Кремёнки останутся без автобусного сообщения с Москвой: очередная «победа» 220-ФЗ?

  • Павел Яблоков
    20 февраля 2017 г. — 18:41
    3493
    Иллюстрация: 

    С 1 марта 2017 года должно прекратиться прямое сообщение между городом Кремёнки Калужской области и городом Москвой. В «Мострансавто» принято решение о закрытии маршрута № 913 «Кремёнки – Москва (м. Южная)». Объявления об этом уже появились на автобусных остановках.

    Прощай, прямой маршрут?

    Все рейсы, выполнявшиеся по маршруту № 913, будут переведены на более короткий маршрут № 363 «Протвино – Москва (м. Южная)» и станут отправляться в Москву от протвинской автостанции. Поэтому жители подмосковного наукограда не пострадают от нововведений. Чего не скажешь о жителях города Кремёнки – фактически города-спутника Протвина, расположенного в другом регионе. Многие из них работают в Москве, так как ближе не смогли найти подходящей им работы. Поэтому они будут продолжать поездки «на перекладных» – автобусными маршрутами №№ 104, 139, 144 до соседнего города Протвино, и далее в Москву маршрутом № 363. Для припозднившихся пассажиров, возвращающихся из Москвы, автоколонна № 1790 ГУП МО «Мострансавто» с 1 марта вводит дополнительные рейсы по маршруту № 139 из Протвино ровно в полночь. Обратно из Кремёнок ночной автобус будет отправляться сразу по прибытию, в 0:15.

    По расписанию, действующему в феврале, «кремёнковский» маршрут № 913 является основным и для связи города Протвино с Москвой. Если на маршруте № 363 ежедневно выполняется по восемь-девять рейсов в каждую сторону, то на маршруте № 913 – по 12-15, в зависимости от дня недели.

    Кремёнки — город в Жуковском районе Калужской области России, центр городского поселения «Город Кремёнки» Жуковского муниципального района. Население - около 10,5 тыс. человек. Большинство трудоспособных жителей занято на предприятиях городов Протвино, Серпухов и Серпуховского района Московской области.

    Отмена маршрута № 913 не вызвана отсутствием спроса на перевозки, ни даже неплатежеспособностью пассажиров. Они готовы платить, однако продолжать перевозчику работать на маршруте становится невозможным. Причины кроются в последствиях принятия Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Федеральный закон: дорегулировались?

    В первый месяц после вступления 220-ФЗ в силу в 2015 году регистрация маршрутов в новых реестрах, предусмотренных законом, имела упрощённый характер. Перевозчикам нужно было просто успеть подать в соответствующий уполномоченный орган (федеральный, региональный или муниципальный) документы, подтверждающие наличие у них ранее выданных согласований. Такие маршруты были зарегистрированы и включены в стартовые версии реестров маршрутов всех уровней.

    Для тех же, кто опоздал подать сведения, или не смог их подтвердить, регистрация давно существующих маршрутов подчас стала невозможной из-за усложнившихся требований. Так, все остановочные пункты маршрутов, в которых разрешено делать остановки межрегиональным маршрутам, должны быть зарегистрированы в федеральном реестре остановочных пунктов.

    Интересный нюанс заключается в том, что 220-ФЗ возлагает регистрацию остановочных пунктов в федеральном реестре остановок на… владельцев остановок. Они должны не только подать заявку, указав в ней целый ряд обязательных характеристик, но и заручиться заключением Ространснадзора о том, что остановочный пункт соответствует всем установленным требованиям.

    Даже для владельцев автовокзалов и автостанций это занятие – не из простых. Но у них хотя бы есть стимул. Для них «остановочный пункт межрегиональных маршрутов» – это источник доходов.

    А если конечная остановка маршрута находится не на автовокзале, а на обычной дороге, или же на автодороге находятся промежуточные остановки маршрута? Этого создатели закона явно не учли.

    В общем случае обыкновенные остановки являются элементом обустройства дороги и находятся в собственности… дорожных организаций, или муниципалитетов. Такая же ситуация и с остановкой в городе Кремёнки.

    Межрегиональные маршруты – это не только экспрессные междугородные маршруты из одного крупного города в другой крупный. Это и маршруты с остановками на оживлённых перекрёстках, и маршруты с конечными в сельских населённых пунктах. И маршруты между двумя соседними городами, порой отделёнными друг от друга всего на каких-то пять километров, но находящимся при этом в разных регионах России. Как подмосковный город Протвино и город Кремёнки Калужской области, где последний де-факто является спальным микрорайоном первого.

    Хотя из некоторых положений 220-ФЗ можно подумать, что под ними подразумеваются как минимум аналоги местных авиалиний с остановками в роли аэродромов, автобусами в роли лайнеров и так далее.

    Но и это не всё. Установив жёсткие требования к остановкам межрегиональных маршрутов, федеральный закон № 220 отдал на откуп регионам право ещё больше конкретизировать, какие из остановок годятся для использования в качестве начальных или конечных, а какие – нет. На сегодня в Москве, Московской и Калужской областях уже имеются такие перечни.

    Так, в Москве определили девять пунктов для отправления и прибытия автобусов со всей России. В их число не входит территория у станции метро «Южная» куда прибывают и откуда отправляются маршруты №№ 363 и 913. Более того, конкретно для автобусов в направлении Калужской области разрешены только шесть – международный автовокзал «Южные ворота», и расположенные у одноимённых станций метро автостанции «Варшавская», «Красногвардейская», «Орехово», «Новоясеневская» и «Тёплый стан».

    Маршрута № 363 это ограничение не касается, так как он в Калужскую область не заходит и является смежным межрегиональным (в эту категорию включены все маршруты между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Севастополем и Крымом). Поэтому он может, как и прежде, отправляться от «Южной». В январе этого года «Мострансавто» подтвердило право дальнейшего обслуживания этого маршрута, победив в конкурсе, проводившемся Минтрансом Московской области.

    Не легче жителям Кремёнок и от инициативы властей родной Калужской области. Они ограничили перечень конечных остановок межрегиональных списком из 31 названия. Ближайшие к Кремёнкам разрешённые конечные остановки межрегиональных маршрутов находится в городах Таруса (25 км от Кремёнок) и Жуков (34 км).

    Власти Подмосковья тоже внесли свою лепту в создание дополнительных ограничений для открытия маршрутов. Если автостанция в Протвино попала в список разрешённых конечных пунктов, то в Серпухове нынешняя конечная автобусов из Кремёнок (у железнодорожного вокзала) отсутствует в утверждённом Правительством Московской области перечне. Город Серпухов представлен лишь автостанцией на площади Революции, которая находится от станции Серпухов в трёх километрах или в семи остановках городских автобусов. Железнодорожная станция в Серпухове – ближайшая к Кремёнкам. Пригородными и дальними поездами отсюда можно уехать в Москву, Подольск, Чехов, Тулу, Курск и Орёл.

    От полного паралича межрегионального сообщения Кремёнок с ближайшими городами Подмосковья – Серпуховом и Протвино спасает лишь то, что часть перевозчиков успела зарегистрировать свои маршруты в федеральном реестре ещё тогда, когда действовали упрощённые требования. Так, по маршруту № 144 «Кремёнки – Серпухов» имеют право работы ИП Гаврилов С.П., ИП Громакова Л.В. и ГУП МО «Мострансавто». По маршруту № 139 «Протвино – Кремёнки» – ГУП МО «Мострансавто», а по маршруту № 104 «Протвино – Кремёнки» – ООО «Автотранссервис-2». Сейчас шансы на регистрацию этих же маршрутов с заявленными ранее остановками по действующим правилам были бы равны нулю. Ведь в федеральный реестр маршрутов могут попасть только те из заявленных, для которых все остановки включены в федеральный реестр остановок. Круг практически замкнулся…

    Есть ли выход?

    «Свет в конце тоннеля» для жителей Кремёнок всё же есть. По информации телекомпании «Южное Подмосковье», в строящемся торговом центре по соседству с городской автобусной остановкой Кремёнок могут быть выделены площади для оборудования кассового пункта или даже мини-автостанции.

    Таким образом, остановку в Кремёнках можно будет внести в федеральный реестр остановочных пунктов межрегиональных маршрутов и в калужский областной перечень остановочных пунктов, разрешённых для использования в качестве конечных или начальных остановок. Вот только останется ли у нынешнего перевозчика маршрута № 913 желание восстанавливать маршрут?

    Очевидно, что для коротких пригородных межрегиональных маршрутов, соединяющих соседние районы по обе стороны границы субъектов РФ, нужны какие-то другие правила организации, отличающиеся от межрегиональных маршрутов, проходящих не одну сотню километров. Вот только когда до этого додумаются в Минтрансе России?

    Кремёнки уже не первый раз становятся жертвами 220-ФЗ. С января 2016 года отменены льготы и регулируемые тарифы на маршрутах №№ 104, 139, 144, соединяющих Кремёнки с городами Протвино и Серпуховом, поскольку такой вид перевозок оказался непредусмотренным новым законодательством. В результате количество рейсов на этих маршрутах существенно сократилось. Некоторые маршруты, соединявшие Подмосковье с соседними областями, по этой же причине и вовсе закрылись.

    Виды транспорта: