрут № 1217к – «близнецом» № 518к.

    Некоторые маршруты уже были утверждены в прошлом году под другими номерами столичным Департаментом транспорта, но ранее не нашли поддержки у областных коллег. «Обнуление» истории взаимоотношений между двумя транспортными ведомствами, в которых за последние годы случались даже взаимные многомиллионные штрафования главных государственных перевозчиков (ГУП «Мосгортранс» и ГУП МО «Мострансавто») обнулило и нумерацию многих маршрутов. Пассажирам придётся запоминать новые номера, которые, возможно, просуществуют на этот раз долго.

    Старые маршруты – новыми трассами

    После проведения конкурсов и заключения новых договоров будут сокращены трассы некоторых действующих пригородных и междугородных маршрутов.

    Так, маршруты № 310к из Талдома и № 415к из Дубны сменят конечную у Савёловского вокзала на метро «Алтуфьево». Маршрут № 457к из Можайска сократится до станции метро «Славянский бульвар» вместо «Парка Победы».

    А маршруты № 483к из Протвина и № 490 из Апрелевки первыми из областных маршрутов обретут конечные остановки у станции метро «Саларьево» взамен прежних у «Юго-Западной».

    Департамент транспорта догоняет областных коллег      

    «Московский» список тех маршрутов, которые в ближайшие месяцы должны быть разыграны на конкурсах, тоже состоит из более трёх десятков маршрутов:

    • № 376к «Метро "Крылатское" – Рублёвское кладбище»;
    • № 956 «Москва (метро "Выхино") –  Котельники (ТЦ МЕГА "Белая Дача")»;
    • № 976 «Москва (ул. Твардовского) – ТЦ "Ашан Красногорск" – Москва (ул. Твардовского)»;
    • № 977 «Москва (ул. Исаковского) – ТЦ "Ашан Красногорск" – Москва (ул. Исаковского)»;
    • № 1006 «Москва (платф. Дегунино) – Гипермаркет "Ашан" (84 км МКАД)»;
    • № 1046 «Москва (метро "Домодедовская") – ТРЦ "Вегас"»;
    • № 1087 «Москва (ст. Бирюлево-Товарная) – Совхоз им. Ленина (ТРЦ "Вегас")»;
    • № 1093 «Москва (рынок "Садовод") – Котельники (3-й Покровский проезд)»;
    • № 1103 «Москва (метро "Жулебино") – Октябрьский (ул. Новая, д. 1)»;
    • № 1106 «Москва (Бизнес-центр, микрорайон Жулебино) – Островцы (ул. Подмосковная,  25)»;
    • № 1109 «Москва (метро "Митино") – Красногорск (микрорайон Чернево-1)»;
    • № 1112 «Москва (метро "Алтуфьево") – Долгопрудный (платф. Хлебниково)»;
    • № 1121 «Москва (метро "Люблино") – Мотяково»;
    • № 1123 «Москва (метро "Новокосино") – Балашиха (мкр.  ТЦ "Радуга")»;
    • № 1124 «Москва (метро "Митино") – Путилково»;
    • № 1132 «Москва (метро "Новогиреево") – Балашиха (Заречная ул., 37)»;
    • № 1141 «Москва (метро "Чертановская") – ТРЦ "Новые Лужники"»;
    • № 1149 «Москва (рынок "Садовод") – Реутов (Юбилейный просп.)»;
    • № 1163 «Москва (метро "Медведково") – Мытищи (ул. Троицкая)»;
    • № 1164 «Москва (метро "Свиблово") – Гипермаркет "АШАН" (91 км МКАД)»;
    • № 1169 «Москва (метро "Новогиреево") – Балашиха (ул. Евстафьева)»;
    • № 1170 «Москва (метро "Коньково") – Щербинское кладбище»;
    • № 1171 «Москва (метро "Новогиреево") – Реутов (ТРЦ "РИО")»;
    • № 1172 «Москва (метро "Медведково") – Мытищи (ст. Перловская)»;
    • № 1173 «Москва (метро "Речной вокзал") – Химки (ОБИ)»;
    • № 1174 «Москва (метро "Выхино") – ст. Реутово»;
    • № 1175 «Москва (метро "Тушинская") – Красногорск (микрорайон Павшинская пойма)»;
    • № 1176 «Москва (метро "Новогиреево") – Балашиха - 2 (СНТ "Поляна")»;
    • № 1179 «Москва (метро "Лермонтовский проспект") – ст. Железнодорожная»;
    • № 1182 «Москва (ТЦ "Косино Парк", ул. Святоозерская, влад. 5) – Люберцы (ст. Люберцы)»;
    • № 1183 «Москва (метро "Выхино") – Люберцы (ЖК "Красная горка")»;
    • № 1184 «Москва (УТК "Садовод") – Дзержинский (Пл. Святителя Николая)»;
    • № 1187 «Москва (метро "Октябрьская") – Международный университет».

    Таким образом, москвичи смогут доезжать со стороны границы Москвы и Московской области на «маршрутках» до станций метро «Алтуфьево», «Выхино», «Домодедовская», «Жулебино», «Коньково», «Крылатское», «Лермонтовский проспект», «Люблино», «Медведково», «Митино», «Новогиреево», «Новокосино», «Октябрьская», «Речной вокзал», «Свиблово», «Тушинская», «Чертановская».

    Многие маршруты нацелены на обслуживание жителей Московской областью, и наличие их в «московском» списке является лишь следствием паритета двух транспортных ведомств по обслуживанию общей маршрутной сети. Другие маршруты больше «заточены» под москвичей, пользующихся торговыми центрами снаружи МКАД на областных территориях.

    Но есть среди вновь установленных и маршруты, чей путь не может не вызвать удивления.

    В первую очередь – маршрут № 1187. Ленинский проспект, очищенный с 15 августа от «маршруток» практически на всём протяжении от Садового кольца, рискует в ближайшем будущем вновь заполучить «маршрутки» на своей проезжей части. Столичным реестром смежных межрегиональных маршрутов утверждена трасса этого маршрута по Ленинскому проспекту, улицам 26 Бакинских комиссаров, Покрышкина, Никулинской, Мичуринскому проспекту, Озёрной улице, МКАД, с большинством промежуточных остановок. «Новодел» длиннее своих предшественников – маршруток №№ 553м и 62м, доходивших от «Октябрьской» в лучшем случае лишь до «Юго-Западной». Троллейбусы «магистрального» маршрута № м4 и ночные автобусы «Н1» следуют дальше – до Озёрной улицы.

    Но маршрут № 1187 устремится и вовсе к границе Московской области. По территории Москвы проходят 20 из 21 километра трассы этого маршрута, при этом станция метро «Октябрьская» находится на 12 километров дальше вглубь города от «перехватывающей» станции метро «Юго-Западная». Из 41 остановки маршрута в области находится только конечная «Торговый центр». Неплохой «пример» того, как можно воскресить в Москве фактически городские «маршрутки», формально не оставляя ни одной в городском реестре.

    Сейчас вторая территория Международного университета, находящаяся в Одинцовском районе Подмосковья, связана со станциями метро «Филёвский парк» и «Славянский бульвар», а также остановочными пунктами по Кутузовскому проспекту, Можайскому и Сколковскому шоссе. Это транспортная связь является для университета привычной. В направлении «Юго-Западной», не говоря об «Октябрьской», ранее никаких маршрутов не работало. Эпизодический запуск маршрута для связи с главной территорией на Ленинградском проспекте, 17, не имел успеха – машины возили исключительно попутный пассажиропоток.

    Гораздо больше возможностей для внутригородских перевозок, чем для поездок на загородное Щербинское кладбище, предоставляет и трасса маршрута № 1170, умудряющегося по пути от метро «Коньково» мимо станции «Тёплый Стан» проехать аж до конечной Бутовской линии метро станции «Бунинская аллея».

    Не является ближайшей к МКАД и конечная планируемого маршрута № 1141 у станции метро «Чертановская». Между ней и ближайшей к области станцией метро «Аннино» по трассе маршрута умещаются «Пражская» и «Улица Академика Янгеля».

    Новая модель управления наземным городским пассажирским транспортом, наряду с запуском Московского центрального кольца и маршрутной сети «Магистраль», является одним из главных столичных транспортных проектов уходящего 2016 года. Удастся ли справиться с трудностями, возникшими при её реализации, или «маршрутки» при поддержке областных транспортников, постепенно снова возьмут верх и вернутся в Москву?

    Виды транспорта: