От Кавказа до Камчатки: строительство и реконструкция аэропортов идёт по всей стране

  • Дарья Гербер
    16 января 2024 г. — 19:15
    209
    Иллюстрация: 

    Минтранс России / mintrans.gov.ru

    География модернизации аэропортов в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» весьма широка и охватывает как отдалённые регионы восточной части страны, так и европейскую часть России. В частности, в Камчатском крае закончили реконструкцию в воздушных воротах Усть-Камчатска. В Амурской области модернизировали взлётно-посадочную полосу аэропорта Благовещенска и реконструкцию аэропорта Зея. В Республике Саха (Якутия) — лидере как по количеству действующих региональных аэропортов, так и по модернизации инфраструктуры, — целая серия обновлений. В частности, реконструированы полосы в Усть-Нере и Эльге, а также открыто новое здание аэропорта Нерюнгри. Кроме этого, регион ждёт завершения работ в аэропортах Полярного, Олёкминска и Мирного. Новой полосой обзавёлся и аэродром села Богородское Хабаровского края, а в международном аэропорту Кызыл (Республике Тыва) появилась инфраструктура для зарубежных рейсов. 

    Помимо этого, взят курс на строительство и модернизацию следующих авиаобъектов. Уже обновляется инфраструктура в аэропорту Грозного, в Иркутской области приступили к расширению аэропорта в Бодайбо, а в аэропорту Барнаула (Алтайский край) — нового терминала. В Вологде на реконструкцию аэропорта решено разработать проектно-сметную документацию. В Ямало-Ненецком автономном округе подписании концессионное соглашение о строительстве нового аэропортового комплекса в Салехарде. Совершенно новую воздушную гавань планируют построить в Карачаево-Черкесской Республике: проект пока на стадии обоснования. В свою очередь, для аэропорта Сочи уже подготовлено техническое задание на реконструкцию двух взлётно-посадочных полос.

    Завершена реконструкция в аэропорту Усть-Камчатска

    28 ноября 2023 года пресс-служба Главгосэкспертизы России сообщила о выдаче положительного заключения на проектную документацию реконструкции аэропорта Усть-Камчатска. Объект расположен в 150 км от Ключевской Сопки и играет важную роль в развитии транспортной и туристической инфраструктуры Камчатского края. Он обеспечивает регулярное авиасообщение с Петропавловском-Камчатским и посёлком Никольское на острове Беринга. Аэродром относится к горному классу «Д» и имел две взлётно-посадочные полосы — грунтовую и с покрытием из асфальтобетона.

    Инфраструктуру аэропорта эксплуатировали более 50 лет, поэтому она нуждалась в реконструкции. Проектные решения генерального проектировщика ООО «Сибаэроинж-Проект» предполагали:

    • усиление существующих покрытий;
    • устройство новой взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием и габаритами 1495х35 м;
    • строительство рулёжной дорожки и перрона для стоянки воздушных судов.

    Инфраструктура рассчитывалась на обслуживание самолётов типов Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410, DHC 8-200, а также средних вертолётов типа Ми-8. Кроме этого, реконструкция предполагала постройку очистных сооружений, склада ГСМ, блочно-модульной котельной и патрульной дороги длиной около 5 км.

    10 января 2024 года пресс-служба застройщика — ФКУ «Ространсмодернизация» — проинформировала о завершении реконструкции и принятии аэропортом Усть-Камчатска первых рейсов. В частности, с 29 декабря по 9 января воздушная гавань приняла два рейса Як-40 «Камчатского авиационного предприятия» из краевого центра, что стало восстановлением регулярного авиасообщения спустя 10 лет.

    Впервые за 40 лет реконструкцию реализовали в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры».

    Как отметили в Министерстве транспорта Российской Федерации, ввод в эксплуатацию новой инфраструктуры увеличил пропускную способность, повысил транспортную доступность региона и авиационную подвижность местного населения. Теперь аэропорт может принимать воздушные суда типа Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-38, Bombardier Q200, Л-410, Як-40, а также вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ка-27.

    В аэропорту Благовещенска модернизировали взлётно-посадочную полосу

    Пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации сообщила о завершении реконструкции взлётно-посадочной полосы в Международном аэропорту Благовещенска им. Н. Н. Муравьева-Амурского. 25 декабря объект принял первый рейс.

    Работы по реконструкции прошли под контролем ФКУ «Ространсмодернизация». Длина обновлённой полосы составила 3000 м. Также выполнено устройство примыкания двух рулёжных дорожек, установлено новое метеооборудование, объекты радиотехнического обеспечения полётов, светосигнальное оборудование, плюс реконструирован участок водосточно-дренажной сети.

    Теперь аэропорт может принимать широкофюзеляжные воздушные суда типа Boeing 777 без ограничений по взлётной массе. Пропускная способность увеличена в два с половиной раза, а мощность грузового комплекса — до 6 тыс т в год. Также модернизация инфраструктуры расширила маршрутную сеть внутренних и международных направлений, в первую очередь с азиатскими странами.

    Тем не менее работы продолжаются. Впереди — реконструкция стоянки для воздушных судов, площадки для обработки противообледенительной жидкостью, патрульной дороги, периметрового ограждения, аварийно-спасательной станции и очистных сооружений. Ожидается, что они завершатся в 2024 году.

    Завершена реконструкция аэропорта Зея

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области проинформировало о завершении реконструкции аэропорта Зея на северо-востоке региона. Воздушная гавань входит в состав подведомственного Росавиации федерального казённого предприятия (ФКП) «Аэропорты Дальнего Востока». Разрешение на ввод в эксплуатацию выдали 26 декабря 2023 года.

    Проект реконструкции реализован в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Второй этап включил модернизацию гаража, автомобильного проезда для спецтранспорта, контрольно-пропускного пункта, перрона, рулёжной дорожки № 2, склада, топливозаправочного пункта, трансформаторной подстанции № 4, котельной, очистных сооружений, склада ГСМ, узла водопропускных сооружений, патрульной дороги, сети водоснабжения, канализации, связи, теплоснабжения, электроснабжения и освещения, топливопровода и ограждений.

    Первый этап реконструкции завершили в 2021 году. Тогда ввели в эксплуатацию искусственную взлётно-посадочную полосу (ИВПП-1), РД-1, часть перрона, очистные сооружения и ограждение с техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. До этого аэропорт в Зее реконструировался около 40 лет назад.

    Модернизация дала доступ к авиатранспорту жителям Зейского района. Он перспективен для развития этнографического и экологического туризма. Также аэропорт является узловым для посадочных площадок Горный, Бомнак, Хвойный и Береговой.

    Межрегиональные субсидируемые рейсы в Зею из Хабаровска с промежуточной посадкой в Благовещенске выполняет авиакомпания «Аврора». Для обслуживания заявлены турбовинтовые самолёты DHC-8, Ан-24/26 и L-410.

    В посёлке Усть-Нера реконструировали полосу

    В Министерстве транспорта Российской Федерации проинформировали о завершении реконструкции грунтовой взлётно-посадочной полосы в аэропорту Усть-Нера (Республика Саха (Якутия). Длина обновлённой полосы составила 1670 м, что позволяет принимать воздушные суда типа Bombardier Q300, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-38, Ан-72, Ан-140, Як-40 и Л-410. Также реконструированы рулёжная дорожка, перрон, устроена водоотводная система, установлено периметровое ограждение.

    Кроме этого, модернизация продолжается. Строителям предстоит закончить строительство патрульной дороги, комплекса очистных сооружений поверхностных стоков, производственного здания склада горюче-смазочных материалов и объектов энергетического хозяйства, а также пожарных резервуаров с насосной станцией. Окончание ожидают в 2024 году.

    Междугороднее транспортное сообщение с посёлком Усть-Нера осуществляется в основном воздушным путём в связи с большим расстоянием до административного центра. Социально значимая задача реализации проекта — улучшение транспортной доступности региона, а также обеспечение авиационной подвижности местного населения. Работы проводятся в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» и федерального проекта «Развитие региональных аэропортов».

    Аэродром «Эльга» принял второй рейс авиакомпании «Якутия»

    Авиакомпания «Якутия» сообщила о выполнении второго рейса на Эльгинское угольное месторождение. Расстояние от Якутска до Эльги составило 740 км. Полёт на Bombardier Dash Q300 занял 1 ч. 50 мин. Самолёт приземлился на новую, недавно открытую посадочную площадку «Эльга», где вскоре появится полноценный аэропорт.

    В частности, на рейсах по маршруту Якутск — Эльга — Якутск авиакомпания перевезла 40 пассажиров — сотрудников Эльгинского угольного комплекса. Последнее является крупнейшим в России. Его запасы оценивают в более чем 2 млрд т.

    Аэропорт Эльга — это взлётно-посадочная полоса длиной 2,2 км с площадкой, перроном для воздушных судов, метеоплощадкой, светосигнальным оборудованием и дополнительными сооружениями. Скоро «Эльга» сможет принимать среднемагистральные пассажирские и грузовые воздушные суда, что означает повышение общей безопасности авиаперевозок на востоке страны: аэродром станет запасным в сложной горной местности.

    В Нерюнгринском районе открыли новый аэровокзал

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) сообщило об открытии нового служебно-пассажирского здания аэропорта Нерюнгри в посёлке Чульман Нерюнгринского района.

    Работы прошли в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Строительство вела компания «СтройДорСервис» по заказу Росавиации. Стоимость реконструкции составила 9,8 млрд рублей.

    Старый аэровокзал на 100 человек находился в приспособленном здании 1987 года постройки. С появлением нового объекта пропускная способность выросла в три раза — до 300 человек. Площадь здания составила 9 тыс кв. м. На первом этаже терминала оборудована зона вылета, стойки регистрации, пункты предварительного контроля, камеры хранения и административные помещения. На втором этаже находятся зона ожидания, столовая, комната матери и ребёнка, а также технические помещения. На территории аэропорта появились аварийно-спасательная станция, контрольно-пропускной пункт, склад горюче-смазочных материалов и станция водоподготовки.

    Кроме этого, в 2020 году в аэропорту Нерюнгри завершили реконструкцию взлётно-посадочной полосы. При сохранении протяжённости в 3,6 тыс м и ширине в 45 м она стала более безопасной. Сейчас полоса может принимать и выпускать все типы современных воздушных судов.

    Аэропорт Нерюнгри находится в 8 км от посёлка Чульман. Он состоит в ведении федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера». Основными клиентами являются авиакомпании «Аврора», «Якутия», «Газпром-Авиа», «ИрАэро», «НордСтар» и «Сибирь». Зачастую зимой из-за туманов он становится запасным аэродромом для аэропорта Якутска. Также из него выполняются прямые рейсы в другие регионы, в том числе в Центральную Россию.

    В Якутии ждут открытия ещё трёх аэропортов

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) обозначило планы по завершению модернизации ещё трёх якутских аэропортов в 2024 году. В частности, речь о воздушных гаванях Полярного, Олёкминска и Мирного. Работы проводятся в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».

    Отмечается, что Якутия является лидером по количеству региональных аэропортов, которые модернизируют по нацпроекту. Всего в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» включено 14 объектов республики. Уже обновлены аэропорты в Верхневилюйске, Жиганске, Белой Горе, Депутатском, Сангарах, Хандыге, Вилюйске, Якутске, Черском, Нерюнгри и Усть-Нере.

    В аэропорту Кызыла появилась инфраструктура для зарубежных рейсов

    Минтранс России и ФГКУ «Росгранстрой» завершили техническое оснащение воздушного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Кызыл (Республике Тыва). Для реализации задействовали почти 300 млн рублей из федерального бюджета.

    В частности, оснащены помещения для всех видов контроля (таможенного, пограничного, фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного). В здании международного терминала установили пять кабин паспортного контроля. Одна из них предназначена для маломобильных граждан. Также объект оснастили интеллектуальными системами пограничного и таможенного контроля, контроля и управления доступом, видеонаблюдением, рамочными металлодетекторами, интроскопами и тепловизорами. В целом обеспечена возможность пропуска 100 пассажиров в час.

    14 декабря 2023 года межведомственная комиссия признала объект соответствующим всем требованиям после оснащения. Ожидается, что обновлённый аэропорт Кызыла повысит туристическую привлекательность региона и сделает путь в соседнюю Монголию комфортнее и быстрее.

    Модернизирована полоса на аэродроме села Богородское

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края проинформировало о завершении реконструкции взлётно-посадочной полосы на аэродроме села Богородское. Теперь он может принимать более вместительные модели самолётов: АН-24, DHC-8-100, DHC-8-200, DHC-6-400, Л-410, а также вертолёты всех типов без ограничений, что улучшит транспортное сообщение с Ульчским районом.

    В рамках работ изменили схему светосигнального оборудования и установили прожекторное освещение перрона. Благодаря сертификации светосигнального оборудования «Хабаровские авиалинии» планируют с начала 2024 года приступить к выполнению регулярных полётов в Богородское на более вместительном самолёте АН-24. Это удовлетворит возросший спрос на авиаперевозки из краевой столицы в Ульчский муниципальный район. Готовится инженерно-штурманский расчёт по выполнению полётов на воздушных судах вместимостью до 44 человек.

    Ранее площадка использовалась АО «Хабаровские авиалинии» для выполнения регулярных авиарейсов по маршруту Хабаровск — Богородское воздушным судном Л-410 — лёгким многоцелевым двухмоторным самолётом. В частности, за 10 месяцев 2023 года было перевезено 2252 человека. Для сравнения, за аналогичный период 2022 года перевезли 1965 человек.

    Первый этап реконструкции аэродрома прошёл в 2003 году. Тогда ввели в эксплуатацию бетонную взлётно-посадочную полосу длиной 1000 м и шириной 28 м, а также перрон с искусственным покрытием. В 2012–2013 годах прошёл второй этап, в рамках которого полосу удлинили на 400 м и смонтировали светосигнальное оборудование. Из федерального бюджета были направлены 443 млн рублей. Модернизация 2023 года — также часть этой работы.

    В Бодайбо расширяют аэропорт

    По данным Минтранса Иркутской области, в Бодайбо начато строительство новых объектов аэропорта. В частности, будут устроены железобетонная взлётно-посадочная полоса, рулёжная дорожка, перрон и аэродромный радиолокационный комплекс.

    Строительство ведёт ФАУ «Ространсмодернизация». Стоимость работ составляет 7 млрд рублей. Мероприятия имеют важное значение как для местных жителей, так и для экономики региона в связи с освоением золоторудных месторождений Бодайбинского района.

    В частности, потребовался выкуп земель у местного населения и демонтаж старых конструкций. Подрядчик приступил к земляным работам. При этом аэропорт работает в штатном режиме. Завершение строительства ожидают в 2025 году. Аэропорт сможет принимать среднемагистральные самолёты типа Ил-114 и Sukhoi Superjet 100.

    В аэропорту Барнаула начато строительство нового терминала

    14 ноября 2023 года пресс-служба Правительства Алтайского края сообщила о старте строительства нового терминала в Международном аэропорту Барнаула имени Германа Титова. В частности, состоялась торжественная церемония закладки камня в основание аэровокзального комплекса.

    Соглашение о реализации инвестиционного проекта по реконструкции аэропорта Барнаула с ООО «Новапорт Холдинг» было подписано в марте 2022 года. Компания вложит 6,3 млрд рублей.

    Площадь нового терминала составит около 10 тыс кв. м, что в два раза больше территории действующего аэропорта. Также проект предусматривает зоны ожидания и регистрации, три телескопических трапа и парковку. Ожидается, что пропускная способность нового объекта составит не менее 1 млн человек в год. Завершить строительство планируется к концу 2025 года.

    В Салехарде построят терминал

    Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа сообщил о подписании концессионного соглашения о строительстве аэропортового комплекса в Салехарде. Объект передадут концессионеру на срок действия соглашения — 30 лет. ООО «Новапорт-Проект» займётся проектированием. В 2027 году планируется постройка нового комплекса и реконструкция существующего.

    В новом аэровокзальном комплексе оборудуют залы ожидания, организуют пункты общественного питания, медицинский пункт, объекты коммерческого назначения, а рядом построят автопарковку не менее чем на 150 машино-мест. Пассажирский терминал обеспечат двумя телескопическими трапами. Общая площадь с учётом нового здания увеличится с 4,5 до 18 тыс кв. м. Реализация проекта увеличит пропускную способность в три раза до 600 пассажиров в час. Также реконструкция предполагает модернизацию взлётно-посадочной полосы, перрона, вертолётной площадки, а также установку нового светосигнального оборудования, мачт освещения и обновление системы связи.

    Модернизация будет осуществляться при непрерывной целевой эксплуатации.

    В Вологде реконструируют аэропорт

    По данным Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, правительство региона приняло решение о начале разработки проектно-сметной документации на реконструкцию вологодского аэропорта.

    В частности, будет увеличена длина взлётно-посадочной полосы с 1500 до 2500 м, что позволит принимать самолёты большего класса. Также в планах — обновление терминала. Учитывая пожелания вологжан, при реконструкции сохранят исторический облик здания и знаменитую мозаику.

    Развитие авиаинфраструктуры Южного и Северо-Кавказского федеральных округов

    По сведениям интернет-портала «Российской газеты», в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах также взят курс на развитие аэропортов. В частности, новую воздушную гавань построят в Карачаево-Черкесской Республике: совместно с инвесторами разрабатывается технико-экономическое обоснование для первого авиционного объекта в регионе.

    Идут работы по обновлению инфраструктуры и терминала в аэропорту Грозного. Строятся новая взлётная полоса, рулёжные дорожки, перроны, устраивается светосигнальное и метеорологическое оборудование, а также дренажная сеть. За счёт этого аэропорт сможет принимать самолёты любых типов, и не будет ограничений по количеству рейсов. В терминалах в форме полумесяца обустроят пространство для отдыха, кафе, рестораны, сувенирные магазины, зал для официальных лиц и делегаций. Модернизацию инфраструктуры планируют завершить в 2024 году, терминала — в 2025 году.

    В свою очередь, для аэропорта Сочи подготовлено техническое задание на реконструкцию двух взлётно-посадочных полос. Финансирование предусмотрено, чтобы начать расширение в 2024 году. Также в планах оператора — модернизация терминала, перрона, стоянки и рулёжной дорожки.

    Всего по итогам 2022 года введены в эксплуатацию восемь объектов, из которых семь — досрочно. В 2023 году стартовала модернизация аэропорта Махачкалы. Кроме этого, по нацпроекту реализуются 36 объектов. В планах на конец 2023 года значилось завершение ещё восьми объектов, а в 2024 году — 12. Среди них — Геленджик. В период 2025–2030 годов работа продолжится. Будут модернизированы аэропорты Ставрополя, Анапы, Астрахани, Краснодара и Сочи.

    Высокие темпы связаны с передачей функции заказчика по объектам авиации и портовой инфраструктуры одному ведомству — ФКУ «Ространсмодернизация», которое объединяет заказчика, технического заказчика, а также контролирует финансы и строительство. Кроме этого, идёт концентрация только на строительстве без функции содержания и эксплуатации. Также модернизация стала привлекательна для крупных компаний, имеющих соответствующий штат и количество техники. Со своей стороны, Правительство приняло постановление № 1315 о компенсации в связи с удорожанием материалов. Таким образом, компенсируется до 30%. В 2022 году на это было выделено 14 млрд рублей, в 2023 году — 18 млрд рублей.

    Ранее региональные аэропорты открылись после модернизации в Магнитогорске, Черском и Архангельске.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)