1 сентября — день знаний о работе такси: новый Федеральный закон вступил в силу

  • Дарья Гербер
    1 сентября 2023 г. — 12:15
    255
    Иллюстрация: 

    Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Алтайского края (Минтранс) / mintrans.alregn.ru

    В первый день осени вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…». Изменения должны быть направлены на защиту интересов пассажиров и перевозчиков. Закон урегулирует работу агрегаторов и их правоотношения с водителями и пассажирами. Статус диспетчерской службы узаконен, а нелегальные водители при новых условиях не должны получать заказы. В преддверии начала работы таксомоторной отрасли по новым правилам федеральное и региональные транспортные ведомства поделились информацией о нововведениях для водителей и пассажиров.

    Минтранс объясняет

    Официальный портал Министерства транспорта Российской Федерации опубликовал ответы на наиболее популярные вопросы касательно нового закона. Ознакомиться с ними можно по ссылке.

    Обращает на себя внимание то, что автомобиль, зарегистрированный как такси, индивидуальный предприниматель или частное лицо может использовать для своих нужд во внерабочее время, поэтому остаётся определённая «серая зона» для случаев, когда де-факто такси как бы просто «подвозит друга».

    Также 1 сентября Минтранс России сообщил о запуске созданной в рамках реализации Федерального закона о такси ФГИС «Такси» — информационно-аналитическая система в области перевозок легковым такси. Уполномоченным оператором ФГИС «Такси» является ФГБУ «СИЦ Минтранса России».

    К ФГИС «Такси» подключены все 89 регионов.  Система построена таким образом, чтобы максимально снять финансовую нагрузку с регионов. Субьекты, в которых нет собственных систем и реестров, смогут вести их на базе ФГИС «Такси» и не тратить дополнительных средств на это. Три региона (Москва, Московская область и Краснодарский край) подключили к ФГИС «Такси» системы  собственной разработки. Система охватит десятки миллионов граждан и около 500 тысяч машин легкового такси и обеспечит сбор, обработку, систематизацию и хранение сведений трёх реестров: агрегаторов, перевозчиков и машин легковых такси. У регионов и участников рынка есть три месяца (до 1 декабря 2023 года) на внесение данных в реестры.

    С 1 сентября на портале Госуслуг возможно подать заявление на внесение сведений в реестр такси, получение разрешения на осуществление перевозок такси, а также получение права на деятельность службы заказа такси.

    Что изменится для перевозчиков и водителей?

    Как сообщает Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, с 1 сентября разрешение на перевозки легковым такси стало бесплатным. Ранее оно выдавалось юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям на пять лет и стоило 1193 рубля. Ожидается, что это привлечёт на рынок новых легальных участников. Кроме того, в такси смогут работать самозанятые.

    Как разъясняет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, закон предусматривает для водителей обязательные медицинские осмотры, заполнение путевых листов, предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автомобиля, официальное оформление и соблюдение режима отдыха.

    Работать в такси смогут лица:

    • имеющие право на управление ТС категории «B» в течение трёх и более лет;
    • без медицинских противопоказаний или ограничений к управлению ТС категории «B»;
    • заключившие трудовой договор с перевозчиком либо являющие ИП или физическим лицом, которым предоставлено разрешение.

    Ещё одно новшество — обязательное предоставление справки об отсутствии судимости. К работе перестанут допускать людей, имевших или имеющих проблемы с законом. Например, не допустят лиц:

    • с непогашенной или неснятой судимостью (по ст. 328.1 ТК РФ);
    •  имеющих три неоплаченных административных штрафа за нарушение ПДД за день до перевозки;
    • лишённых водительских прав;
    • подвергшихся аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.

    Вышеуказанные критерии будет проверять перевозчик (работодатель).

    В Министерстве транспорта Алтайского края отметили, что закон предполагает уход от бумажных разрешений и переход на реестровые записи. Получен доступ к ФГИС «Такси», в которую необходимо вносить данные об автомобилях, перевозчиках и службах заказа — идёт перенос регионального реестра в федеральную систему. Запись в реестре перевозчиков легковых такси будет являться разрешением на осуществление соответствующей деятельности.

    Работает над переходом и Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. Ведомство опубликовало подборку тематической нормативно-правовой базы, а также проекты нормативных правовых актов Костромской области.

    Выдача разрешений накануне 1 сентября

    Во многих регионах «бомбилы» поспешили зарегистрироваться в качестве таксистов по старым правилам. Так, в Челябинской области с 2011 года по 14 августа 2023 года министерство выдало 16875 разрешений на перевозки легковым такси. Из них 2695 являются действующими. В министерстве отметили увеличение количества обращений: с 1 августа 2023 года выдано 563 разрешения.

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области отметило большое количество поступавших документов. На этом фоне ведомство проинформировало, что с 17 августа прекратило приём заявок на выдачу разрешений в соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приём возобновят после 1 сентября в соответствии с новым законом о такси. Пока же министерство разместило на сайте перечень документов, необходимых для включения в реестр.

    В свою очередь, Комитет Ленинградской области по транспорту продолжил выдавать разрешения по действующему регламенту до 31 августа включительно и поделился типовыми ошибками при подаче документов:

    •  не заверены копии в установленном порядке;
    • не приложена копия паспорта заявителя.

    Часто встречающимися ошибками в комплектах документов стали:

    • не указание цели использования ТС в качестве такси в договоре аренды;
    • не указание обязанности отозвать разрешение в случае расторжения договора в договоре аренды;
    • неверное написание ГРЗ ТС и ВИН-номеров в документах;
    • не представление согласия лизингодателя на передачу предмета залога в субаренду и на использование в качестве легкового такси;
    • указание данных недействительного паспорта;
    • подача документов на ТС с действующим разрешением в ином субъекте РФ.

    Всего же за последние два месяца число действующих разрешений на перевозку пассажиров легковым такси в регионе выросло на 60%. Также в комитете обозначили, что по новым правилам автомобили такси в Ленинградской области должны быть белого цвета с жёлтой светоотражающей полосой, а в салонах машин должна быть размещена информация о тарифах.

    В преддверии 1 сентября некоторые сервисы такси устраивали пробные акции, имитируя работу по новым правилам, предрекая грядущий коллапс отрасли. Многие эксперты прогнозировали рост цен на услуги такси. Другие участники рынка были более оптимистичными. Насколько оправдались их прогнозы, станет более понятно в ближайшие дни.

    Год назад, на стадии законопроекта, вступивший в силу с 1 сентября Федеральный закон от 29 декабря 2023 года №580-ФЗ имел несколько иные положения.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)