Московский троллейбус в мае: отмены маршрутов и тесты без проводов

  • Павел Яблоков
    3 мая 2016 г. — 15:21
    2096
    Иллюстрация: 

    автора

    Со 2 мая, как TR.ru уже сообщал 29 апреля, в центре Москвы прекращено движение восьми троллейбусных маршрутов по их привычным трассам. Вместо шести маршрутов запущено пять их автобусных заменителей. А ещё двум маршрутам полную замену так и не обеспечили – их сократили так, что они больше не доходят до Тверской улицы и Кремлёвского кольца.

    Только ветер гудит в проводах

    «Чёрный день» в истории Московского троллейбуса, к сожалению, наступил. Около 6.00 утра 2 мая последний троллейбус маршрута № 15 (он, в отличие от своих семи собратьев по несчастью, работал всю ночь) покинул пределы Садового кольца. Без маршрутного движения осталось более 50 километров линий. При этом необходимость столь скорого вытеснения троллейбусов с центральных улиц вызывает очень большие вопросы.

    Целью снятия троллейбусов с центральных улиц города власти города называли горожанам работы по благоустройству улиц. Однако по состоянию на 2 мая нигде, кроме Бульварного кольца, работы пока не начаты. Более того, проводившиеся в прошлом, 2015 году, аналогичные работы наглядно показали, что и после реконструкции улиц троллейбусам вполне можно найти на них место. После строительных работ троллейбусы остались на Долгоруковской, Мясницкой и Мытной улицах, а также на Фрунзенской набережной, где благодаря сохранению контактной сети с успехом прошёл праздник Московского троллейбуса 24 октября 2015 года.

    Да и сейчас на разных улицах подход к благоустройству у столичных властей различен. Уже объявлено, что на Таганской улице троллейбусы сохранят, а по Садовому кольцу решение пересмотрели в марте этого года: теперь троллейбусы здесь переживут как минимум 2016-й год. Тендер с переработанной конкурсной документацией объявлен здесь позже всех остальных городских — в последние дни апреля. По большинству объектов в это время уже заключались госконтракты с победителями.

    Таким образом, ещё несколько дней или недель троллейбусы могли бы ходить по своим маршрутам, не мешая строителям.

    По оставшемуся без троллейбусных маршрутов Кремлёвскому кольцу (здесь сняты маршруты №№ 1, 2, 12, 33 и 44), с утра спокойно поехали из парка на свой маршрут троллейбусы маршрута № 63 «138-й квартал Выхина – Лубянская площадь». И вечером они точно так же, но через южную часть Кремлёвского кольца, поедут с маршрута в парк через Большую Полянку.

    А организованный ровно 11 лет назад — 3 мая 2005 года — автобусный маршрут № 12ц, ещё 31 марта этого года признанный генеральным директором «Мосгортранса» «во многом искусственным, неудобным», стал единственным дневным маршрутом общественного транспорта, проходящим по всей Тверской улице в обоих направлениях. До директивного снятия троллейбусов он за 10 лет работы под троллейбусными проводами по трассе маршрута троллейбуса № 12 не смог вытеснить его в равных условиях. По состоянию на апрель 2016 года, на участке «Белорусский вокзал – Китай-город» только 27% рейсов выполнялось автобусами, а на долю троллейбусов приходились 73%.

    Подготовка к новым сокращениям?

    Похоже, дело не ограничится отменой шести троллейбусных маршрутов и сокращением ещё двух.

    За двое суток до «чёрного дня» «Мосгортранс» неожиданно стал готовить маршруты троллейбуса №№ 16, 45 и 63 к переходу на работу с участком автономного хода между метро «Китай-город» и Лубянской площадью. Дистанция автономного хода здесь около километра, поэтому власти рассчитывают, что с заданием справятся троллейбусы последних лет поставки (2012-2013 годы), не имеющие функций увеличенного автономного хода.

    В разгар праздников. 30 апреля и 1 мая, с опущенными «рогами» участок преодолевали троллейбусы «Тролза-5265» «Мегаполис» маршрута № 16. В последующие дни ожидается тестирование возможностей троллейбусов и других моделей.

    Видео: Максим Осташко

    Чем может быть вызвана такая поспешная обкатка участка?

    Работы по благоустройству Кремлёвского кольца тут ни при чём. Как следует из документации, размещённой на сайте госзакупок, благоустройство будет проходить в два этапа. В первый, который завершат в августе 2016 года, войдут только Кремлевская набережная на участке от Большого Каменного моста до Васильевского спуска, Боровицкая площадь, улицы Манежная, Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд.

    На Новой, Старой и Славянской площадях, а также Китайгородском проезде благоустройство отнесли на второй этап работ, который пройдёт уже в следующем году – с апреля по август 2017 года.

    В то же время, после отмены и сокращения маршрутов №№ 1, 2, 9, 12 и 33, единственным участком обслуживания тяговой подстанции № 30, расположенной на Новой площади, остаётся только фрагмент линии маршрутов №№ 16, 45 и 63 от Лубянской площади до Солянского проезда. Таким образом, речь может идти о подготовке к полному выведению одной из центральных тяговых подстанций из оборота, либо сдаче её в аренду под нетранспортные нужды.

    Согласно порталу госзакупок, в настоящее время «Мосгортранс» ведёт подготовку к передаче в аренду порядка 48 сооружений, которыми он в праве распоряжаться, однако их конкретный профиль не разглашается. Заявленным критериям площади (не более 500 квадратных метров) удовлетворяют, в частности, здания конечных станций и тяговых подстанций.

    Противоречивая информация поступает и насчёт судьбы троллейбусной линии по Большой Якиманке и улице Серафимовича, на которой пока сохранено движение троллейбусных маршрутов №№ 4, 33 и 62. Хотя Департамент транспорта Москвы не называл этот участок в составе ликвидируемых, по сведениям Дирекции капитального ремонта Департамента капитального ремонта Москвы, проектной документацией предусмотрен демонтаж контактной сети на улицах Серафимовича и Большая Якиманка. Хотя на соседней улице Большая Полянка, уже практически оставшейся без троллейбусного движения, в рамках контракта демонтаж не предусмотрен.

    Выбранный столичными транспортниками путь замены троллейбусов на автобусы способен разочаровать даже противников троллейбусного движения. В ходе проводимых перемен рвутся транспортные связи. Автобусы на центральные улицы частично перебрасывают с окраинных улиц города, чем ухудшается обслуживание периферийных районов Москвы.

    Сапожник без сапог

    К сожалению, в ближайшие месяцы не исключены замены троллейбусов на автобусы и на других маршрутах. Парк троллейбусов стареет — по информации Департамента транспорта уже более 430 машин нуждается в замене. А поступят в этом году в Москву только 12 новых «рогатых» — производства энгельсского завода «Тролза» .

    Это тем более удивительно, если учесть, что «Мосгортранс» сам является производителем троллейбусов. Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом «СВАРЗ», являющимся одним из филиалов «Мосгортранса», только за последние пять лет выпущено свыше 150 троллейбусов для Москвы. С 2013 года троллейбусы с логотипом «СВАРЗ» работают в Краснодаре, а в этом году 14 троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 пополнят троллейбусные парки Крыма.

    Поэтому критика в адрес отечественных производителей троллейбусов, прозвучавшая, в том числе на Круглом столе «Перспективы троллейбусного транспорта» от представителя «Мосгортранса», весьма странна. Когда одна и та же компания занимается и производством, и эксплуатацией троллейбусов – то вопрос недовольства качеством собственной продукции вообще должен решаться самостоятельно, а не выноситься на всеобщее обозрение. То же самое относится и к критикуемому столичным транспортным руководством качеству контактной сети и её спецчастей. Основной поставщик для неё – мосгортрансовский завод «ЭМОЗ» (Электромеханический опытный завод), ныне ставший одной из производственных площадок «СВАРЗа». От его продукции зависит и состояние контактной сети в других городах России – московские спецчасти широко применяются во многих троллейбусных хозяйствах страны.

    Видеозапись Круглого стола «Перспективы троллейбусного транспорта» в НИУ ВШЭ 31.03.2016

    TR.ru продолжит следить за развитием ситуации с троллейбусным сообщением в Москве.

    Регионы: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)