«Городские электрички»: планы Владивостока, Краснодара, Красноярска и Нижнего Новгорода

  • Дарья Гербер
    10 января 2024 г. — 18:35
    715

    В 2024 год железнодорожники и местные власти вошли с готовностью реализации проектов «городских электричек» в нескольких регионах страны — Краснодарском, Красноярском и Приморском крае, а также в Нижегородской области. В частности, в столице Кубани ждут утверждения паспорта первого этапа инвестпроекта «Развитие внутригородских железнодорожных перевозок в Краснодарской агломерации», а проект железной дороги от Нижнего Новгорода до Кстово получил положительное заключение Госэкспертизы. В свою очередь, во Владивостоке обсуждают варианты реализации «Лёгкого метро». В Красноярске задача имеет не только местное, но и стратегическое значение: благодаря модернизации моста «777» удастся не только закольцевать городскую электричку, но и нарастить грузоперевозки в порты Дальнего Востока.

    Реализация «городской электрички» Краснодара может начаться в 2024 году

    По данным РБК, Минтранс России уже разработал проект распоряжения, предусматривающий утверждение паспорта первого этапа инвестпроекта «Развитие внутригородских железнодорожных перевозок в Краснодарской агломерации». В случае подписания реализация начнётся в рамках инвестпрограммы РЖД за средства ФНБ.

    В 2016 году состоялась презентация проекта «НАЗЕМКА» (Наземное метро Краснодарской агломерации). Он предполагал запуск «маршрутных электропоездов» для разгрузки дорожного движения. Поезда планировалось пустить по уже существующим железнодорожным путям в пределах города с интервалом в 20-40 минут.

    В декабре 2018 года запущены первые рейсы «городских электричек» без строительства дополнительной инфраструктуры. Следом за этим, в марте 2019 года губернатор Кубани представил схему развития «наземного метро», которое должно соединить Краснодар и пригородные территории. Проект предполагал строительство более 120 км вторых путей, два больших моста, железнодорожный путепровод, 67 малых искусственных сооружений, 17 новых платформ и шесть транспортно-пересадочных узлов. На тот момент в РЖД стоимость строительства оценили в 80 млрд рублей.

    В январе 2022 года в департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара заявили, что объём затрат составит около 138 млрд рублей. В феврале 2022 года сообщалось, что сеть городских электричек в Краснодаре включит 50 станций. Планировалось размещение 19 остановочных узлов, в том числе пункты «мкр. Молодёжный», «Красная площадь», «Стадион Краснодар», «Индустриальный», «Аэропорт «Пашковский», «Сити-Центр». К 2040 году общее число станций должно достигнуть 50 единиц, а суммарная протяжённость линий городской электрички — 121 км.

    Проект ветви от Нижнего Новгорода до Кстово получил заключение Госэкспертизы

    Как сообщает портал NN.RU, к строительству новой железной дороги, которая соединит нагорную часть Нижнего Новгорода и Кстово, могут приступить в январе 2024 года. В Горьковской железной дороге обозначили, что проект получил положительное заключение Госэкспертизы в декабре 2023 года. Стоимость проекта оценили в 3,5 млрд рублей. Эксперты прогнозируют запуск 22 пар поездов в сутки, что увеличит транспортную доступность городов и разгрузит основные магистрали. Ожидается, что строительство завершится к 2025 году. 

    Электрички для «мобильного города» и не только

    Федеральным проектом «Развитие общественного транспорта» («Мобильный город») до 2030 года планируется реализовать проекты по развитию «Городских электричек» в семи агломерациях:

    • организация пригородных перевозок на направлении Мыза — Кстово (Нижний Новгород);
    • организация кольцевого железнодорожного сообщения (Казань);
    • организация ускоренного пассажирского сообщения Липяги — Самара — Тольятти-Южное;
    • развитие Уфимского железнодорожного узла со строительством вторых путей на участке Дёма — Иглино (Южный обход Уфы);
    • развитие внутригородских железнодорожных перевозок в Краснодарской агломерации;
    • городская железная дорога в Новосибирске;
    • маршрут «Новокольцовский» (Екатеринбург).

    Однако развитием городских электричек, помимо Москвы — законодателя мод, также планируют заниматься в Перми, Санкт-Петербурге, а также во Владивостоке и Красноярске, о которых пойдёт речь далее.

    «Лёгкое метро» Владивостока

    На Дальневосточной железной дороге создана рабочая группа, чтобы организовать новую схему пригородного железнодорожного сообщения в границах Владивостокской городской агломерации. В рамках проекта «Лёгкое метро» представители подразделений, дирекций Дальневосточной магистрали и компании-перевозчика АО «Экспресс Приморья» предложат варианты решения проекта для жителей краевой столицы.

    Цель «Лёгкого метро» — снизить загруженность городских автодорог за счёт расширения сети маршрутов пригородного железнодорожного транспорта. Проект предусматривает строительство дополнительных посадочных платформ, а также создание «перехватывающих» парковок вблизи железнодорожных станций во Владивостоке и пригородной зоне.

    Впервые проект «Лёгкое метро» анонсировали на Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 года. Он является одним из ключевых пунктов мастер-плана по развитию Владивостока. Реализация предполагает несколько этапов с завершением в 2030 году.

    В Красноярске могут закольцевать электричку через мост «777»

    Портал «Дела.ру» анонсировал развитие Красноярской городской электрички: к 400-летнему юбилею города (2028 год) есть планы запустить кольцевое движение через Коркинский мост «777».

    Совместный проект Красноярского края, муниципалитета и РЖД «Городская электричка Красноярска» стартовал в 2014 году. Его позиционировали как альтернативу движению электропоездов под землёй. Как и в случае с настоящим метро, пассажиры доставляются в вагонах из одной точки города в другую без пробок и задержек за гарантированное время. Новый транспорт оказался востребован красноярцами. За 10 лет проект набирал обороты, а Красноярская железная дорога развивала его инфраструктуру: реконструировались вокзалы и платформы, строились остановочные пункты в районах массовой жилой застройки, а в единый городской тариф включили Дивногорск.

    Сейчас схема движения городской электрички включает 30 остановочных пунктов, что в два раза больше, чем на старте проекта. Как итог, уже два года подряд пассажиропоток стабильно превышает 2 млн человек, а заполняемость вагонов в часы пик достигает 100%. Наиболее активный рост наблюдается на остановочных пунктах вблизи территорий быстрого жилого строительства. Например, на платформах Мясокомбинат и Калинина прирост пассажиропотока 20%. Быстро растёт пассажирский трафик и на остановках Белые Росы, Енисей и Красноярск‑Северный.

    Параллельно продолжается строительство новых и модернизация существующих станций и платформ. Осенью 2023 года началось возведение остановочного пункта электропоездов в посёлке Овсянка. Линия до Дивногорска пользуется популярностью как транспортная, так и туристическая. Возводимый в Овсянке к 100-летию сибирского писателя «Национальный центр В. П. Астафьева» только увеличит туристический потенциал направления.

    Идёт реконструкция и другой крупной станции городской электрички — Красноярск-Северный. Здесь пассажиропоток увеличился в три раза — почти до 100 тыс человек. На станции появится новая «островная» платформа с навесами и пешеходным мостом, что увеличит число движения электропоездов более чем в два раза и подготовит Красноярск-Северный к запуску кольцевого движения городской электрички Красноярска.

    Транспортное кольцо позволит удобно и быстро добираться из северо-восточных районов сибирского мегаполиса на юго-восток, а также в Берёзовку. Электрифицированные железнодорожные пути на ветви уже существуют, но есть проблема — это Коркинский мост через Енисей, также известный как «777». При строительстве в 1980-х гг. на него установили только одно направление железнодорожного мостового перехода, хотя опоры предполагают установку второго пролёта для встречного движения. Сегодня мост «777» — единственный однопутный участок на Транссибирской магистрали в пределах Красноярской железной дороги. Направление загружено грузовыми перевозками из центра России в сторону портов Дальнего Востока, и потому без реконструкции организовать дополнительное пассажирское движение невозможно.

    По данным источника, ОАО «РЖД» прорабатывает «Мероприятия по развитию инфраструктуры для реализации проекта «Городская электричка» Красноярской железной дороги, 2-й этап». Программа предусматривает организацию кольцевого движения, связь с населёнными пунктами Красноярской агломерации, интеграцию железной дороги в единую маршрутную сеть города, включая в перспективе присоединение к строящейся сети городского подземно-наземного легкорельсового транспорта (метротрам и трамвай).

    С открытием кольцевого движения планируется появление трёх новых платформ:

    • Металлургов (в районе одноимённой улицы);
    •  Шумково (в границах пгт Берёзовка);
    • Сады-2 (в районе примыкания к Транссибу).

    Также в планах второго этапа — появление на северо-западе Красноярска остановок Озеро-парк (за о.п. Мясокомбинат в районе активных новостроек) и Камская (в районе ул. Калинина на ветке северного обхода).

    Перспективы оптимистичны ещё и потому, что связаны со стратегической задачей —расширением провозной способности дороги на Дальний Восток. Объёмы грузовых перевозок в восточном направлении стремительно растут. В связи с этим перед РЖД поставлена задача дальнейшей модернизации Транссиба и БАМа с расшивкой всех «узких мест». По планам II этапа развития Восточного полигона на это запланированы инвестиции в размере 1,1 трлн рублей.

    В декабре 2023 года на IV Железнодорожном съезде начальник Красноярской железной дороги обозначил, что однопутного моста «777» не хватает для объёмов в 180 млн т, отправляемых на восток, а для запланированных 210 млн т и далее 255 млн вторые пути просто необходимы. В связи с этим ожидается подписание III этапа развития Восточного полигона, в который войдёт модернизация моста «777».

    После запуска кольцевого движения в Красноярске железнодорожники вернутся к вопросу о путях до Сосновоборска и Железногорска, чтобы единая Красноярская городская электричка дотянулась до больших городов-спутников. Также в планах — поднятие темы источников финансирования для строительства грузопассажирской линии и запуска аэроэкспресса в аэропорт Красноярск.

    С последних дней 2023 года и первых дней 2024 года дополнительные пригородные поезда запустили на Южном Урале, в Большом Сочи и Ярославии.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)