Фото автора
За последние 10 лет транспортникам Будапешта удалось достичь успеха в развитии сети ночных маршрутов. Как им это удалось? В этой статье вы найдёте краткий обзор изменений, а также личные впечатления автора после использования ночных маршрутов в августе 2015 года.
До 2005 года в городе работало 17 ночных маршрутов, сеть была довольно небольшая, некоторые "дальние" маршруты выполняли всего по два рейса за ночь. Расписание маршрутов друг с другом было не согласовано, интервалы различались.
В 2005 году по инициативе общественной организации VEKE (что-то типа "Будапештцы за общественный транспорт") ночная сеть была кардинально переработана. Поменялись все маршруты, их стало значительно больше — 34. Основной "фишкой" этой реформы стала интеграция в общедоступную сеть ночных маршрутов служебных автобусов, которые доставляли водителей в автобусные парки (так называемые "развозки"). Благодаря этому у автобусных парков образовались настоящие "пересадочные пункты", куда сходились несколько маршрутов. По основным улицам автобусы стали ходить с интервалом 15 минут. Местами это достигается четырьмя маршрутами по совмещенному отрезку трассы. Каждый из маршрутов ходит при этом раз в час. На окраинах линии расходятся в разные стороны.
Длина сети увеличилась на 102%. Кроме того, на ночные рейсы распространён единый дневной тариф. До этого ночью действовали только отдельные, более дорогие билеты.
В 2008 — уже 36 маршрутов. На некоторых направлениях сокращены интервалы. Большее развитие получили маршруты на периферии, связывающие между собой линии из центра. Улучшилось согласование расписаний маршрутов друг с другом, чтобы пересаживаться было удобнее.
С 1 мая 2011 г. стартовала круглосуточная работа трамвая № 6, который обслуживается самыми длинными в мире трамваями Siemens Combino. Интервалы до 0:30 составляют 10 минут, после — 15 минут. Ранее по этому маршруту работали с аналогичными интервалами "всего лишь" автобусы Ikarus 280 маршрута № 906.
С 3 марта 2012 - открыты ещё три маршрута, в том числе линия в аэропорт имени Ференца Листа. Схема и описание изменений.
На ночном маршруте № 937 (один рейс в сутки), являющемся по сути продлённой версией № 901, проведён эксперимент по услуге "рейс по заказу". Автобус заезжает на определённые остановки только при наличии заказа по телефону.
Сейчас в Будапеште действует 41 ночной маршрут. В ночи перед выходными днями на ряде маршрутов вводятся дополнительные рейсы. По основным направлениям интервалы составляют от 5 минут (на отрезке вдоль линии метро № 3), причём работают сочленённые автобусы.
Наша поездка проходила в не совсем обычных условиях. Из-за проведения музыкального фестиваля "Сигет" число ночных пассажиров возросло. В связи с чем работал ночной поезд HEV, интервалы по трамваю № 6 сократили до 10 минут, а на маршрут № 918 поставили сочленённые машины. Но всё равно пассажиров в автобусах было прилично. И самое главное — это гарантированные пересадки. Наш Ikarus маршрута № 909 минут десять ждал на окраине стыковки для пересадки № 956, четыре пассажира пересело. А после нас ждал автобус № 914, на который также удалось пересесть благодаря согласованному расписанию.
Ночные маршруты притягательны для контролёров, которых попадается очень много. Целые их "стада" можно встретить на трамвае № 6.
В целом, будапештская ночная система — очень хороший пример для подражания и учебное пособие "Как правильно организовать ночные перевозки и не убить идею". На сайте BKK можно увидеть актуальную схему транспорта венгерской столицы в темное время суток.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)