Катамараны, катера, СПК и СВП: судостроители готовят новый флот к навигации—2023 и не только

  • Павел Яблоков
    12 января 2023 г. — 13:10
    363
    Иллюстрация: 

    ОАО «Судостроительный завод "Вымпел"» / vympel-rybinsk.ru

    Навигация на большинстве водных маршрутов носит сезонных характер. Но производственная программа судостроительных заводов круглогодична. В межсезонье происходят многие важные события, влияющие на новую навигацию. Новые суда различных типов готовятся как для регулярных маршрутов, так и для туристических. Скоростные и «медленные» катамараны готовятся для Санкт-Петербурга и Байкала, на Ямале пассажиры труднодоступных районов получат новый катер. В Нижегородской области продолжают строить уже ставшие серийными «Метеоры» и «Валдаи», а также осваивают выпуск судов на воздушной подушке.

    Катер для ЯНАО

    Минувшей осенью АО «Костромской судомеханический завод» сдало новый катер серии КС-162, получивший имя «Стерх», для Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Предварительные швартовные и ходовые испытания с проверкой узлов и агрегатов на предмет исправности и работоспособности судостроители провели на «базовой» реке предприятия — Костроме.

    В 2023 году катер КС-162 «Стерх» начнёт курсировать на внутримуниципальных маршрутах, где станет дополнять спущенный на воду в 2021 году аналогичный катер КС-162 «Победа–75». 44-местный катер длиной 21,29 м и шириной 3,21 м будет связывать районный центр Шурышкары с сёлами Питляр, Горки, Лопхари, Азовы, Овгорт, Восяхово и маленькими деревнями. Восемь мест предназначены для маломобильных пассажиров, родителей с детьми, беременных женщин и людей пожилого возраста. Катер оснащён системой отопления в рубке, пассажирском салоне и санузле, в летний период предусмотрена судовая система кондиционирования.

    Катера серии КС-162 могут развивать скорость до 24,2 узлов (46 км/ч), они управляются экипажем из двух человек, сообщило АО «Костромской судомеханический завод».

    Катамараны для Байкала

    В декабре судостроительный завод «Вымпел» начал сборку двух катамаранов на подводных крыльях проекта HSC 150В в Иркутске на производственной площадке Восточно-Сибирского пароходства. Каждый катамаран состоит из шести секций весом около 2,5 тонн каждая: двух носовых, двух средних, двух кормовых, которые в октябре-декабре доставлялись с площадки завода «Вымпел» в Иркутск на автомобильных тралах к месту окончательной сборки.

    Пассажирские суда катамаранного типа с динамической разгрузкой подводными крыльями проекта HSC150B предназначены для скоростных пассажирских перевозок на магистральных речных и озёрных линиях. Их малая осадка 1,4 м существенно расширяет географию пассажирских перевозок. Особенность крыльевого устройства позволяет осуществлять безопасную посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег. Катамараны длиной 36,7 м и шириной 11,4 м способны развивать скорость не менее 60 км/ч и вмещать 148 человек. Запас топлива продолжает совершать плавания дальностью около 1000 км.

    Торжественная закладка первого катамарана проекта HSC 150В состоялась 13 мая 2022 года в Рыбинске, сообщил судостроительный завод «Вымпел».

    Серийный «Метеор» и первый «Волжский»

    27 декабря на судостроительном предприятии ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева в Чкаловске Нижегородской области заложили сразу два новых судна: седьмое проекта «Метеор 120Р» и головное судно на воздушной подушке проекта «Волжский».

    Планируется, что в 2023 году «Метеор 120Р» дебютирует и на реках Нижегородской области, где пока работают под управлением ООО «Водолёт» только суда проекта «Валдай 45Р».

    Новое судно на воздушной подушке (СВП) «Волжский» строится по собственному проекту ЦКБ. Это первое судно такого типа в современной истории ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Такой транспорт вместимостью 25 пассажиров предназначен для круглогодичной перевозки пассажиров в светлое время суток на водных, снежных и грунтовых поверхностях при температуре воздуха от -35°С до +40°С в поселениях, не имеющих пристани. Вместимость нового судна — 25 человек, дальность хода — до 900 км, а развиваемая скорость — до 65 км/ч. Судно строится по заказу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Энергетическая установка на СВП будет отечественного производства.

    Производственные мощности ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева позволяют производить до четырёх−шести «Метеоров» и шести−восьми «Валдаев» в год. Для дальнейшего увеличения объёма производства судов продолжается проектирование и строительство новых корпусов-эллингов. Так, недавно на предприятии расконсервирован производственный корпус, не использовавшийся с конца прошлого века. После реконструкции в него будет перенесено производство «Валдаев» и судов на воздушной подушке, сообщил сайт Правительства Нижегородской области.

    Головное СПК проекта «Метеор 120Р» спущено на воду в 2021 году, а в 2022 году два первых «Метеора» начали работу на маршрутах компании «Северречфлот». Новые «Метеоры 120Р» в ближайшее время появятся в Якутии, Нижегородском регионе, Северо-Западном федеральном округе и других регионах нашей страны, сообщило ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева.

    Договор лизинга между АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и нижегородским ООО «Компания по развитию скоростного судоходства "Водолёт"» на поставку одного скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» был подписан 16 ноября в рамках выставки и форума «Транспорт России» в Москве.

    Поставку одного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» в Якутию для местной компании «Ленатурфлот» также будет выполнена по договору лизинга с ГТЛК. Контракт подписан в рамках программы по развитию лизинга отечественных судов с государственным финансированием. Поставка судна будет способствовать развитию пассажирских перевозок на внутренних водных путях и внутреннего туризма в Якутии, сообщает ГТЛК.

    Катамараны для Кронштадта

    На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) продолжается строительство первых двух скоростных пассажирских катамаранов «Форт "Кроншлот"» и «Форт "Пётр Первый"» проекта 04580 «Котлин». Их спуск на воду запланирован на весну 2023 года. Они будут работать на линии в Невской губе Финского залива, соединяющей центр Санкт-Петербурга и Кронштадт.

    Конструкция катамаранов адаптирована к навигации в черте Петербурга с учетом низких мостов, требований к минимальному волнообразованию и возможности выхода в Финский залив. Кроме того, суда смогут швартоваться в один уровень с «Метеорами», которые уже обслуживают этот маршрут.

    Помимо шести скоростных катамаранов проектов «Котлин», для обслуживания объектов реализуемого в Кронштадте туристического проекта «Остров фортов» будут построены четыре пассажирских катамарана другого проекта «Соммерс» для передвижения на менее длинные расстояния и с меньшей скоростью. 23 декабря стороны сделки сообщили о заключении трёхстороннего контракта между СНСЗ, ООО «Нева Тревел» и Государственной транспортной лизинговой компанией. Проект, предусматривающий строительство четырёх пассажирских катамаранов (по два в 2024 и 2025 годах) реализуется на условиях государственного софинансирования в рамках программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта. Суда проекта «Соммерс» смогут вмещать до 150 пассажиров на открытой верхней или закрытой нижней палубах, развивать скорость до 11 узлов (около 20 км/ч) и сохранять устойчивость при высоте волны до 1,2 м, сообщает Средне-Невский судостроительный завод.

    В качестве топлива для новых пассажирских судов будет использоваться сжиженный природный газ. 30 декабря Объединённая судостроительная корпорация сообщила о подписании четырёхстороннего соглашения о взаимодействии между Минпромторгом России, Правительством Санкт-Петербурга, ПАО «Газпром» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) о развитии водного транспорта на сжиженном природном газе (СПГ) в акватории Санкт-Петербурга. В соответствии с соглашением ОСК разработает, построит и сертифицирует новые проекты речного пассажирского транспорта на СПГ для использования в Санкт-Петербурге, а также будет участвовать в популяризации использования СПГ в качестве моторного топлива для судов. В состав линейки судов войдут туристические прогулочные, круизные, а также скоростные суда. Они должны быть спроектированы, исходя из условий эксплуатации на малых реках и каналах Санкт-Петербурга.

    «Валдаи» для Самарской области

    22 ноября АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) завершило передачу в Самарскую область партии из четырёх скоростных судов на подводных крыльях проекта «Валдай 45Р»: состоялась передача двух последних судов (первая пара уже работала на Волге в навигацию 2022 года).

    С 2013 года ГТЛК заказала строительство 157 отечественных судов, большая часть из которых грузовые. Почти сто из них уже переданы судоходным компаниям. В портфеле заказов ГТЛК 16 скоростных судов: две «Кометы», четыре «Валдая», три «Метеора», семь скеговых пассажирских судов на воздушной подушке, сообщает госкомпания.

    В 2023 году планируется начало регулярной работы новых для России судов — электроаквабусов для Москвы-реки. Старт проекта, предусматривающего открытие двух регулярных маршрутов, создание флота из 21 электрического водного трамвая отечественного производства, строительство 23 понтонных причалов, шести береговых зарядных станций и двух пунктов базирования, перенесён с 2022 года.

    Как сообщает ГТЛК, регулярные речные перевозки пассажиров на электросудах отечественного производства на базе государственно-частного партнерства могут быть запущены в 18 регионах страны, в том числе в Ленинградской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Иркутской областях, Красноярском и Краснодарском краях, Крыму, Якутии и Бурятии. Объём необходимых инвестиций оценивается в 30 млрд руб., из которых 20 млрд потребуется на закупку флота и 10 млрд — на создание сопутствующей инфраструктуры.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: