Как московское тарифное меню пересадочную модель саботирует

  • Андрей Подрубаев
    14 марта 2017 г. — 10:14
    1745
    Иллюстрация: 

    Исторически в московском метро под одной поездкой понималась именно поездка между двумя станциями независимо от количества пересадок между линиями. Фактически оплачивался проход через турникет и далее можно было находиться в оплачиваемой зоне и кататься на метро до конца дня. На наземном же транспорте под поездкой понималась поездка в конкретном транспортном средстве (трамвай, троллейбус, автобус) некоторого маршрута максимум до конечной остановки. Если пассажиру при поездке из места отправления в место назначения нужно было совершить пересадки с одного маршрута на другой, то вход в каждое транспортное средство оплачивался как отдельная поездка. Во времена аналоговых билетов это было оправданным: если в метро все пересадки осуществлялись внутри оплаченной зоны, то на наземном транспорте с рулонными билетами или бумажными талонами, которые нужно было пробивать в компостерах типа дырокол, можно было с достаточной уверенностью определить оплаченность проезда только в том транспортном средстве, где билет был куплен, а талон был прокомпостирован.

    С появлением цифровых билетов (с 1997 года – на картонках с магнитной полосой, с 1999 года – на бесконтактных смарт-картах) появилась техническая возможность реализовать бесплатные пересадки в рамках одной поездки на наземном транспорте. Но этого не сделано до сих пор. При этом в системе рельсового транспорта в 2013 году введена бесплатная пересадка между метро и монорельсом, а в октябре 2016 года – бесплатные пересадки между метро и Московским Центральным Кольцом (МЦК).

    В результате сейчас любая разумная поездка на рельсовом транспорте (метро, МЦК, монорельс) считается одной поездкой и оплачивается один раз, даже если пассажир проходит через турникеты на вход в метро, МЦК, монорельс более одного раза за поездку. На наземном транспорте по-прежнему считается одной поездкой и оплачивается отдельно каждый вход в транспортное средство.

    Пассажир метро заплатит за одну поездку 35 р. (по электронному кошельку) или 28.33 р. (по Единому на 60 поездок) независимо от количества пересадок.

    Пассажир наземного транспорта заплатит за одну поездку:

    • без пересадок 19.17 р. (по ТАТ на 60 поездок),
    • с одной пересадкой 38.33 р. (по ТАТ на 60 поездок),
    • с двумя пересадками 44.17 р. (по "90 минут" на 60 поездок).

    В самом экономном варианте, приведённом выше, поездка на ТАТ даже с одной пересадкой стоит дороже поездки на метро, при этом пассажиру нужно иметь при себе набор разных заранее купленных билетов и в начале поездки точно знать, сколько пересадок потребуется, а это не всегда возможно.

    С момента ввода нового тарифного меню в 2013 году число мест, где можно купить билеты ТАТ, неуклонно сокращается, как и варианты билетов ТАТ (в 2017 году остались только билеты на 60 поездок и безлимит на 30 дней). Также в этом году цена одной поездки на ТАТ по электронному кошельку догнала цену поездки по нему на рельсовом транспорте. Пассажиру трудно и неудобно покупать билеты ТАТ, зато Единый ему продадут в любой кассе метро и МЦК, а пополнить электронный кошелёк на «Тройке» можно в тех же кассах и у многочисленных агентов.

    При условии отсутствия у пассажира билетов ТАТ (которые трудно купить) и «90 минут» (которые сложно применять), за поездку на наземном транспорте он заплатит:

    • без пересадок 35 р. (по электронному кошельку) или 28.33 р. (по Единому на 60 поездок),
    • с одной пересадкой 54 р. (по электронному кошельку) или 56.67 р. (по Единому на 60 поездок),
    • с двумя пересадками 54 р. (по электронному кошельку) или 85 р. (по Единому на 60 поездок).

    При такой тарифной политике пассажиры с билетами «на поездки» будут требовать беспересадочых маршрутов ТАТ (трамвай, автобус, троллейбус) из каждой точки в каждую. Но запустить такие маршруты с приемлемыми интервалами невозможно: для них не будет достаточного пассажиропотока. И если реализовать беспересадочную модель, то пассажиры не будут ей пользоваться (им надо ехать сейчас, а не через 38 минут, когда автобус по расписанию должен приехать) и будут при первой возможности сбегать в метро или в личное авто. А если реализовать пересадочную модель, то пассажиры также не будут ей пользоваться (потому что за пересадки надо платить) и тоже будут избегать городского наземного транспорта.

    При вводе тарифов 2017 года безлимитные Единые стали выгоднее при меньшем количестве поездок на рельсовом транспорте, а безлимитные билеты ТАТ стали менее выгодными. Это влечёт переход части пассажиров, использовавших безлимитные билеты ТАТ и билеты «на поездки» на метро, на безлимитные Единые. А значит, при наличии альтернативы — поездка на ТАТ или на метро — эти пассажиры тоже сбегут в подземные поезда за счёт большей предсказуемости времени поездки и отсутствия необходимости отдельной оплаты.

    Таким образом, сохранение принципа «одна поездка на наземном транспорте = один вход в транспортное средство»:

    1. дискриминирует пересадочных пассажиров наземного транспорта относительно пассажиров метро и беспересадочных пассажиров наземного транспорта;
    2. противоречит идее пересадочной модели маршрутной сети и вызовет недовольство пассажиров при её вводе;
    3. делает более привлекательной поездку на метро, чем на наземном транспорте, при наличии у пассажира такой альтернативы.

    Что нужно сделать для исправления этой ситуации:

    1. ввести бесплатные пересадки между разными маршрутами ТАТ в течение 90 минут с момента первого прохода в ТАТ по билету «Единый» на количество поездок и по тарифу «Электронный кошелёк»;
    2. списывать следующую поездку по билету «Единый» на количество поездок и включать опцию «90 минут» по тарифу «Электронный кошелёк» при выполнении любого из следующих условий в течение 90 минут с момента первого прохода:
      • проход через турникет рельсового транспорта, если предыдущий проход был в ТАТ;
      • проход через турникет ТАТ, если предыдущий проход был на станции рельсового транспорта;
      • проход через турникет ТАТ такого маршрута, в который уже был проход в предыдущие 90 минут.
    3. если билеты ТАТ планируется сохранить, то нужно обеспечить возможность записи их на карту «Тройка» в кассах метро и МЦК.
    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)