онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
из архива автора
Две российские троллейбусные столицы — Москва и Санкт-Петербург — меняют облик своей контактной сети. В них проводятся разные эксперименты, но общее направление одно: сделать движение троллейбусов более удобным и быстрым.
Изменения контактной сети, приятные для всех участников дорожного движения, произошли после завершения строительства подземного пешеходного перехода на пересечении Ломоносовского проспекта и проспекта Вернадского. На время работ, из-за раскопок проезжей части транспорт пересекал перекрёсток по суженным коридорам и искривлённым траекториям. Не стали исключением и троллейбусы. После восстановления постоянных габаритов проезжей части настало время заменить строительные «времянки» на постоянную контактную сеть.
Смонтированная специалистами «Мосгортранса» новая контактная сеть имеет гораздо более плавные линии, чем ранее. Криволинейные участки контактной сети разбиты на аккуратные сегменты с применением новых типов кривых держателей.
Благодаря этому, троллейбусы могут проезжать повороты на любой комфортной для движения скорости, не тормозя потоки движения и не опасаясь схода штанг. Контактная подвеска выполнена в двух разных видах – как на тросовых поперечинах, так и на маятниках. Это отвечает самым современным тенденциям выполнения подвесок в странах Западной Европы. Улучшилось визуальное восприятие контактной сети – она выглядит менее громоздкой.
Изменения претерпели и спецчасти контактной сети. На перекрёстке двух оживлённых столичных проспектов появились пересечения с возможностью прохождения штанговых токоприёмников троллейбуса под напряжением. Это облегчает работу как водителю троллейбуса в условиях плотного автомобильного потока, так и его соседям по движению. Установлено и пересечение с острыми углами, которое токоприёмники троллейбуса позволяют проезжать с большей скоростью, чем традиционные варианты.
Интересно, что такого результата специалисты «Мосгортранса» смогли добиться даже при использовании спецчастей старого образца – лишь благодаря культуре монтажа контактной сети. Судя по номенклатуре закупаемых компонентов в заказах, размещаемых на портале госзакупок, изделия более современного вида, с меньшими углами захода штанговых токоприёмников, в их распоряжении пока отсутствуют. А ведь именно это позволяет осуществлять проход троллейбусов через узлы контактной сети с увеличенной скоростью, а также придаёт визуальную лёгкость и элегантность контактной сети. Здесь мировая троллейбусная столица начала отставать даже от городов России – таких, как Санкт-Петербург и Челябинск.
Впрочем, в ближайшее время Москва готовится провести следующий эксперимент. На пересечении улицы Академика Королёва и Останкинского проезда вся контактная сеть будет заменена на комплектующие от чешской фирмы Elektroline. К сожалению, идея этого эксперимента вынашивалась слишком долго, с конца «нулевых», когда была установлена первая в Москве скоростная стрелка у Электрозаводского моста. За это время появились отечественные разработки, которые по многим показателям даже лучше импортных. В частности, у них более узкая, но довольно универсальная номенклатура, которая позволяет из нескольких элементов такого «конструктора» формировать контактную сеть любой конфигурации. В то время как импортные комплектующие надо, как в ателье, примерять к узлу. И малейшее изменение организации движения может сделать её непригодной к дальнейшему использованию — как на этом, так и на любом другом перекрёстке.
Модернизация контактной сети – важный шаг для дальнейшего развития троллейбусного хозяйства города, по-прежнему носящего звание троллейбусной столицы мира. Ранее в 2016 году столичными властями было заявлено, что отказываться от такого вида транспорта, как троллейбус, в Москве не намерены ни сразу, ни постепенно. В то же время комфортно работать на городских улицах троллейбусам мешают некоторые участки сети. Они монтируются «с нуля», как восстановленная линия по Волгоградскому проспекту, но при этом выполнены по старым технологиям.
14 октября 2016 года здесь начались испытания первой автоматической скоростной стрелки СТУ-П, в конструкции которой используются полимерные материалы. Как и её близкого родственника — сходную стрелку СТС-П — новую спецчасть контактной сети сперва решили испытать в 1-м троллейбусном парке Санкт-Петербурга.
В конструкции стрелки производства ООО «ИВИС» (город Санкт-Петербург) применены оригинальные решения, касающиеся системы принудительного гашения электромагнитной дуги и синтетических полимерных материалов изоляции. А металлические конструкции стрелки полностью выполнены из нержавеющей стали.
В результате этого, новая стрелка-автомат получилась весом практически в три раза меньше традиционных конструкций (семейства СТУ-5) – около 50 кг.
На испытаниях троллейбус проходит стрелку в токовом направлении на скорости 35 км/ч, что позволяет двигаться в общем потоке автотранспорта, не снижая значительно скорости. Потолок прохождения «традиционных» спецчастей троллейбусами колеблется от пяти до 15 км/ч. Дополнительный экономический эффект, получаемый с помощью новой стрелке – это сбережение электроэнергии которая раньше тратилась на торможение и пуск троллейбуса при проходе автоматических стрелок старого образца. Кроме этого, снижение веса стрелки значительно упрощает её монтаж и уменьшает механическую нагрузку на опоры контактной сети.
Ранее в Санкт-Петербурге уже испытаны и установлены на перекрёстках новые сходные стрелки и скоростные безизоляционные пересечения.
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)