В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В регионах России продолжают последовательно улучшать внутриобластное пригородное сообщение, а также связи между соседними регионами.
Со 2 ноября рельсовые автобусы в Южно-Сахалинской агломерации работают по новому тактовому расписанию, став заметным городским транспортом в часы пик. Увеличить более чем вдвое количество поездов, соединяющих северную и южную окраины города между собой и с центральным вокзалом удалось благодаря открытию двух новых разъездов.
С 26 октября в Дагестане благодаря получению нового электропоезда назначены дополнительные поезда из Махачкалы в северном и южном направлениях. В ближайших планах — дальнейшее повышение частоты движения. Пополнились парки электропоездов также в Башкортостане и Волгоградскую область, а для Пермского края и Свердловской области закуплены новые вагоны. Тем временем для экспансии проекта «Московские центральные диаметры» в соседние регионы в депо Центрального железнодорожного узла продолжается поставка новых составов серий «Иволга 4.0» и ЭП2Д.
В ближайшие дни железнодорожники подготовили пассажирам ещё две премьеры. В Красноярском крае с 11 ноября ежедневный «Западный экспресс» соединит Красноярск, Ачинск, Назарово и Красную Сопку. А рельсовые автобусы между Белгородом и Воронежем с 11 ноября станут курсировать почти вдвое чаще, и воспользоваться ими получится не только по пятницам и выходным дням, но и по понедельникам.
В Вологодской области по итогам летнего сезона не ушёл на каникулы ставший в последние годы сезонным маршрут Вологда — Череповец — Бабаево: по заказу региона он продолжит курсировать и в зимнее время. А в Тамбовской области осенью провели эксперимент по назначению сквозного поезда через главный вокзал региона, но пока не подвели итоги, и не обозначили, будет ли продолжение акции.
Татарстан также укрепляет связи с соседними регионами. Пассажиропоток растёт, поэтому в пиковые дни длина составов по маршрутам Казань — Йошкар-Ола и Нижнекамск — Ижевск увеличена даже на зимний период. А возрождённое в этом году пригородное сообщение Псковской области с Беларусью для увеличения пассажиропотока поменяло расписание: теперь поезда следуют через российско-белорусскую границу по субботам, а не средам.
В Южно-Сахалинске 1 ноября торжественно отметили завершение строительства и запуск в эксплуатацию железнодорожных разъездов Луговое и Большая Елань. Они предназначены для увеличения частоты движения рельсовых автобусов в Южно-Сахалинской агломерации в рамках стратегического проекта «Железная дорога как городской транспорт», инициированного губернатором региона.
Как сообщил Минтранс Сахалинской области, новых раздельных пунктов в регионе не открывали более 15 лет. С начала 2024 года в границах Южно-Сахалинской агломерации было перевезено почти 126 тысяч человек, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Ежедневно на пригородных поездах перемещаются более 1200 пассажиров.
Открытие разъездов позволило организовать тактовое движение пригородных поездов до Христофоровки в южном направлении и Новоалександровки в северном. Со 2 ноября «Пассажирская компания “Сахалин”» по результатам опроса жителей организовала движение рельсобусов РА-3 «Орлан» с интервалом 35 минут в часы пик по рабочим дням. Ожидается, что новая схема движения пригородных поездов позволит сделать железнодорожный транспорт еще более удобным для поездок в черте города. Среднее время в пути от крайних точек Южно-Сахалинска (Новоалександровки и Христофоровки) в центр города составляет 22 минуты. В сквозном сообщении между Христофоровкой и Новоалександровкой теперь курсирует 10, а в обратном направлении — 12 поездов по рабочим дням, включая более длинные рейсы до/от Долинска или Корсакова. А с учётом рейсов до/от Южно-Сахалинска частота движения рельсобусов на участке Христофоровка — Южно-Сахалинск — Новоалександровка составляет от 14 до 17 поездов в одном направлении. По выходным дням движение в Южно-Сахалинской агломерации представлено только тремя парами поездов Южно-Сахалинск — Корсаков и тремя Южно-Сахалинск — Долинск.
На участке Южно-Сахалинск — Алые Розы (Дальнее), как и прежде, движение осуществляется ежедневно 16 парами поездов с интервалом 42 минуты. Отправление от Южно-Сахалинска с 7:18 до 10:19 и с 14:10 до 20:28, от Алых Роз — с 7:39 до 11:10 и с 14:31 до 20:49)
Ранее в Южно-Сахалинске построили новые транспортно-пересадочные узлы и совмещённые остановочные пункты, синхронизировали движение поездов с автобусным сообщением в областном центре и ввели бесплатные пересадки между автобусами и рельсобусами.
Одновременно с изменением расписания с 1 ноября установлены новые тарифы на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на основании приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области
Как напоминает ПК «Сахалин», при оплате проезда транспортной картой пассажир могут в течение 45 минут совершать бесплатно любое количество поездок с пересадками в автобус или рельсобус.
Перед запуском усиленного движения рельсовых автобусов в Южно-Сахалинской агломерации более дальние пригородные маршруты перевели на обслуживание поездами на локомотивной тяге, для чего закупили дополнительные вагоны с местами для сидения.
23 октября на железнодорожном вокзале Махачкалы состоялся торжественный запуск первого Дагестане нового электропоезда серии ЭП3Д. Состав с тематическим дизайном в национальном стиле начал перевозить пассажиров по маршруту Махачкала — Дербент.
Как отмечает администрация Главы Республики Дагестан, несколько лет назад в республике курсировало всего пять пар пригородных поездов, перевозивших около 400 человек ежедневно. К середине октября в расписание включено 11 пар поездов, а количество пассажиров превышает 6 тысяч в сутки: с 2019 по 2023 год пассажиропоток возрос в 3,2 раза.
Уже с 26 октября количество рейсов пригородных поездов в Дагестане выросло до 13 пар благодаря назначению новых рейсов на участках Махачкала — Хасав-Юрт и Дербент — Махачкала:
Количество поездов между Махачкалой и Хасав-Юртом увеличилось с трёх до четырёх пар, а между Махачкалой и Дербентом — с пяти до шести пар.
В связи с назначением новых поездов движение поезда № 6694 Махачкала — Дербент (отпр. 19:50, приб. 21:53) перенесено на утреннее время (отпр. 7:40, приб. 9:46).
В ближайших планах региона и Северо-Кавказской ППК — получить до конца года ещё три новых состава, чтобы увеличить частоту движения в регионе до 17 пар. Кроме того, при запланированном в 2025 году переводе участка Дербент — Граница на переменный род тока появится возможность использовать новый подвижной состав и на этом направлении, а также организовать беспересадочный маршрут Хасав-Юрт — Махачкала — Дербент — Граница.
В Красноярском крае продолжают улучшать связь западных районов с региональным центром.
С 11 ноября Красноярская железная дорога и компания «Краспригород» запускают новый ежедневный маршрут «Западный экспресс» Красноярск — Назарово — Красная Сопка. Таким образом города Ачинск (101 тыс. жителей) и Назарово (45 тыс. жителей), а также другие населённые пункты получили ежедневное сообщение с главным городом региона. На участке от Красноярска до Назарова у маршрута предусмотрены остановки только на крупных станциях.
Четырёхвагонные электропоезда будут курсировать с остановками Путепровод, Бугач, Козулька, Чернореченская, Ачинск-1, Ачинск-2, Пригородный, Улуй, Назарово, Сереж и Глядень ежедневно по расписанию:
Одновременно из расписания выводятся курсирующие три раза в неделю по средам, субботам и воскресеньям поезда № 6129 Зыково — Красноярск-Пасс. — Назарово (отпр. 7:25, приб. 13:43) и № 6132 Назарово — Красноярск-Пасс. — Зыково (отпр. 13:53, приб. 19:49). А поезда № 6127 Зыково — Красноярск-Пасс. — Чернореченская (отпр. 7:25, приб. 11:59) и № 6130 Чернореченская — Красноярск-Пасс. — Зыково (отпр. 15:27, приб. 19:49), курсирующие по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам, переводятся в ежедневный режим.
Ранее Красная Сопка и Красноярск были связаны только курсирующими один раз в неделю поездами маршрута Красноярск — Кия-Шалтырь, открытого в 2023 году, а из Назарова и Ачинска можно было попасть в Красноярск только четыре-пять дней в неделю. При этом беспересадочное пригородное сообщение с городом Назарово тоже появилось лишь год назад.
ППК «Черноземье» продолжает программу развития межобластного железнодорожного сообщения в обслуживаемых регионах.
С 11 ноября по 31 декабря в рамках проекта «Соединяя Черноземье» назначены дополнительные экспресс-поезда:
Стоимость проезда во одну сторону по полному маршруту — 892,5 руб.
Кроме этого, между городами продолжат курсировать поезда
Таким образом, поездки между соседними областными центрами станут доступными не только по пятницам, субботам и воскресеньям, но и по понедельникам, а общая частота отправлений вырастет с четырёх до семи пар поездов в неделю.
Ранее в сентябре железнодорожники усилили экспресс-сообщение между Воронежем и Липецком.
Ещё не так давно рельсовые автобусы между Казанью и Йошкар-Олой курсировали лишь в тёплую половину года, и лишь три раза в неделю. Однако сокращение времени в пути и последующий постепенный рост пассажиропотока привели к тому, что в этом году рейсы стали круглогодичными и ежедневными — сначала на летнее время, а затем и в течение всего года. Но и в таких условиях единственный вагон не вмещал всех желающих. Поэтому ППК «Содружество» увеличила составность поезд № 6383 Казань — Йошкар-Ола (отпр. 14:08, приб. 16:48) до двух вагонов с 7 октября по 31 декабря по пятницам, субботам и воскресеньям. Обратный поезд № 6382 Йошкар-Ола — Казань (отпр. 7:39, приб. 10:19) будет следовать в двухвагонном исполнении с 8 октября по 31 декабря по субботам, воскресеньям и понедельникам. Ранее с 21-22 августа по 6-7 октября поезда курсировали в двухвагонном исполнении и вовсе ежедневно.
Повышенный спрос наблюдается и на перевозки между Татарстаном и Удмуртией. Поэтому ППК «Содружество» увеличила составность одной из трёх ежедневных пар пригородных поездов Ижевск — Нижнекамск до двух вагонов. Удлинёнными составами с 13 сентября по 29 декабря по пятницам и воскресеньям будут курсировать поезда № 6755 / 6756 Ижевск — Нижнекамск (отпр. 4:20, приб. 8:13) и № 6757 / 6758 Нижнекамск — Ижевск (отпр. 16:36, приб. 22:26).
В Тамбовской области пытаются привлечь дополнительных пассажиров на железную дорогу дополнительными рейсами, в том числе транзитными через главный региональный вокзал Тамбов-1.
С 16 сентября по 7 ноября 2024 года с понедельника по четверг ППК «Черноземье» в тестовом режиме назначены пригородные поезда № 6631 Тамбов-1 — Сабурово (отпр. 14.26, приб. 15.05) и № 6632 Сабурово — Тамбов-1 — Котовск (отпр. 15.58, приб. 17.05). Поезд № 6204 Тамбов-1 —Котовск (отпр. 16:36, приб. 17:05) в эти дни отменяется.
О продолжении эксперимента или его итогах пока не сообщается.
Столичные власти на протяжении двух последних лет неоднократно озвучивали планы о расширении проекта «Московские центральные диаметры» на соседние с Подмосковьем регионы. Поэтапный процесс улучшения пассажирского сервиса растянется на несколько лет. Работы будут вестись по нескольким направлениям: обновление подвижного состава, ввод тарифной линейки МЦД с возможностью оплаты картой «Тройка» и совершенствование железнодорожной инфраструктуры — обновление существующих и строительство новых остановочных пунктов, укладка дополнительных путей на перегонах и станциях оборота, обновление энергохозяйства и эксплуатационных депо. Постепенно на дальних направлениях будут назначать дополнительные поезда и сокращать интервалы движения.
«Трансмашхолдинг» уже объявил, что изготовит пять электропоездов модели ЭП2Д до конца ноября 2024 года для обновления парка региональных экспрессов (РЭКС) Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на Московской железной дороге. Два электропоезда будут приспособлены для выхода на высокие и низкие платформы, ещё три — только на высокие. Каждый состав оснащён 778 местами для сидения. Первые два 11-вагонных состава переданы заказчику в сентябре и уже вышли на маршрут Москва — Рязань. Как уточнила Центральная ППК, постепенно новые электропоезда заменят весь арендованный подвижной состав на Казанском направлении.
Тем временем Дептранс Москвы сообщил в начале октября о выходе второго электропоезда ЭГэ2Тв «Иволга 4.0» на линию D4 (МЦД-4), а также анонсировал поступление до конца года на диаметр ещё 10 аналогичных составов и подтвердил планы завершения обновления . Электропоезда серии «Иволга 4.0» наиболее приспособлены для городских и ближнепригородных перевозок на столичном узле благодаря наличие третьей двери в промежуточных вагонах, что позволяет ускорить пассажирообмен на остановках и сократить время стоянки.
Соответственно, электропоезда серий ЭП2Д, ЭП2ДМ и ЭД4М смогут перейти на работу по более дальним маршрутам, где смогут как заменить наиболее старый подвижной состав, так и увеличить количество рейсов по наиболее востребованным направлениям.
Этим летом после многолетнего перерыва возобновилось движение пригородных поездов между Псковской областью и Республикой Беларусь. Осенью график движения рейсов пересмотрели. Как уведомила Октябрьская железная дорога, с 28 сентября поезда курсируют круглогодично один раз в неделю по субботам вместо среды по расписанию:
Движение пригородных поездов организовано с возможностью беспересадочного следования до станции Алёща, по упрощённой процедуре пограничного контроля. На станции Алёща поезда состыкованы для пересадки на пригородный поезд в Полоцк.
В последние годы на западе Вологодчины между Череповцом и городом Бабаево пригородные поезда курсировали только в тёплую половину года и лишь по выходным дням. В этом году впервые назначили рейсы также по пятницам. А перед окончанием летнего сезона Северная ППК и Северная железная дорога объявили, что по согласованию Правительства Вологодской области курсирование пригородных поездов сохраняется как минимум до конца года (29 декабря). Расписание поездов осталось прежним:
С 15 декабря с вводом нового сетевого графика в расписание будут внесены незначительные изменения.
В Башкортостане продолжается усиление пригородного сообщения за счёт пополнения подвижного состава. С Урала и Прикамья продолжают поступать электропоезда «Ласточка», которые в Пермском крае и Свердловской области заменяются их более свежими, но не лишёнными «детских болячек» импортозамещёнными аналогами серии ЭС104 «Финист». 30 октября Минтранс Башкортостана сообщил о выходе на участок Дёма — Шакша в Уфимской агломерации пятивагонного электропоезда серии ЭС2Г «Ласточка», который заменил в графике прежний четырёхвагонный состав серии ЭП2Д. Это уже шестая «Ласточка» в Башкортостане. Повышение вместимости электропоездов особенно важно в регионе на фоне закрытия Шакшинского автомобильного моста. Электропоезд ЭС2Г-160 — предпоследний произведённый в 2022 году поезд «Ласточка» перед вынужденной сменой модельного ряда завода «Уральские локомотивы» в связи с недоступностью из-за санкций прежней компонентной базы. За свою короткую историю он успел побывать в депо Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Перми.
По решению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в регионе запущен новый электропоезд серии ЭП3Д. Как сообщила компания «Волгоградтранспригород», он поступил в моторвагонное депо Волгоград и будет курсировать по наиболее востребованным маршрутам городской электрички, а также на областных маршрутах. В настоящее время в Волгоградской области курсирует уже пять электропоездов серии ЭПЗД.
В свою очередь Свердловская железная дорога сообщила о поступлении шести новых вагонов производства Тверского вагоностроительного завода для пригородных перевозок на локомотивной тяге в Свердловской области и Пермском крае.
Они прибыли на замену вагонам предыдущего образца на направлениях Чусовская — Кузино и Чусовская — Кын, где работает Пермская пригородная компания.
С 2020 года на СвЖД поступило 72 современных пассажирских вагона с местами для сидения. Также за это время пригородный парк магистрали обновился за счёт поступления четырёх рельсовых автобусов РА-3 «Орлан», восьми электропоездов ЭП2ДМ, а также 28 электропоездов ЭС104.
Ранее в сентябре новый маршрут электропоездов соединял город Мурино Ленинградской области с Ладожским вокзалом Санкт-Петербурга.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
В Костроме отменили часть временных полос, а в Челябинске усилили контроль за «выделенками» и готовят новые участки
Тем временем в Новосибирске закончилось масштабное обновление троллейбусного парка
О развитии муниципальных платных парковок и третьем выпуске Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.