автора
Кемеровская трагедия заставляет всех нас внимательнее отнестить к вопросам безопасности. Но в этой статье хочется рассказать не про рамки на входе в метро, а о поведении при пожарах, ДТП и подобных ситуациях. Ведь в терактах в 2017 году в России погибло 18 человек, а в одной Москве пожары в 2017 году унесли жизни 115 человек.
Мы рассмотрели возможные опасные ситуации на транспорте и составили рекомендации по поведению в таких случаях. Правила больше ориентированы на транспорт Москвы, но с минимальными изменениями подходят и для других городов.
Если вы в метро упали на пути, то надо лечь в желоб между рельсами (лицом вниз). Рецепт «добежать до начала платформы, то есть места остановки первого вагона» гораздо хуже (может не хватить времени, а на некоторых станциях можно ошибиться с направлением). Бежать стоит, только если вы на 200% уверены в том, что добежите (и в том, что правильно выбрали направление). Перед тем, как лечь, надо избавиться от рюкзака (если подвагонное оборудование его зацепит, вы можете получить серьёзные трамвы).
Если у вас что-то упало на пути, позовите дежурного по станции. Вам всё вытащат с помощью «специальной палки». Лезть самому на пути нельзя (хотя бы потому, что вылезать придется, опираясь на находящийся под напряжением 750 Вольт третий рельс; это, кстати, объясняет и отсутствие совета «пытаться самостоятельно выбраться на платформу» в предыдущем абзаце).
Иногда человек может упасть в пространство между вагонами или застрять ногой в щели между вагоном и платформой. Если с вами это случилось, постарайтесь привлечь внимание всех окружающих (их задача — не дать машинисту отправить состав). Чтобы помочь провалившемуся человеку, нужно делать следующее:
Находясь внутри вагона, для разблокирования дверей можно использовать ручку на стене над сиденьями (в более новых вагонах — у самых дверей). Обратите внимание, что для каждой из сторон вагона (правой / левой) используется своя ручка, она расположена на соответствующей стенке. Перекидывание ручки в противоположное штатному положение не приводит к открыванию дверей — она их только разблокирует, но после этого двери открываются руками без усилия. На фотографиях показаны ручки в вагонах разных поколений.
Через динамики нам напоминают о том, что нужно приподнимать полы длинной одежды при входе на эскалатор и выходе с него. На самом деле опасным местом является именно выход — вероятность застревания одежды там гораздо выше, а времени на реакцию почти нет: зацепившаяся одежда стремительно уходит вниз, к двигателю, вращающему эскалатор.
Если вы видите, как что-то попадает в зазор между движущимися ступенями эскалатора и неподвижной «гребёнкой», вы можете спасти человека, остановив эскалатор. Кнопки остановки есть как в нижней, так и в верхней точках эскалатора, и справа, и слева (обратите внимание на фотографию).
Самое опасное — это пожар или взрыв в поезде. Здесь есть одно важное правило: машинист в любом случае (это хорошо показали все нештаатные ситуации в московском метро последних лет) будет отдавать указания через динамики. Выполняйте его требования, это важно для спасения. Вариантов эвакуации фактически два: или состав может продолжать двигаться, и тогда вас попросят сохранять спокойствие и при возможности скажут, через какое время поезд отправится к ближайшей станции, или предполагается выход пешком через туннель.
В последнем случае потребуется какое-то время, чтобы сотрудники метро отключили напряжение с рельсов, до этого момента пытаться выйти из вагона смертельно опасно (внимательно слушайте слова машиниста — он укажет, через какие двери и каким образом вам нужно выбираться, а также что делать потом). Возможно, вы можете сообщить машинисту какую-то важную информацию (о происходящем в вашем или соседних вагонах) — нажмите кнопку на устройстве связи «пассажир–машинист» и следуйте указаниям машиниста.
В каждом вагоне (а в поездах со сквозным проходом — в каждой «гармошке» между соседними вагонами) висит огнетушитель, но ваша задача — не погасить огонь любой ценой, а продержаться до момента, когда можно будет покинуть вагон. Дилемма «гасить или эвакуироваться» всегда решается в пользу второго варианта. На фотографиях показаны устройство для переговоров с машинистом и огнетушитель.
Эвакуация заканчивается, когда вы оказываетесь на улице. Поэтому после выхода на станцию слушайте указания сотрудников метро или ищите пути выхода сами. При эвакуции со станции, если есть возможность выбирать между лестницей и эскалатором, стоит предпочесть лестницу (при выключении электричества эскалатор может резко остановиться).
Главая опасность во время любого пожара — это отравление выделяющимися при горении газами. Чтобы спасти жизнь, бывает достаточно влажной тряпки, через которую вы будете дышать по дороге на поверхность. Наверное, бутылки с водой у вас с собой не будет, но можно смочить ткань или деталь одежды (например, шарф или шапку) собственной мочой — то, что у вас получится, послужит своеобразным противогазом.
В отличие от метро, в электричке вы не находитесь под землёй в замкнутом пространстве. Опасности примерно те же — пожар, падение на рельсы. В электричках установлены похожие устройства для связи с машинистом. Если вы видите, как кто-то упал в щель между платформой и вагоном или оказался зажат дверьми, и находитесь в тамбуре, вы можете сорвать стоп-кран (естественно, им нельзя пользоваться без необходимости — как и ручкой разблокирования дверей).
Как и в метро, привлечь внимание машиниста можно круговыми движениями руками, если вы попадаете в его зону видимости (обычно через зеркала кабины). В тёмное время суток в руке при возможности стоит держать фонарик (например, включить его в телефоне).
В некоторых случаях помощник машиниста едет не в передней, а в задней кабине. Если вам надо сообщить о проблеме из последнего вагона электрички, и вы видите выглянувшего из этой кабины человека, обращайтесь к нему, он тоже может задержать отправление поезда.
На железной дороге, в отличие от метро, нет находящегося под напряжением третьего рельса. Поэтому при падении на пути надо двигаться от них вбок в ту или иную сторону (проверив сначала, что в выбранном вами направлении нет опасности попасть под приближающийся поезд). Пространство под платформой (если туда можно попасть) — одно из хороших мест, куда можно отползти от путей хотя бы на время.
МЦК (Московское центральное кольцо) административно подчиняется московскому метрополитену, но по техническому обустройству гораздо ближе к железной дороге (оно почти не проходит под землёй, для питания в нём используется контактный провод, а не контактный рельс). Соответственно, здесь следует ориентироваться на правила безопасности для железной дороги.
В поездах дальнего следования нет устройств для связи с машинистом, но перед отправлением поезда с любой станции проводники должны подавать сигнал флажком машинисту. Если вы считаете, что отправление поезда угрожает человеку, находящемуся на путях или около них, просите проводника показывать запрещающий сигнал. В каждом вагоне есть стоп-кран — в экстренной ситуации им можно воспользоваться.
Если в автобусе, троллейбусе или трамвае начинается пожар, то надо сказать об этом водителю. После остановки нужно максимально быстро покинуть салон:
В Москве встречаются несколько десятков разных моделей автобусов, троллейбусов и трамваев, и во многих кожух над дверями не открывается, а никакой информации про кнопку разблокирования дверей нет. Есть модели, где положение кнопки разблокирования дверей указано чётко. Бывают промежуточные варианты — виден отсек, похожий на показанный на следующей фотографии, но нет никаких подписей (под ним такая же кнопка, но об этом трудно узнать). В любом случае в таком отсеке искать кнопку надо с осторожностью — в троллейбусе или трамвае есть опасность задеть находящиеся под напряжением 600 Вольт провода.
От горящего автобуса лучше сразу отойти на большое расстояние. Конечно, эффектные взрывы чаще происходят в Голливуде, но сочетание бензобака и огня — опасная вещь. Кроме того, автобус (равно как троллейбус или трамвай) — это сложная сборная конструкция, и при высокой температуре от неё могут с довольно большой скоростью отлетать в непредсказуемом направлении отдельные детали.
Как всегда, приоритеты такие:
В некоторых моделях наземного транспорта есть люки в крыше (иногда из-за кондиционеров в новых моделях их не делают, но даже в самом современном транспорте один-два аварийных выхода в крыше могут быть). Такой люк можно вытолкнуть вверх — это даст ещё одну возможность для эвакуации.
И на железной дороге, и в наземном городском транспорте при выходе нужно заранее оценить, нет ли опасности (на железной дороге — поезда, идущего по ближайшему пути, в остальных случаях — транспорта, проезжающего рядом). При возможности окно лучше разбивать с более безопасной стороны.
Ещё один вид чрезвычайных ситуаций на дороге — столкновение поездов с автотранспортом. Недавняя трагедия во Владимирской области, унёсшая жизни шестнадцати человек, показала, что при поломке автобуса на переезде надо действовать без промедления.
Если вы едете в автобусе, и он застревает на переезде через рельсы, то нужно немедленно покинуть салон. Оставаться внтури категорически нельзя; если вы видите спящих людей вокруг — разбудите их и объясните, что из автобуса нужно немедленно выйти. Самое главное в первые секунды — это не только оказаться снаружи автобуса, но и отойти от путей на достаточное расстояние. В случае удара железнодорожного состава автобус или его части могут отлететь на 10 метров и даже больше.
Выталкивать автобус с переезда можно только в том случае, если вы абсолютно уверены в невозможности появления поезда (например, если по всем путям на этом переезде поезда уже остановились в зоне видимости). Даже если поезд протаранит автобус, сильного вреда находящимся в вагонах людям не будет (массы состава и автобуса просто несопоставимы). С другой стороны, люди, выталкивающие автобус с переезда, подвергают себя смертельной опасности, если не все поезда на ближайших участках остановились.
Мы очень надеемся, что эти правила никому из читателей не придётся применять на практике. Тем не менее, лучше прочитать их и запомнить, чем растеряться в незнакомой опасной ситуации.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)