Московский транспорт — «слышу голос…»

  • Владимир Кондратьев
    2 ноября 2017 г. — 12:47
    2531
    Иллюстрация: 

    Когда мы едем в общественном транспорте, то слышим массу объявлений. Нам сообщают, к какой станции поезд подъезжает и какая будет следующей. Извещают, с какой стороны находится платформа, просят держаться за поручень, напоминают о необходимости правильно и своевременно оплачивать проезд и говорят о многом другом. Редакция TR.ru пытается разобраться на примере московского транспорта, какие из этих объявлений нужны, а какие лучше было бы изменить или вообще убрать.

    Информация в метро и МЦК

    Объявления названий станций в вагонах звучат просто идеально. В нынешней версии все сообщения по-английски сделаны тоже очень хорошо. Видно, что за образец были взяты тексты из лондонского метро, и это правильно — такие объявления кажутся привычными, а значит понятными. Заезжим иностранцем — которому и так тяжело ориентироваться в городе с незнакомым языком — любой нестандартный текст воспринимался бы с усилием.

    Главный недостаток английских объявлений — их укороченность. Как бы ни становились длинны объявления на крупных пересадочных узлах, нельзя удалять информацию о вокзалах, аэроэкспрессах и платформах электричек. Это русскоговорящий пассажир легко спросит у соседей, где ему нужно выйти. А для иностранного туриста объявление — практически единственный шанс правильно найти путь в совершенно незнакомом месте.

    Нужно исправить ситуацию: добавить объявления по-английски про все вокзалы, про выходы к железнодорожным станциями и платформам, а также про аэроэкспрессы на станциях «Киевская», «Белорусская», «Павелецкая». Кроме того, объявления «Поезд следует до станции …» также было бы правильно делать и на английском языке (сейчас такие сообщения можно услышать только по-русски).

    Стоит отметить, что в метро машинисты сами делают объявления, если не работает автоинформатор или если произошло какое-то важное изменение (например, на сутки закрыт участок какой-нибудь линии). Увы, в наземном транспорте водители не объявляют практически ничего и никогда. Даже если запись диктора по техническим причинам не проигрывается.

    Объявления звучат не только в вагонах. На эскалаторе пассажирам тоже постоянно что-то внушают. И хотя от звуковой рекламы метрополитен отказался, динамики не замолкают — нам предлагают сообщать о попытках вымогательства взяток в прокуратуру метрополитена, рассказывают о приёме на работу в УВД на метрополитене, предупреждают, что мы находимся в зоне повышенной опасности. И это только малая часть объявлений.

    Достигают ли эти сообщения своей цели? Беглые опросы показывают — нет. Большинство людей старается их не слушать, кто-то говорит, что такие объявления раздражают. Как улучшить ситуацию? Оптимальное решение — перестать что-либо объявлять на эскалаторах. Если УВД хочет нанять новых сотрудников, есть проверенные работающие способы (начиная от объявлений на сайтах, специализирующихся на рекрутинге, и заканчивая целенаправленными беседами с солдатами-срочниками и контрактниками перед их увольнением).

    Но если есть абсолютно необходимые объявления, то их стоит переписать так, чтобы они стали похожи на тексты живых людей, а не на казённое и потому неинтересное сообщение. Например, фраза «Уважаемые пассажиры» в начале объявления совершенно лишняя (к кому ещё можно обращаться в транспорте?). Столь любимые составителями объявлений фразы по 10—20 слов на слух не воспринимаются вообще. Слово «напоминаем» можно смело выкидывать из любого сообщения, в нём нет никакого смысла.

    Объявления в наземном транспорте Москвы

    Здесь, с одной стороны, ситуация за последние несколько лет улучшилась. С другой — до сих пор иногда (по грубым прикидкам примерно в 10% случаев) автоинформатор не работает, и пассажирам приходится только догадываться, мимо какой остановки они сейчас проезжают. Сами сообщения об остановках везде выполнены хорошо. Проблемы начинаются в других местах.

    Во-первых, в городе постоянно происходят изменения, и аудиообъявления часто за этим не поспевают. Например, сообщения о закрытии южного вестибюля станции «Ленинский проспект» в некоторых автобусах и троллейбусах появились с заметным опозданием. Более того, они были убраны тоже сильно не в день открытия этого входа. Что ещё хуже — про ремонт северного вестибюля в 2017 году не сообщается (хотя название остановки — «Метро "Ленинский проспект"» — заставляет думать, что делать пересадку надо именно там).

    Во-вторых, пассажиров буквально забрасывают разной информацией. Вот конкретные примеры.

    «Уважаемые пассажиры! Напоминаем вам, что следует держаться за поручень не только во время движения, но и при отправлении троллейбуса от остановочных пунктов». Какая проблема решается в этом месте? Не все пассажиры держатся за поручень, кто-то может упасть и получить травму. Берутся ли пассажиры за поручни после того, как слышат такое объявление? Нет! Почему вообще люди не держатся за поручень — они враги себе, они хотят упасть? Нет, скорее всего, им это неудобно (и не следует считать, что частый повтор объявления решит проблему).

    Почему бы не поступить по-другому — держаться должно быть удобно, то есть с поручней должно свисать (до уровня 160—170 см) достаточно много удобных «ручек», а их материал должен быть таким, чтобы даже в самую холодную зиму руки не мёрзли (кожаное покрытие или слабо проводящий тепло пластик — хорошо, металл — плохо). Кстати, покачивающиеся в поле зрения ручки будут хорошим напоминанием «можно за меня взяться и не упасть».

    И, конечно, выражение «остановочный пункт» — это верный признак канцелярита. Такие слова приводят к тому, что объявления никто не слушает. Автобус (и троллейбус с трамваем) с точки зрения пассажира отправляется не от остановочного пункта, а просто от остановки.

    «Уважаемые пассажиры! С февраля 2015 года изменены тарифы на проезд в наземном городском пассажирском транспорте. С подробной информацией можно ознакомиться на официальном сайте ГУП «Мосгортранс» mosgortrans.ru». Совершенно непонятно, зачем нужно такое объявление. Даже в 2015 году его смысл был бы неясен — пассажир уже в салоне, он почти наверняка заплатил за проезд, неужели он не знает, сколько стоит билет? А если знает, как он должен отреагировать — решить «нет, это дорого, лучше теперь буду ездить на такси»? Но сейчас объявление устарело на два года и восемь месяцев!

    Иллюстрация: автора

    Что пассажиру важно знать про тарифы и в какой момент эта информация важна? Конечно, интересна в первую очередь цена билета на одну поездку — и ему это надо понимать в момент покупки талона у водителя. Как донести нужную информацию до пассажиров? На перегородке, отделяющей кабину от салона (возможно, и снаружи на передней двери, но это не обязательно), очень крупно написать «55 рублей». Ниже мельче — «цена билета на одну поездку на автобусе, троллейбусе, трамвае или метро», звуковое объявление убрать.

    «Уважаемые пассажиры! На маршрутах городского наземного транспорта организован ежедневный контроль оплаты проезда. Напоминаем, что за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа установлен штраф в размере одной тысячи рублей. При выявлении случаев неправомерного использования персонифицированной льготной карты на нарушителя накладывается администратитвный штраф в размере двух с половиной тысяч рублей. На линии осуществляется контроль оплаты проезда». На кого рассчитано это объявление? На людей, использующие чужие льготные карты. Почему они не покупают обычные билеты? Потому, что редко встречаются с контролёрами (собственно, поэтому им и надо напоминать про наказание).

    Как можно решить эту проблему? Увеличить число контролёров настолько, чтобы ездить по чужим льготным картам или без билета стало бы невыгодно. Очевидно, что контролёр, оформляющий за смену хотя бы 3—5 штрафов, окупает свою зарплату. Это только один из плюсов регулярного контроля; второй состоит в том, что уменьшается количество «зайцев» и растут доходы от продажи билетов. Все объявления о штрафах за безбилетный проезд и использование чужих льготных карт можно будет отменить.

    Кстати, это объявление ставит рекорд по плотности канцелярита. Вместо фразы «при выявлении случаев неправомерного использования персонифицированной льготной карты» можно было бы говорить «проход по чужой льготной карте», а вместо «на линии осуществляется контроль оплаты проезда» — что-то вроде «в Москве работает 1000 контролёров».

    «Уважаемые пассажиры! При переходе проезжей части пользуйтесь пешеходными переходами. Не переходите дорогу перед близко идущим транспортом. Переходите улицу только на зелёный сигнал светофора. Детей держите за руку. Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, не стойте близко к краю тротуара. Будьте внимательны при переходе проезжей части. Неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства может стать причиной аварийной ситуации». Чего добиваются авторы объявления? Очевидно, уменьшения столкновений машин с пешеходами, минимизации числа жертв. По странной иронии судьбы после этого объявления троллейбус может подъехать к перекрытому участку тротуара — в течение двух месяцев рабочие меняют остановку и укладывают плитку. Более того, в какой-то момент тротуар перекрывается полностью, и пешеходов направляют в обход по проезжей части.

    Что и как здесь нужно улучшить? Установить жёсткие сроки ремонтов остановок и тротуаров, требовать от строительных организаций перекрывать тротуар не больше, чем на половину ширины, всегда оставляя в районе остановки место у края проезжей части, на котором работы не ведутся. Напротив этого участка должен останавливаться общественный транспорт, чтобы пассажиры могли безопасно входить в салон и выходить на тротуар.

    Конечно, есть одна категория, для которой звуковые объявления — практически единственный способ получения информации. Это слабовидящие люди. Но здесь важно понять общую ситуацию с передвижением слабовидящих пассажиров в московском транспорте. В метро им помогает Центр обеспечения мобильности. Для облегчения передвижения в наземном транспорте можно было бы сделать единый городской Центр обеспечения мобильности, сотрудник которого сопровождал бы слабовидящего пассажира от выхода из дома до конца его маршрута. Кроме того, часть информации (о маршрутах автобусов, троллейбусов и трамваев) можно было бы дублировать на остановках шрифтом Брайля.

    Что касается сообщений об оплате проезда и штрафах — они слабовидящим людям не нужны, поскольку проезд у них бесплатный. Точно так же им не нужны, хотя и по другим причинам, напоминания о переходе улиц на зелёный сигнал светофора, о найденных подозрительных предметах и т.п. А вот актуальные объявления об остановках и закрытии выходов из метро поблизости весьма востребованы. Будем надеяться, что их станет легче поддерживать в наземном транспорте в свежем виде, если уменьшится количество дополнительных сообщений.

    Выводы

    Каждое лишнее объявление (о правилах поведения в транспорте; о приёме на работу в полицию или «Мосгортранс») отнимает 15 — 25 секунд у каждого пассажира. Многим за одну поездку на работу приходится прослушать по полтора десятка, в общем-то, ненужных сообщений. При этом кто-то хочет читать книгу, кто-то — говорить с другом. Но значительную часть времени пассажиров от этого отвлекают нравоучениями, без которых вполне можно обойтись. И уж если перед городскими властями стоит задача сделать транспорт комфортным для жителей Москвы, то надо думать не только о Wi-Fi и табло на остановках, но и о том, чтобы у пассажиров во время поездки не накапливалось раздражение.

    Отгородиться от этих избыточных звуков крайне сложно. Жители и пассажиры столицы и так постоянно находятся в атмосфере повышенной шумности — от строительных работ, автомобилей и другого транспорта. Но если о видеоэкологии на примере кричащих вывесок и перетяжек в городе подумали, то на аудиоэкологию (защиту от агрессивного звукового воздействия) ещё предстоит обратить пристальное внимание граждан и властей Москвы.

    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)