Троллейбусные линии в Санкт-Петербурге и Москве: как сделать провода воздушнее?

  • Павел Яблоков
    29 октября 2016 г. — 19:24
    2470
    Иллюстрация: 

    из архива автора

    Две российские троллейбусные столицы — Москва и Санкт-Петербург — меняют облик своей контактной сети. В них проводятся разные эксперименты, но общее направление одно: сделать движение троллейбусов более удобным и быстрым.

    В Москве…

    Изменения контактной сети, приятные для всех участников дорожного движения, произошли после завершения строительства подземного пешеходного перехода на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. На время работ, из-за раскопок проезжей части транспорт пересекал перекрёсток по суженным коридорам и искривлённым траекториям. Не стали исключением и троллейбусы. После восстановления постоянных габаритов проезжей части настало время заменить строительные «времянки» на постоянную контактную сеть.

    Смонтированная специалистами «Мосгортранса» новая контактная сеть имеет гораздо более плавные линии, чем ранее. Криволинейные участки контактной сети разбиты на аккуратные сегменты с применением новых типов кривых держателей.

    Благодаря этому, троллейбусы могут проезжать повороты на любой комфортной для движения скорости, не тормозя потоки движения и не опасаясь схода штанг. Контактная подвеска выполнена в двух разных видах – как на тросовых поперечинах, так и на маятниках. Это отвечает самым современным тенденциям выполнения подвесок в странах Западной Европы. Улучшилось визуальное восприятие контактной сети – она выглядит менее громоздкой.

    Изменения претерпели и спецчасти контактной сети. На перекрёстке двух оживлённых столичных проспектов появились пересечения с возможностью прохождения штанговых токоприёмников троллейбуса под напряжением. Это облегчает работу как водителю троллейбуса в условиях плотного автомобильного потока, так и его соседям по движению. Установлено и пересечение с острыми углами, которое токоприёмники троллейбуса позволяют проезжать с большей скоростью, чем традиционные варианты.

    Интересно, что такого результата специалисты «Мосгортранса» смогли добиться даже при использовании спецчастей старого образца – лишь благодаря культуре монтажа контактной сети. Судя по номенклатуре закупаемых компонентов в заказах, размещаемых на портале госзакупок, изделия более современного вида, с меньшими углами захода штанговых токоприёмников, в их распоряжении пока отсутствуют. А ведь именно это позволяет осуществлять проход троллейбусов через узлы контактной сети с увеличенной скоростью, а также придаёт визуальную лёгкость и элегантность контактной сети. Здесь мировая троллейбусная столица начала отставать даже от городов России – таких, как Санкт-Петербург и Челябинск.

    Впрочем, в ближайшее время Москва готовится провести следующий эксперимент. На пересечении улицы Академика Королёва и Останкинского проезда вся контактная сеть будет заменена на  комплектующие от чешской фирмы Elektroline. К сожалению, идея этого эксперимента вынашивалась слишком долго, с конца «нулевых», когда была установлена первая в Москве скоростная стрелка у Электрозаводского моста. За это время появились отечественные разработки, которые по многим показателям даже лучше импортных. В частности, у них более узкая, но довольно универсальная номенклатура, которая позволяет из нескольких элементов такого «конструктора» формировать контактную сеть любой конфигурации. В то время как импортные комплектующие надо, как в ателье, примерять к узлу. И малейшее изменение организации движения может сделать её непригодной к дальнейшему использованию — как на этом, так и на любом другом перекрёстке.

    Модернизация контактной сети – важный шаг для дальнейшего развития троллейбусного хозяйства города, по-прежнему носящего звание троллейбусной столицы мира. Ранее в 2016 году столичными властями было заявлено, что отказываться от такого вида транспорта, как троллейбус, в Москве не намерены ни сразу, ни постепенно. В то же время комфортно работать на городских улицах троллейбусам мешают некоторые участки сети. Они монтируются «с нуля», как восстановленная линия по Волгоградскому проспекту, но при этом выполнены по старым технологиям.

    …и Петербурге

    14 октября 2016 года здесь начались испытания первой автоматической скоростной стрелки СТУ-П, в конструкции которой используются полимерные материалы. Как и её близкого родственника — сходную стрелку СТС-П — новую спецчасть контактной сети сперва решили испытать в 1-м троллейбусном парке Санкт-Петербурга.

    В конструкции стрелк­и производства ООО «ИВИС» (город Санкт-Петербург) применены оригиналь­ные решения, касающиеся системы принудительного гашения электромагнитной дуги и синтетически­х полимерных материалов изоляции. А металлические констр­укции стрелки полностью выпол­нены из нержавеющей с­тали.

    В результате этого, ­новая стрелка-автомат получилась весом практич­ески в три раза меньше традиционных конструкций (семейства СТУ-5) – около 50 кг.

    На испытаниях троллейбус прох­одит стрелку в токово­м направлении на скор­ости 35 км/ч, что поз­воляет двигаться в об­щем потоке автотрансп­орта, не снижая значительно скорости. Потолок прохождения «традиционных» спецчастей троллейбусами колеблется от пяти до 15 км/ч. Д­ополнительный экономи­ческий эффект, получаемый с помощью новой стрелке – это сбережение электроэнергии которая раньше трат­илась на торможение и­ пуск троллейбуса при­ проходе автоматических стрелок старого образ­ца. Кроме этого, сниж­ение веса стрелки зна­чительно упрощает её ­монтаж и уменьшает механическую на­грузку на опоры конта­ктной сети.

    Ранее в Санкт-Петербурге уже испытаны и установлены на перекрёстках новые сходные стрелки и скоростные безизоляционные пересечения.

    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)