Привет болельщикам соревнований

  • Андрей Подрубаев
    29 мая 2017 г. — 15:36
    689
    Иллюстрация: 

    К футбольным матчам Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимым в Москве, появилась инструкция по бесплатному проезду болельщиков. К ней сразу возникла масса вопросов. Причём как по маршрутам, на которых можно ездить, так и по самим механизмам реализации бесплатного проезда. Давайте их рассмотрим.

    Болельщики Кубка конфедераций 2017 года в дни проведения матчей 18.06.17, 21.06.17, 25.06.17 и 02.07.17 могут воспользоваться бесплатным проездом на следующем общественном транспорте:
    1. Наземный городской транспорт (18 бесплатных регулярных маршрутов наземного городского транспорта и специализированные шаттлы),
    2. Московский метрополитен,
    3. Московское центральное кольцо,
    4. Московский монорельс,
    5. Железнодорожный транспорт в пригородном сообщении (если станция отправления или прибытия находится в городе Москве),
    6. Аэроэкспресс.

    Любопытно, что на рельсовом транспорте болельщик может ездить по всем доступным маршрутам, в том числе между любыми станциями метро, МЦК и монорельса. Также фанатам открыт свободный проезд от любой станции электрички внутри Москвы до любой станции в Москве или Московской области (и обратно). Казалось бы, можно предположить, что на электричке можно бесплатно уехать хоть до Рязани. Но на самом деле Постановление ограничивает зону действия бесплатного проезда Москвой и Московской областью.

    На наземном же транспорте любитель футбола весьма ограничен в выборе бесплатных маршрутов: все они обозначены на карте. Фактически, для свободного проезда были определены следующие «маршруты спортивных соревнований»:

    • экспресс М-3 между стадионом «Спартак» («Открытие Арена») и станциями метро «Сокол» и «Аэропорт», работающий только в часы перед матчем и после него;
    • экспресс М-4 между стадионом «Спартак» и аэропортом Шереметьево с неизвестным пока режимом работы;
    • автобусы №№ 248, 266, 631, 904, 904к между стадионом «Спартак» и станциями ближайших линий метро (Арбатско-Покровской, Замоскворецкой), включая маршрут № 904 до центра с пересадками на большинство линий метро;
    • автобусы №№ м9, м10, 38, 122, 158, Б, Т39 между вокзалами и маршрутом № 904;
    • автобусы №№ 611, 911 между аэропортом Внуково, № 899 между автовокзалом «Южные ворота» и ближайшими к ним станциями метро,
    • троллейбус № 70 и трамвай № 6 между остановками «Тушинская улица», «Канал им. Москвы», «Больница МПС» на расстоянии одного-полутора км от стадиона «Спартак» и ближайшими линиями метро.

    Такой странный выбор маршрутов приводит к дискриминации болельщиков. Те, кто живёт или ночует у станций метро или платформ электричек, могут в день матча доехать до стадиона и обратно бесплатно. Живущие же относительно недалеко от стадиона, но на удалении от рельсового транспорта (например, на проспекте Маршала Жукова или на Ходынском поле), должны будут оплатить поездку на наземном транспорте до метро, и лишь оттуда смогут добраться до стадиона бесплатно.

    Ещё непонятно, почему одни маршруты, удовлетворяющие обозначенным выше принципам, попали в список «маршрутов спортивных соревнований», а другие – нет. Например, не вошли в список:

    • автобусы между стадионом и станциями метро Арбатско-Покровской линии (№№ 2, 456, 614, 640, 741, 930), станциями Замоскворецкой линии (№ 456), станцией «Планерная» (№ 88);
    • автобусы №№ 84, 84к, троллейбусы №№ 18, 42 между Рижским вокзалом и маршрутом № 904 (пересадки у метро «Белорусская», «Динамо»);
    • автобусы №№ 22, 82, 84, 84к, 84а, т3, т29, троллейбусы №№ 56, 78 между Савёловским вокзалом и маршрутом № 904 (пересадки у метро «Маяковская», «Белорусская», «Динамо») — существенно более коротким путём, чем на маршруте м10;
    • автобусы №№ 817, 851 между аэропортом Шереметьево и станциями метро «Планерная», «Речной вокзал»;
    • автобус № 541 между автовокзалом «Южные ворота» и станцией метро «Марьино».

    С другой стороны, если речь идёт только о подвозе к стадиону, то включение в список маршрутов до соседних линий метро оправдано, поскольку они позволяют распределить пассажиропотоки. Но добавление маршрутов от вокзалов до экспресса № 904 выглядит как попытка рекламы системы маршрутов «Магистраль», а целевую аудиторию для таких поездок представить сложно. Пассажир, которому нужно доехать от вокзала сразу до стадиона, скорее всего поедет на метро. А если пассажир приехал на вокзал задолго до матча и хочет покататься на наземном транспорте и посмотреть Москву, то странно его ограничивать только маршрутами, везущими к стадиону.

    Чтобы не дискриминировать никого необходимостью оплаты проезда на наземном транспорте и в целом не морочить людям голову, было бы логичнее сделать для болельщиков бесплатный проезд в день матча на всех маршрутах московского наземного транспорта.

    Теперь посмотрим, как же планируется реализовать бесплатный проезд для болельщиков на основании билета на матч и «паспорта болельщика». На электричках и в «аэроэкспрессе» всё просто: болельщику нужно получить бесплатный билет в кассе. Для метро и наземного транспорта механизм бесплатного проезда описан, к сожалению, не полностью.

    Наземный городской транспорт
    В день проведения спортивного соревнования зрителю необходимо предъявить паспорт болельщика (Fan-ID) и билет на матч контролеру или водителю автобуса. Бесплатные маршруты оформлены официальной символикой Кубка конфедераций 2017.
    Без ограничений по количеству поездок, задержка второго прохода — 7 минут

    Организаторы полагают, что все транспортные средства на маршрутах спортивных соревнований будут оформлены символикой Кубка. С одной стороны, это должно облегчить ориентирование болельщиков. Но с другой стороны, накладывает на транспортные предприятия дополнительную нагрузку по выпуску оформленных таким образом автобусов, троллейбусов и трамваев на все маршруты спортивных соревнований, и только на них.

    Можно вспомнить, что при запуске автобусов-полуэкспрессов 900-й нумерации была попытка брендировать их собственной ливреей в жёлтых цветах. Однако практически сразу на эти маршруты стали выпускать и автобусы в стандартной раскраске. Чуть позже автобусы в «экспрессном» цвете поехали и по обычным маршрутах. А сейчас автобусов в такой цветовой гамме почти не осталось, и выходят они на произвольные маршруты.

    Входить в автобусы и троллейбусы на маршрутах спортивных соревнований (кроме, возможно, М-3 и М-4) нужно будет в первую дверь, через турникет. Инструкция обязывает болельщиков предъявить билет и «паспорт болельщика» водителю или контролёру. Значит ли это, что на этих маршрутах в и так узком проходе у турникета будет стоять контролёр, сличать фото на «паспорте» с его лицом и дату на билете на матч с текущей датой? Очевидно, что такая процедура будет занимать не меньше пяти секунд, что увеличит время посадки всех пассажиров, в том числе и с обычными билетами. А значит, возрастёт и время движения по маршруту.

    Как контролёр будет пропускать болельщиков в салон через турникет? Будет ли у него одна своя карта для пропуска всех желающих, или он будет выдавать каждому болельщику бесплатный билет на один проход? Неизвестно. Инструкция говорит о задержке повторного прохода на семь минут, но как она будет реализована с подобным ручным контролем? Если же контролёра нет, то проверять билеты на матч и «паспорта болельщика» и пропускать фанатов в салон должен будет водитель. А это будет отвлекать его от управления и ещё больше увеличит время в пути.

    Московский метрополитен, Московское центральное кольцо, Московский монорельс
    В день проведения спортивного соревнования зрителю необходимо предъявить паспорт болельщика (Fan-ID) и билет на матч контролеру возле турникета, оформленного официально символикой Кубка конфедераций 2017.
    Без ограничений по количеству поездок, задержка второго прохода — 7 минут.

    Представим: 15 болельщиков заходят в вестибюль метро с десятком турникетов и выстраиваются в очередь к одному из них, у которого стоит контролёр и проверяет билеты на матч и «паспорта болельщика». И, как на наземном транспорте, каким-то образом пропускает болельщиков через турникет. Здесь также непонятно, как при таком ручном контроле будет реализована семиминутная задержка повторного прохода.

    Если планируется выдавать болельщикам бесплатный билет на один проход при каждом проходе в метро или в наземный транспорт, то кажется намного более удобным интегрировать чип Mifare Ultralight в билет на матч и записать на него 24-часовой безлимитный «Единый» на дату матча. Это уменьшит задержки на входе в наземный транспорт и избавит от очередей к специальным турникетам в метро. Тогда контролёры смогут проводить выборочную проверку правомерности использования таких билетов (в частности, наличие «паспорта болельщика») в наземном транспорте уже в салоне во время движения, а на рельсовом транспорте – за линией турникетов. Ещё удобнее, при наличии технической возможности, отказаться от отдельных билетов на матч, встроить все нужные чипы в «паспорт болельщика» и записывать на него как билеты на матч, так и билеты на транспорт.

    И финальный штрих. По инструкции, проезд на «аэроэкспрессе» предоставляется в течении двух дней до даты проведения спортивного соревнования, указанной в билете на матч, в день проведения спортивного соревнования и по истечению двух дней с даты проведения спортивного соревнования, указанной в билете на матч, не более двух поездок. Если читать инструкцию буквально, то болельщик с билетом на матч, например, 25 июня, может воспользоваться «аэроэкспрессом» 23, 24, 25 июня и в любой день с 28 июня до бесконечности, а 26 и 27 июня не может. На самом же деле, в инструкцию неудачно скопировали формулировку из Постановления. И бесплатный проезд на «аэроэкспрессе» действует два дня до матча, в день матча и два дня после матча, т.е. 23-27 июня в примере с матчем 25 июня. Исправить эту формулировку в инструкции на сайте будет легко, но в бумажной брошюре «Справочник гостя Кубка Конфедераций» она, видимо, останется как есть.