Московские центральные диаметры: изменения в расписаниях перед запуском D3 и D4

  • Павел Яблоков
    21 июля 2023 г. — 17:00
    660
    Иллюстрация: 

    За считанные недели до намеченного запуска пассажирского движения по двум новым Московским центральным диаметрам готовность многих объектов вызывает большие вопросы. Но и темпы изменения железнодорожного ландшафта вблизи пусковых участков тоже немалые. Высокая степень готовности объектов Ленинградско-Казанского (МЦД-3) и Киевско-Горьковского (Калужско-Нижегородского, МЦД-4) диаметров позволяет транспортникам уже озвучивать подробности изменения графиков движения поездов с запуском диаметров. Параллельно со строительством путей и платформ готовится к работе новый подвижной состав, адаптируется система оплаты проезда, внедряется новая система управления движением поездов. Пассажирам восьми направлений Московского железнодорожного узла по-прежнему нужно следить за многочисленными изменениями в расписаниях движения электропоездов, вызванных строительно-монтажными работами.

    Начнут без них

    «Рабочими» датами открытия движения остаются 15 августа для МЦД-3 (D3) и 4 сентября для МЦД-4 (D4). Однако окончательными их пока считать нельзя.

    Некоторые станции МЦД-3 и МЦД-4 в дни открытия движения по диаметрам не примут пассажиров. Только в 2024 году будет открыта станция Митьково на соединительной линии Казанского и Ленинградского направлений, строительство которой начато только в мае этого года.

    Также сразу после открытия линий D3 и D4 поезда не будут останавливаться на станции Рижская. Одноимённый транспортно-пересадочный узел в стадии перестройки. Поезда линии D2 останавливаются на временной платформе. Платформы Ленинградского направления, включаемого в D3, закрыты в прошлом году, демонтированы и строятся заново. А на линии D4 в районе Рижской пока даже не проложены пути: идёт переустройство территории для прокладки рельсового полотна и последующего строительства платформ. В будущем готовятся сформировать единое пространство для пассажиров, позволяющее сделать пересадку между диаметрами не выходя на улицу, сообщил сайт Московского транспорта.

    На реконструкции находится платформа Малино Ленинградского направления: D3 начнёт работу без неё.

    Также не сформировано пространство под пути и в районе станции МЦД-4 Беговая: первое время поездам придётся проходить её в обход через III и IV главные пути Белорусского направления. Открыть станцию с лифтами, эскалаторами, кассами, турникетами, информационными табло и пересадкой между D1 и D4 планируют в 2024 году.

    Открытие станции МЦД-4 Кутузовская, позволяющее получить пересадку на МЦК последнему неохваченному железнодорожному направлению — Киевскому, анонсировано сайтом Московского транспорта как «уже в этом году». Однако строительная готовность объекта, позволяющего с помощью надземной пешеходной галереи пересесть на МЦК и Филёвскую линию метро, такова, что не позволяет со стопроцентной уверенностью отнести открытие Кутузовской к запуску движения по МЦД-4.

    Деревянное зодчество

    В процессе перехода на стандарты МЦД многие остановочные пункты продолжают работу по временной схеме. Старые капитальные платформы сносятся, неподалёку от них строятся новые, а на переходный период возводятся деревянные платформы.

    18 июля сайт Московского транспорта объявил, что в составе D3 на временной деревянной инфраструктуре будут принимать пассажиров четыре станции: Химки, Молжаниново, Подрезково и Фирсановская. Их оснастят всем необходимым для считывания билетов МЦД и оплаты картой «Тройка». Позднее на станциях обустроят пригородные вокзалы с лифтами, эскалаторами и безопасными разноуровневыми переходами через железнодорожные пути. В будущем планируется обновить все остановочные пункты Ленинградского направления.

    Деревянные платформы пока используются и на некоторых станциях D1 и D2, в частности, Беговой и Рижской.

    Перевод на цифровое управление

    Чем больше поездов — тем сложнее управлять ими. Поэтому на Московском железнодорожном узле в преддверии запуска МЦД-3 и МЦД-4 активно внедряют цифровую систему управления движением. Новая микропроцессорная система управления движением поездов (МПЦ) позволит повысить эффективность работы железнодорожной автоматики в несколько раз и обеспечить бесперебойное тактовое движение поездов с необходимым. Также система контролирует все параметры и сигнализирует об отклонениях, сохраняя всю информацию.

    Для подключения и настройки микропроцессорной системы управления необходимо сначала закончить основные строительные работы на участках, а по сформированным путям предоставить технологические «окна». В июле на «цифру» переводили станцию Апрелевка Киевского направления (МЦД-4) и Каланчёвская (вблизи платформы Площадь Трёх вокзалов, МЦД-2 и МЦД-4).

    Ранее на Киевском направлении цифровой автоматикой были оборудованы ещё шесть станций: Крёкшино, Толстопальцево, Внуково, Очаково, Лесной Городок и Москва-Сортировочная-Киевская. Также частично на МПЦ переведена станция Москва-Пассажирская-Киевская, где при помощи цифровой автоматики управляют движением пассажирских поездов дальнего следования.

    В ближайшее время железнодорожники переключат на МПЦ оставшиеся пути, после чего Киевское направление будущего МЦД-4 станет полностью цифровым, сообщила Московская железная дорога.

    Также в середине июля переключили на микропроцессорную систему управления станцию Митьково на соединительной ветви между Казанским и Ленинградским направлениями МЦД-3.

    Подготовка системы оплаты

    К запуску МЦД основной перевозчик диаметров — ЦППК, устанавливает дополнительные валидаторы на железнодорожных платформах, не оборудованных турникетами. Эта акция, впрочем, не ограничивается линиями МЦД-3 и МЦД-4. При этом среди аппаратов есть как устройства, питающиеся от электросети, так и инновационные автономные — работающие от аккумуляторов с использованием солнечных батарей для поддержания заряда. Они могут автономно функционировать до пяти-шести дней в зависимости от погоды. Уже установлено 150 таких устройств на 33 станциях, а к концу года их число доведут до 353 на 66 станциях.

    По состоянию на 4 июля, с середины 2022 года специалисты уже установили 813 новых валидаторов на станциях Москвы и Подмосковья из планируемых 1039. До 30 сентября планируется установить ещё 226 валидаторов обоих типов.

    Больше всего новых валидаторов ЦППК будет на Ярославском направлении — 306 устройств; на станциях Казанского и Горьковского — 294 и 244 валидатора соответственно. Ещё 84 новых устройства будет на Киевском направлении, 44 на Павелецком, 29 на Савеловском, 30 на Белорусском и восемь — на Рижском, сообщила Центральная ППК.

    «Аэроэкспрессы» берут выходные

    Пригородные маршруты Московского железнодорожного узла обслуживают три компании-перевозчика. Компания «Аэроэкспресс» обеспечивает связи с аэропортами, а также участвует в обслуживании пассажиров МЦД-1.

    В июльские дни работа аэроэкспрессов продолжается с некоторыми ограничениями. Так, 1 и 2 июля все аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево следовали только от Савёловского вокзала. А 8-9 июля поезда курсировали по полному маршруту, но в сокращённом варианте — вместо получасовых интервалов промежуток между соседними поездами увеличен до двух часов.

    В другие дни могут отменяться отдельные утренние или вечерние рейсы Шереметьевского направления либо сокращаться до Савёловского вокзала.

    Также в отдельные дни могут отменяться некоторые утренние или вечерние рейсы Внуковского направления.

    D1: Белорусское и Савёловское направления

    На участке МЦД-1 между Савёловским вокзалом и платформой Беговая пути D1 проходят параллельно строящейся инфраструктуре D4. Поезда по четвёртому диаметру планируют запустить уже этой осенью. Но до тех пор и в графике первого диаметра появляется немало изменений из-за путевых работ. Самые сложные из них, требующие ограничения движения, стараются проводить в выходные дни, когда пассажиров меньше.

    С 14 по 16 июля на станции Москва-Товарная-Смоленская Белорусского направления уложили два стрелочных перевода в рамках развития путевой инфраструктуры для МЦД-4.

    Ещё два перевода заменили с 14 по 17 июля на станции Катуар Савёловского направления, сообщила Московская железная дорога.

    D1 и D4: Белорусский вокзал

    На Белорусском вокзале для проходящих поездов уже построили две платформы из трёх, что позволило приступить к работам на третьей — боковой, примыкающей к зданию вокзала.

    В то же время проход на платформы, принимающие поезда D1, пока организован по временной схеме через Тверской путепровод. Новый подземный вестибюль с эскалаторами и лифтами пока сооружается.

    D2: Курское и Рижское направления

    С 3:00 8 июля до 15:00 9 июля железнодорожники взяли очередное окно для завершения основных работ по капитальному ремонту II главного пути длиной 12,6 км от станции Москва-Товарная–Курская до Царицыно, а также продолжили модернизацию контактной сети. Продолжительное «окно» отразилось на расписании движения Курского, Рижского направлений и МЦД-2, сообщила Московская железная дорога.

    В связи с переключением станции Каланчёвская на цифровую систему управления, 16 июля с 5:00 до 20:00 назначено технологическое «окно» на IV главном пути на станции и перегоне до Курского вокзала. На врем работ движение поездов от станции Москва—Пассажирская-Курская до платформы Рижская организовано по одному пути в реверсивном режиме. Часть поездов выведена из расписания, либо направлена укороченными «радиальными» маршрутами, сообщила Московская железная дорога.

    23 июля с 5:00 до 20:00 аналогичным образом переключают III главный путь на этом же участке. На центральном участке D2 интервалы движения будут увеличены до одного часа, часть поездов будет отменена. На радиальных направлениях интервалы увеличатся до 30-40 минут, со стороны Курского направления часть поездов будет следовать укороченными маршрутами от/до станций Царицыно, Перерва и Москва-Пассажирская-Курская, со стороны Рижского направления — от/до Стрешнево. Поезда по центральному участку D2 от Рижской до Курского вокзала будут пропускаться в реверсивном режиме по одному пути.

    Кроме этого, в связи с путевыми работами на станции Перерва с 23 по 28 июля в вечерне-ночное время с 22:00 до 5:00 часть поездов отменяется, со стороны Рижского направления некоторые поезда укорачиваются до/от Стрешнево, со стороны Курского направления — до/от Царицыно, сообщает сайт Московского транспорта.

    D2 и D4: Курский вокзал

    Одна из самых крупных строек, связанных с проектом МЦД, развернулась на Киевском вокзале.

    В сентябре, с запуском МЦД-4, на Курском вокзале для пассажиров планируют открыть новые подземный вестибюль, платформу № 4, а также тоннель № 3.

    В июле на платформе № 4 завершается установка навесов для защиты от осадков, после чего её оборудуют энергоэффективным освещением, современной навигацией, динамическими табло, информационными стойками, удобными лавочками и урнами.

    На противоположной от Курского вокзала стороне путевого веера возводится новый подземный вестибюль площадью 6 тыс кв. м, с шестью эскалаторами и шестью лифтами, а также залом ожидания. Ведётся отделка стен, укладка напольных гранитных плит и монтаж потолочных панелей. Вестибюль будет соединён с Курским вокзалом и платформами несколькими тоннелями.

    Готовящийся к запуску МЦД-4 тоннель № 3 обеспечит выход к БЦ Арма. До конца года планируется соединить подземный вестибюль с тоннелем № 1.

    Строительство платформ, реконструкция тоннелей и путевое переустройство станции Москва-Пассажирская-Курская ведётся поэтапно, что позволяет пассажирам пользоваться инфраструктурой на период работ, сообщила Московская железная дорога.

    D3: Казанское направление

    На Казанском направлении на пять суток продлили введённые в июне ограничения, связанные с формированием путей в зоне примыкания Митьковской соединительной ветви. С 4:40 10 июля до 4:40 15 июля на станции Москва-Пассажирская-Казанская демонтировали и уложили на новые ординаты почти километр III главного пути, часть которого пройдёт над строящимся поворотным тоннелем. К началу июля построено более 650 из 800 м тоннеля. В технологическое «окно» также уложили почти километр главного пути на Митьковской ветви, соединяющей Казанское и Ленинградское направления.

    Одновременно с 10 по 15 июля на будущей конечной станции D3 Ипподром начали удлинение платформ для их последующей интеграции с новым надземным переходом. В настоящее время завершается остекление фасадов моста.

    На время работ у многих поездов изменили время отправления и прибытия, а также количество остановок на маршруте, некоторые поезда вывели из расписания, сообщила Московская железная дорога.

    С 20 июля до 10 августа на станции Ипподром в связи со строительством пешеходного перехода закрыта платформа № 2, что привело к временной отмене остановки большей части поездов.

    Маршруты всех электропоездов с конечной станцией Ипподром укорочены до станции Раменское. Также остановка отменена у части поездов дальнего пригорода. Новый надземный переход придёт на смену наземному настилу. Также обновятся платформы — их постепенно оборудуют навесами и построят тёплые вестибюли с кассами и турникетами, сообщает сайт Московского транспорта.

    На нескольких перегонах Казанского направления: Москва — Перово, Люберцы — Быково, Раменское — Бронницы, а также на станции Раменское во второй половине июля железнодорожники усиливают систему энергообеспечения для обеспечения тактового движения поездов МЦД-3. Кроме того, в Раменском продолжили строительство пешеходного моста, а в Люберцах проводят ремонтно-путевые работы.

    D3: Ленинградское направление

    На Ленинградском направлении пассажиры к частым изменениям в расписании привыкли. Но сами корректировки меняются в зависимости от того, какими объектами занимаются строители.

    С 1 по 14 июля в связи с продолжением работ по модернизации железнодорожной инфраструктуры станции Крюково в будние дни пригородные поезда на участках Москва — Тверь и Москва — Конаково следовали по изменённому расписанию либо были отменены.

    Интервалы движения поездов увеличены:

    • на Москву: в утренний пик — частично до 20 минут, с 11:00 до 12:00 — до 1 часа, с 12 до 14:30 – до 2,5 часов, после 20:00 — до 40 минут;
    • из Москвы: в утренний пик — частично до 20 минут, с 10:30 до 14:30 — нет движения поездов, после 20:00 — до 40 минут.

    Часть поездов следовала от/до станций Сходня и Химки либо с отменой остановок на участке от Крюково до Ленинградского вокзала.

    Для повышения провозной способности оставшихся поездов продажа билетов в вагоны с указанием мест на пригородные поезда Тверь — Москва №№ 7963, 7927, 7939, 7957, 7945 и Москва — Тверь №№ 7924, 7938, 7958, 7960, 7948 временно приостановлена: заполняемость вагонов не ограничили местами для сидения.

    С 17 июля по 4 августа ограничений стало ещё больше. На перегоне Москва-Пассажирская-Октябрьская — Москва-Товарная-Октябрьская временно закрыт II главный путь для строительства съезда-примыкания I и II главных путей на пути Митьковской соединительной ветви.

    Поэтому для ряда поездов, следующих от/до станций Крюково, Клин, Тверь, Подсолнечная, Решетниково вместо Ленинградского вокзала конечным остановочным пунктом стали станции Грачёвская, Химки и Сходня. Пассажиров просят пользоваться пересадкой со станции Ховрино на одноимённую станцию Замоскворецкой линии метро, а также альтернативными маршрутами наземного транспорта, сообщила Октябрьская железная дорога.

    Интервалы движения поездов увеличены. В пиковые часы: до станции Ховрино интервал увеличен до 20 минут, до Ленинградского вокзала — до 30 минут. С 11:00 до 14:30 в направлении на Москву проследует только один поезд, направлении из Москвы между 10:30 и 14:30 движения поездов нет.

    Часть поездов следует с отменой остановок на участке от Ленинградского вокзала до станции Крюково. Пассажирам пригородных поездов 7000-й нумерации, следующих до станции Грачёвская, разрешён проезд по билетам 6000-й нумерации на участке Грачёвская — Химки. Для прохода через турникеты необходимо предъявить свой билет контролёру на турникетной линии, а при проверке в электропоезде — контролёру-ревизору, проинформировала Московско-Тверская ППК.

    В выходные дни 22-23 июля запланированы более серьёзные ограничения. Не будет движения поездов с 9:00 до 13:30 на всём участке от Зеленограда (станция Крюково) до Ленинградского вокзала в обоих направлениях. В остальное время интервалы движения увеличены на всем Ленинградском направлении до двух часов. Большая часть поездов отменена, часть оставшихся будет следовать вместо Ленинградского вокзала от/до станций Сходня, Химки, Грачёвская. Некоторые дальние пригородные поезда следуют от/до станции Поварово-1. Часть поездов, сохраняющих движение до Ленинградского вокзала, будут следовать с отменой остановок на участке Москва — Зеленоград.

    Проезд в экспрессах в эти дни возможен по билетам обычных электропоездов

    D3: Крюково

    В июле на ТПУ Крюково строители завершают отделочные работы на удлинённой части подземного пешеходного перехода (в сторону Крюковского рынка), а также строительство павильона № 2 конкорса.

    Развивается и конечная станция оборота моторвагонного депо Крюково — малый и большой парки отстоя, экипировки и снабжения электропоездов. Среди ближайших работ — завершение чистовой выправки железнодорожных путей, регулировка контактной сети, а также укладка кабельных линий СЦБ.

    Продолжаются строительные работы на путепроводной развязке в районе остановочного пункта Малино. В прошлом году произведена надвижка пролетного строения путепровода, сейчас специалистам предстоит завершить устройство контактной сети и водоотводных сооружений.

    D4: Горьковское направление

    С 30 июня часть поездов Горьковского направления (Нижегородский радиус будущего D4 вместо Курского следования заканчивают или начинают свои маршруты от платформы Серп и Молот. На Курском вокзале демонтирована часть тупиковых платформ, а «сквозная», которая будет принимать поезда D4 (в том числе «радиальные» до Площади Трёх вокзалов) — только строится.

    Изменения в расписании будут действовать до запуска диаметра, планируемого в сентябре этого года, сообщил сайт Московского транспорта.

    На неделе с 4:30 24 июля до 4:30 30 июля до вокзала будет доезжать не более 50% от общего числа поездов. Остальные будут отменены либо следовать от/до станций Серп и Молот и Нижегородская вместо Курского вокзала. Интервал движения на участке до Курского вокзала в утренние и вечерние пиковые часы будет увеличен до 20 мин., до Нижегородской — до 12 мин., в остальное время интервалы могут достигать 40 мин.

    D4: Железнодорожная

    Транспортно-пересадочный узел восточной конечной станции линии МЦД-4 Железнодорожная будет оснащён 16 эскалаторами и восьмью лифтами.

    К запуску МЦД-4 в сентябре планируется открыть две новые платформы, южный вестибюль (со стороны Советской ул.) и первую часть конкорса. Всего на станции будет четыре пассажирские платформы.

    На платформах, в вестибюле и конкорсе ведутся отделочные работы. На станции укладываются новые пути и стрелочные переводы. После открытия двух новых платформ для посадки и высадки пассажиров начнётся реконструкция ещё двух платформ, строительство северного вестибюля и второй части конкорса, сообщила Московская железная дорога.

    С 18:10 8 июля до 4:10 10 июля на станции Железнодорожная проводили подготовительные работы для укладки II главного пути на новые ординаты у платформы № 1, где будут останавливаться поезда будущего МЦД-4. Ранее на новую ось был уложен I главный путь. Заодно во время технологического «окна» провели глубокую очистку, балластировку и выправку станционных путей. Количество поездов, следовавших в это время по Горьковскому направлению, было сокращено.

    D4: Киевское направление

    В связи с переводом станции Апрелевка на цифровую систему управления с 0:30 15 июля до 16:45 16 июля часть путей на участке Селятино — Крёкшино закрывалось, движение поездов организовали по оставшимся путям. Ряд пригородных поездов вывели из расписания, некоторые следовали укороченными маршрутами либо с изменением времён отправления, прибытия и количества остановок на маршрутах.

    С 00:30 22 июля до 3:30 23 июля из-за модернизации системы управления движением часть поездов отменяется, некоторые проследуют с изменённым набором остановок, а интервалы движения оставшихся поездов будут увеличены до одного часа, сообщил сайт Московского транспорта. Кроме этого, последний поезд с Киевского вокзала отправится 21 июля в 23:20, а 22 июля в 23:47 вместо 0:50.

    Новый подвижной состав

    Продолжается подготовка новых электропоездов к работе на диаметрах. 11 июля «Иволга 3.0» вышла в рейс с пассажирами на Казанском направлении. До этого ЦППК завершила обкатку «Иволги 3.0» без пассажиров на всех направлениях будущих МЦД-3 и МЦД-4. На тестовых рейсах специалисты проверяли системы энергообеспечения, габариты приближения к платформам и другую инфраструктуру.

    Вплоть до запуска движения по МЦД-3 «Иволга 3.0» периодически будет совершать поездки по Казанскому направлению с пассажирами на борту, сообщила Центральная ППК.

    В июле поезд МЦД появился в самом центре Москвы, на Манежной площади. Точнее — один головной вагон состава «Иволга 3.0», доставленный с Тверского вагоностроительного завода. Вместе с вагоном метро «Москва-2020» они встречают гостей одной из площадок Московского урбанистического форума 2023 — выставке «Станция Манеж», сообщил сайт Московского транспорта.

    Будущие графики движения D3 и D4

    Линия наземного метро МЦД-4 (D4) «Калужско-Нижегородский» длиной 86 км с 35 остановочными пунктами свяжет Апрелевку и Балашиху (станция Железнодорожная). Планируемый интервал движения поездов на Киевском и Горьковском радиусах — 5,5 минут.

    Ранее уже было объявлено, что на сквозных маршрутах внутри диаметра МЦД-4 Апрелевка — Железнодорожная будут работать только современные электропоезда серии ЭП2Д — 16 составов. А поезда дальнего пригорода, не направляющиеся по всему диаметру, будут следовать на Киевском направлении до Киевского вокзала и с Горьковского — до Площади трёх вокзалов

    Для отстоя и экипировки поездов МЦД-4 будут использоваться новые парки на станциях Солнечная (четыре пути) и Железнодорожная (три пути). Для обеспечения технологии обслуживания поездов МЦД и Горьковского направления строится парка отстоя поездов на станции Москва-Каланчёвская (Площадь трёх вокзалов): в парке «В» будет девять путей для отстоя девяти составов, в парке «А» — три пути для обслуживания трёх составов.

    Строящаяся линия наземного метро МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» длиной 85 километров с 42 остановками свяжет столичный Зеленоград с подмосковным Раменским.

    19 июля сайт Московского транспорта рассказал об изменениях в расписании с запуском D3 на Казанском направлении. Общий интервал в часы пик на участке Электрозаводская — Ипподром будет около 5 мин., а во внепиковые часы — 5-10 мин.

    Первые поезда из Раменского в Зеленоград поедут уже в августе этого года. До Зеленограда будут курсировать электропоезда «Иволги 3.0» и ЭП2Д. Они будут ездить с интервалом в 10 мин. в часы пик и межпиковое время и следовать мимо Казанского вокзала.

    Поезда из дальнего пригорода будут приезжать на Казанский вокзал, их интервал будет составлять 10 мин. в часы пик и 20 мин. в остальное время. Также обещано сохранение существующих экспрессов до Раменского.

    Наземный транспорт готовится к изменениям

    20 июля сайт Московского транспорта сообщил, что с открытием D3 более удобными станут некоторые маршруты наземного городского транспорта до станций. Анонсировано изменение трасс шести автобусных маршрутов для повышения доступности станций Останкино, Моссельмаш, Ховрино, Грачёвская и Косино. Также изменения планируются в Зеленограде.

    Инцидент на Матвеевской

    И без того плотный график строительных работ может быть осложнён форс-мажорами. Некоторые из них — следствие человеческого фактора.

    Как сообщила Московская железная дорога, ранним утром 18 июля в 5:09 на перегоне Москва-Сортировочная-Киевская — Солнечная Киевского направления во время перевозки рельсов хозяйственным поездом произошло нарушение габарита груза, вследствие чего была повреждена пассажирская инфраструктура на платформе № 1 станции Матвеевская. В результате происшествия никто не пострадал.

    Повреждённую обшивку опор навеса платформы и остекление ограждения пришлось демонтировать и заменять новыми материалами. Платформа открыта для посадки и высадки пассажиров. По результатам служебного расследования к виновным будут приняты соответствующие меры, уведомила Московская железная дорога.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)