Будапешт: как развивалась сеть ночных маршрутов

  • Александр Зеленцов
    23 сентября 2015 г. — 08:59
    1225
    Иллюстрация: 

    Фото автора

    За последние 10 лет транспортникам Будапешта удалось достичь успеха в развитии сети ночных маршрутов. Как им это удалось? В этой статье вы найдёте краткий обзор изменений, а также личные впечатления автора после использования ночных маршрутов в августе 2015 года.

    До 2005 года в городе работало 17 ночных маршрутов, сеть была довольно небольшая, некоторые "дальние" маршруты выполняли всего по два рейса за ночь. Расписание маршрутов друг с другом было не согласовано, интервалы различались.

    2003 г.

    В 2005 году по инициативе общественной организации VEKE (что-то типа "Будапештцы за общественный транспорт") ночная сеть была кардинально переработана. Поменялись все маршруты, их стало значительно больше — 34. Основной "фишкой" этой реформы стала интеграция в общедоступную сеть ночных маршрутов служебных автобусов, которые доставляли водителей в автобусные парки (так называемые "развозки"). Благодаря этому у автобусных парков образовались настоящие "пересадочные пункты", куда сходились несколько маршрутов. По основным улицам автобусы стали ходить с интервалом 15 минут. Местами это достигается четырьмя маршрутами по совмещенному отрезку трассы. Каждый из маршрутов ходит при этом раз в час. На окраинах линии расходятся в разные стороны.

    Длина сети увеличилась на 102%. Кроме того, на ночные рейсы распространён единый дневной тариф. До этого ночью действовали только отдельные, более дорогие билеты.

    2006 г.

    В 2008 — уже 36 маршрутов. На некоторых направлениях сокращены интервалы. Большее развитие получили маршруты на периферии, связывающие между собой линии из центра. Улучшилось согласование расписаний маршрутов друг с другом, чтобы пересаживаться было удобнее.

    2008 г.

    С 1 мая 2011 г. стартовала круглосуточная работа трамвая № 6, который обслуживается самыми длинными в мире трамваями Siemens Combino. Интервалы до 0:30 составляют 10 минут, после — 15 минут. Ранее по этому маршруту работали с аналогичными интервалами "всего лишь" автобусы Ikarus 280 маршрута № 906.

    С 3 марта 2012 - открыты ещё три маршрута, в том числе линия в аэропорт имени Ференца Листа. Схема и описание изменений.

    На ночном маршруте № 937 (один рейс в сутки), являющемся по сути продлённой версией № 901, проведён эксперимент по услуге "рейс по заказу". Автобус заезжает на определённые остановки только при наличии заказа по телефону.

    Сейчас в Будапеште действует 41 ночной маршрут. В ночи перед выходными днями на ряде маршрутов вводятся дополнительные рейсы. По основным направлениям интервалы составляют от 5 минут (на отрезке вдоль линии метро № 3), причём работают сочленённые автобусы.

    Наша поездка проходила в не совсем обычных условиях. Из-за проведения музыкального фестиваля "Сигет" число ночных пассажиров возросло. В связи с чем работал ночной поезд HEV, интервалы по трамваю № 6 сократили до 10 минут, а на маршрут № 918 поставили сочленённые машины. Но всё равно пассажиров в автобусах было прилично. И самое главное — это гарантированные пересадки. Наш Ikarus маршрута № 909 минут десять ждал на окраине стыковки для пересадки № 956, четыре пассажира пересело. А после нас ждал автобус № 914, на который также удалось пересесть благодаря согласованному расписанию.

    Ночные маршруты притягательны для контролёров, которых попадается очень много. Целые их "стада" можно встретить на трамвае № 6.

    В целом, будапештская ночная система — очень хороший пример для подражания и учебное пособие "Как правильно организовать ночные перевозки и не убить идею". На сайте BKK можно увидеть актуальную схему транспорта венгерской столицы в темное время суток.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)