Ольга Демчук
К осени собран своеобразный урожай практики работы средств индивидуальной мобильности (СИМ) по обновлённым с начала весны Правилам дорожного движения. Он принёс немало пищи для размышлений. Статистика говорит об увеличении числа ДТП с использованием электросамокатов, поэтому в Госдуме обсуждаются варианты ужесточения ответственности от административной и вплоть до уголовной. Также озвучены варианты введения государственных регистрационных знаков и других средств контроля за владельцами и арендаторами СИМ.
Обсуждение ограничительных мер совпало с событиями в Париже, где 1 сентября полностью отказались от использования арендованных электросамокатов в результате референдума. В свою очередь, исследовательский центр портала SuperJob.ru провёл свой опрос среди жителей обеих российских столиц касательно того, стоит ли запрещать сервисы кикшеринга. Пока же на федеральном уровне идут обсуждения, в Санкт-Петербурге начали вводить запрет на движение всех видов СИМ по ряду улиц в центре города.
Запретительные меры не являются единственной альтернативой для упорядочения движения средств индивидуальной мобильности в городе. Специально для TR.ru — Транспорт в России развёрнутый комментарий о необходимых изменениях в нормативной базе и комплексном подходе к благоустройству территорий дал директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
По сведениям сетевого издания «Ведомости», Госдума прорабатывает варианты повышения ответственности для водителей электросамокатов. С 2019 года количество ДТП с участием электросамокатов увеличилось более чем в 40 раз. Первоочерёдно в авариях страдают дети и пожилые люди. В Госдуме считают, что проблема приобрела массовый характер.
В России действие Правил дорожного движения уже распространилось и на средства индивидуальной мобильности (СИМ). Соответствующее постановление Правительства вступило в силу 1 марта. В соответствии с ним скорость СИМ ограничена 25 км/ч. По тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам на таком транспорте можно ездить если его масса не превышает 35 кг. Но адаптация относительно молодого вида передвижения к нормативной базе на этом далеко не завершена.
Минтранс России прорабатывает вопрос включения в КоАП положений, предусматривающих штрафы для водителей электросамокатов за нарушение ПДД — езду в пьяном виде, оставление места ДТП, превышение скорости и езду на электросамокате вдвоём. Кроме этого, депутаты «Единой России» направили обращение в Минтранс и МВД с предложением запретить передвижение на электросамокатах лицам до 18 лет на пешеходных улицах и ограничить скорость СИМ до 15 км/ч. Аналогичные меры предлагается ввести для электровелосипедов.
4 сентября работа над правками зашла дальше административного кодекса. Источник сообщил, что депутаты Комитета по транспорту при участии «Справедливой России» предложили ввести для водителей электросамокатов госномера, а также уголовную ответственность. В Госдуме обратили внимание, что в КоАП нет нормы об ответственности водителей СИМ, и призвали её установить «наравне с водителями иных транспортных средств». Также депутаты предложили дополнить УК РФ статьёй 264.5 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности». Наказание по статье предусмотрено при причинении тяжкого вреда здоровью граждан. Также авторы считают необходимым крепить на СИМ госномера.
Предложения подкрепились статистикой: в 2022 г. число ДТП с участием СИМ выросло на 40%, за первые шесть месяцев 2023 г. — на 181,9% в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. Число пострадавших увеличилось на 183,2%. По всей России погибли 12 человек, включая одного ребёнка. Также травмы получили более 1000 граждан, в том числе 432 ребёнка в возрасте до 16 лет.
По сведениям портала IZ.RU, в общественном совете при ГУ МВД России по МОскве ситуацию сравнили с появлением мопедов, когда «была такая же вакханалия в части нарушений дорожного движения», «на них ездили все подряд», а «в ответ на это на мопедах появились специальная категория водителей «М» и номерные знаки». В совете считают, что с СИМ необходимо поступить аналогичным образом: ввести госномера, идентификационный номер СИМ, регистрацию через сайт «Госуслуг», прохождение техосмотра и проверку на знание ПДД. Пока же для контроля есть только один инструмент — камера видеофиксации.
Однако уже на следующий день, 5 сентября, сетевое издание «РБК» сообщило, что правительство не поддержало идею с регистрационными знаками по причине «избыточности норм». Возможности контроля затруднены тем, что СИМ могут использовать не только владельцы, а в КоАП уже есть ответственность «иных лиц, участвующих в дорожном движении». Ко всему прочему регионы начали вводить ограничения для самокатов самостоятельно.
По мнению правительственной комиссии по законопроектной деятельности, законопроект не отражает ряда моментов. Например, не урегулированы вопросы оформлением документов при совершении сделок с СИМ. Введение госрегистрации потребует дополнительных бюджетных средств. Также есть предложение по регистрации через единую информационную систему, в которой будут фиксировать владельцев электросамокатов, а компании кикшеринга будут направлять данные об арендаторах и их маршрутах.
Кроме описанного законопроекта, разработаны и иные предложения. В частности, в июле ЛДПР анонсировала свой вариант касательно госномеров. Либерал-демократы предложили полностью запретить движение по городским дорогам без номерных знаков любых СИМ на автономной тяге, способных развивать скорость более 5 км/ч. При передвижении в дождь нужно установить ограничение в 5 км/ч, а также принять презумпцию виновности в отношении владельца СИМ, которое может ехать быстрее 10 км/ч, если произошло столкновение с пешеходом на тротуаре или пешеходном переходе. Законопроект в Госдуму пока не внесён.
На фоне обсуждений в российской Госдуме в Париже с 1 сентября перестала быть доступной быстрая аренда электросамокатов через приложение. По итогам апрельского референдума, на котором почти 90% участников высказались за то, чтобы убрать электросамокаты с улиц, мэрия французской столицы не продлила лицензии трёх крупных сервисов кикшеринга. Об этом сообщило информационное агентство ТАСС.
Dott, Lime и Tier, сдававшие электросамокаты в аренду по схеме free float (со свободной парковкой на улицах) начали вывозить из города свой парк в 15 тыс единиц заранее. Часть отправят в пригороды, часть — в другие города республики и даже за рубеж. Например, в Германию, Польшу, Великобританию и Израиль.
Прекращение работы сервисов не стало полным запретом. Личными СИМ по-прежнему пользоваться можно, а ещё для прогулок доступны арендные электровелосипеды.
История арендных электросамокатов Парижа длилась чуть более пяти лет. Сначала горожане встретили новинку с энтузиазмом, однако вскоре столкнулись с проблемами возросшего травматизма, а также захламлённости дорог и тротуаров. В 2022 году в Париже погибли три человека, 459 — пострадали в авариях с «моторизированными персональными транспортными средствами».
Власти поэтапно ввели ограничения скорости до 10 км/ч, штрафы за перевозку нескольких человек и вождение в наушниках, оборудовали парковочные зоны, но это не повлияло на ситуацию. Требовали регулировки и от операторов. Dott, Lime и Tier предлагали разные решения, в том числе введение регистрационных знаков, однако «ответа из мэрии не последовало». В дополнение против электросамокатов выступили экоактивисты и природоохранные ассоциации, которые вылавливали СИМ из Сены.
Комментарий касательно решения парижан дали в Госдуме: регулировать использование электросамокатов следует через создание инфраструктуры и разработку правил обращения, а не через запреты. Об этом проинформировали «Ведомости».
Пока же в России ведут свою статистику. По сведениям «Интерфакс» со ссылкой на опрос Исследовательского центра портала SuperJob.ru, большинство жителей Москвы и Петербурга высказались за запрет сервисов аренды электросамокатов. Опрос проводился 27-28 августа 2023 года среди 2000 респондентов в возрасте от 18 лет, представляющих экономически активное население Москвы и Санкт-Петербурга (по 1000 респондентов в каждом из городов).
В Москве такой запрет сочли полезным 62%, против выступили 22%. Сторонников запрета раздражают брошенные на тротуаре электросамокаты и нетрезвые водители СИМ. Москвичи же, выступающие против запрета, настаивают на том, что электросамокаты удобны. В Петербурге за запрет сервисов аренды СИМ выступили 66% респондентов. Среди аргументов — опасность езды и большое количество аварий. Против запрета высказались 24%. Воздержались 16% москвичей и 10% петербуржцев. В целом за лето граждан, поддерживающих идею запрета сервисов аренды электросамокатов в Москве и Санкт-Петербурге, стало больше — плюс 18% и 16% соответственно.
Подробнее с результатами опроса можно ознакомиться по ссылке.
Тем временем в Петербурге уже начали экспериментировать с запретом движения электросамокатов на центральных городских улицах — Адмиралтейской и Дворцовой набережных.
6 сентября Комитет по транспорту Санкт-Петербурга сообщил о завершении установки 15 дорожных знаков 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». С этого же дня введён запрет на езду на самокатах по всей набережной — от Сенатской площади до Дворцового проезда. Он распространяется на использование частных и арендных электросамокатов, скейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколёс и других СИМ. Штраф для нарушителей составит 500 рублей. Мера касается как арендных, так и частных СИМ. До конца сентября аналогичный запрет будет введён и на всём протяжении Дворцовой набережной, от набережной реки Фонтанки до Дворцового проезда. Адмиралтейская и Дворцовая набережные выбраны в качестве пилотных зон для установки знаков 3.35 по согласованию с Управлением ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области.
Кроме этого, комитет по транспорту совместно с депутатами Заксобрания работают над законом Санкт-Петербурга, который регламентирует парковку самокатов и предельное число СИМ. Будут определены зоны, где парковка возможна, во всех остальных местах это будет считаться нарушением.
По сведениям портала «Электронное интернет-телевидение правительства Санкт-Петербурга», в Северной столице насчитывается около 37 тыс арендных самокатов. С начала 2023 года сделано более 2 млн предупреждений, оштрафовано 2,5 тыс пользователей и заблокировано 7 тыс аккаунтов. Наиболее распространённые нарушения — езда вдвоём, пересечение пешеходного перехода на самокате и неправильная парковка.
В последний месяц лета в Санкт-Петербурге утвердили новые дополнения к соглашению с операторами кикшеринга («Яндекс Go», «Whoosh», «Urent» и «Busyfly»): отныне в нём предусмотрено 28 зон запрета движения СИМ, 58 зон запрета размещения СИМ, 133 улицы, где возможно движение на самокатах со скоростью до 15 км/ч и семь зон, где возможно движение самокатов со скоростью до 10 км/ч.
Специально для TR.ru — Транспорт в России о перспективах развития СИМ в России, необходимых изменениях в нормативной базе и важности комплексного подхода к благоустройству территорий рассказал директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов.
— Являются ли запретительные меры единственной альтернативой упорядочения движения СИМ в сложившейся ситуации?
— Запретительные меры не являются единственной, да и в целом здоровой альтернативой для упорядочения движения средств индивидуальной мобильности в городе. Городские власти должны задумываться о том, каким образом им лучше работать с новыми видами мобильности. На самом деле, есть множество вариантов, которые действительно работают: от развития инфраструктуры для СИМ и оборудования выделенных полос, до законодательного упорядочения их движения.
Развитие инфраструктуры для СИМ дает ряд преимуществ не только в вопросах транспортной доступности, но и в сферах экологии, экономики и привлекательности города: снижается шум от дорожного движения и количество выбросов углекислого газа, повышается доступность общественного транспорта, городское пространство используется эффективнее, сокращаются траты на дорожную инфраструктуру.
— Как можно решить проблему СИМ в городах с помощью благоустройства территории?
— Как раз именно благоустройство позволяет переосмыслить уже существующее городское пространство. Определять те места и зоны, которые можно выделить для инфраструктуры, подходящей для СИМ. Разрабатывать специальные полосы и дорожки, где пользователи СИМов могут перемещаться отдельно от пешеходов и, в идеале, от автотранспорта. В тех случаях, когда нет возможности делать выделенную инфраструктуру внутри пешеходных зон, можно использовать проезжую часть.
Отдельно выделенные зоны на проезжих частях позволяют СИМам не сталкиваться с пешеходами, ведь, как известно, большее количество конфликтов с участием средств индивидуальной мобильности возникает между СИМ и пешеходами, а не автомобилистами.
Благоустройство даёт очень хорошие результаты, когда выполняется комплексно: то есть принимает во внимание не только организацию дорожного движения «от борта до борта» самой улицы, но и то, что происходит от бортов до фасадов домов, так как большая часть пользователей улицы находится также и в этом пространстве. Статистика показывает, что правильно выполненное благоустройство повышает безопасность движения. Так, например, на реконструированной Большой Дорогомиловской улице в Москве количество ДТП снизилось на 58 %, на улице Остоженка — на 45 %, на улице Бутырский Вал — на 28 %.
— Чем дорожная инфраструктура для СИМ отличается по своей специфике от велоинфраструктуры?
— Дорожная инфраструктура для СИМ абсолютно ничем не отличается от велоинфраструктуры. Велосипед — это тоже средство индивидуальной мобильности. И подходы к развитию инфраструктуры должны быть едиными.
— Какие меры нормативно-правового регулирования (включая градостроительные нормы) следует изменить для повышения безопасности использования СИМ в городах для всех участников дорожного движения?
— В России уже складывается достаточно хорошая нормативно-правовая практика по регулированию данного вопроса. Если есть велоинфраструктура, то основные нормы следующие: нельзя ездить по тротуару при наличии велодорожки, запрещено ездить со скоростью более 25 км/ч, необходимо спешиваться при переходе дорог. Кстати, сейчас вопрос о том, стоит ли спешиваться на переходах или нет, активно обсуждается в отрасли. Стоит отходить от традиционных регулируемых пешеходных переходов и делать регулируемые переезды для СИМов, то есть переезды, оборудованные светофорами, чтобы потоки не пересекались.
Я считаю, что самая большая проблема сейчас — это мониторинг качества исполнения тех самых норм, контроль за пользователями средств индивидуальной мобильности. На данный момент, как такового контроля за ними на практике нет. Города стремятся регулировать этот вопрос и придумывают различные решения. К примеру, в Москве уже работает Ситуационный центр по вопросам СИМ. Специалисты центра пока что только «видят» эти нарушения, но Кодекс об административных правонарушениях не позволяет штрафовать пользователей СИМ за их нарушения, зафиксированные камерами фото и видеофиксации. Это и есть следующий шаг, который необходимо сделать в отношении СИМ, чтобы автоматизировать контроль и упорядочить нормативно-правовую базу.
Резюмируя всё вышесказанное — секрет регулирования СИМов прост. Нужно создать качественную инфраструктуру, безопасную для всех пользователей и участников дорожного движения (пешеходов, автомобилистов, пользователей СИМ), а также усилить контроль за исполнением законодательных норм. И тогда всё будет хорошо.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)