Коллекция ссылок на записи конференций, лекций, интервью, семинаров и вебинаров
По количеству открываемых ежегодно объектов и одновременно ведущихся строек столичное метро превосходит в последние годы все региональные метрополитены, вместе взятые, включая Санкт-Петербург.
28 декабря Московский метрополитен, в этом году уже расширивший свою сеть линий на пять станций, принял очередное пополнение. Первых пассажиров приняли ещё три станции появившейся в этом году Троицкой линии — «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская».
В ближайшие годы Троицкая линия будет продолжаться строиться, а компанию ей в активном развитии составят новые Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская линии. Также стройки продолжатся и на других направлениях: достройке пересадок и выходов Большой Кольцевой линии, дополнительных пассажирских объектов на Кольцевой, Арбатско-Покровской и Люблинско-Дмитровской линии, а также новых электродепо.
28 декабря первых пассажиров приняли три станции Троицкой линии, расположенные за МКАД в Новомосковском административном округе столицы.
Станция «Корниловская» расположена вблизи примыкания ул. Адмирала Корнилова к Калужскому шоссе.
Станция «Коммунарка» расположена вблизи бульв. Мечникова под строящимся продожением Коммунарского шоссе.
Станция «Новомосковская» является пересадочной на действующую с 2019 года одноимённую станцию Сокольнической линии и расположена вблизи магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
С открытием новых станций маршруты общественного транспорта существенно не изменились. Название «Метро Корниловская» получила остановка «Мамыри» на Калужском шоссе в направлении МКАД. А в направлении от МКАД на Калужском шоссе введена новая остановка. Как и парная к ней, она действует для маршрутов автобусов №№ 101, е141, е142, е143, е144, е148, 159, 398,433, 446, 507, 521, 577, 600, 600к, 804, 878, 882, 895, 895к, 982, 991.
Недавно построенная остановка на бульв. Мечникова в направлении ул. Александры Монаховой получила название «метро Коммунарка».
Общая протяжённость Троицкой линии достигла 15,5 км. Теперь на ней действуют две пересадки на другие линии метро — Большую Кольцевую (на станции «Новаторская») и Сокольническую (на станции «Новомосковская»).
В середине осени в Москве была утверждена Адресная инвестиционная программа города на 2025-2027 годы. Значительное место в ней отведено развитию транспортной инфраструктуры. Как сообщил Дептранс Москвы, в 2025-2027 году планируется ввести 28,4 км линий метро с 12 станциями и двумя электродепо.
В частности, планируется открыть участок Троицкой линии «ЗИЛ» — «Новаторская» Троицкой линии с четырьмя станциями и участок «Шелепиха» — «Ильинская» Рублёво-Архангельской линии с восемью станциями. Помимо этого, активные строительные работы будут вестись по созданию новой Бирюлёвской линии, продлении Арбатско-Покровской линии от «Щёлковской» до станции «Гольяново» и строительству новой промежуточной станции «Достоевская» на Кольцевой линии.
В сентябре 2024 года открылся первый участок Троицкой линии с четырьмя станциями. Активные строительные работы осенью велись на двух участках с севера и юга от действующей линии. А к 2030 году общая протяжённость Троицкой линии с 17 станциями должна достичь 43 км. Пока же, по состоянию на 15 октября, общестроительная готовность участка протяжённостью 7,1 км со станциями «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская» составляла 41%.
6 ноября Дептранс Москвы оценил готовность станции «ЗИЛ» Троицкой линии метро на 76%. На станции ведётся монтаж инженерных систем и идут архитектурно-отделочные работы в пассажирской зоне. В начале ноября, по сведениям АО «Мосинжпроект», на платформенной части станции «ЗИЛ» начался монтаж архитектурного освещения. Всего на потолочные кронштейны предусмотрена установка 14 трёхметровых светильников отечественного производства. Строительная готовность станции составляет 76%. Полностью готовы основные конструкции платформы. Строители приступили к архитектурной отделке. Также продолжается устройство других инженерных систем — укладка силовых и слаботочных линий, монтаж оборудования, в том числе тягово-понизительной подстанции. На «ЗИЛе» смонтировано больше половины трубопроводов, вентиляционных установок и насосного оборудования. Внутренние системы водоснабжения, водоотведения, общеобменной и противодымной вентиляции и кондиционирования вестибюля готовы более чем на 80%.
15 ноября Департамент строительства транспортной и инженерной инфраструктуры Москвы сообщил, что станцию метро «ЗИЛ» Троицкой линии украсило архитектурное панно авторства народного художника России Александра Рукавишникова длиной 45 м и высотой 6,4 м. На панно, выполненном в трёх цветах — красном, белом и графитном — показана история завода имени Лихачёва.
Формирование транспортно-пересадочного узла «ЗИЛ», в состав которого войдут действующая станция МЦК и строящиеся станции Троицкой и Бирюлёвской линии планируют завершить в 2028 году.
22 октября АО «Мосинжпроект» сообщило о начале строительство основных конструкций станции «Крымская» Троицкой линии метро. Этому предшествовало завершение земляных работ и разработка грунта котлована. Так как строительство идёт в условиях сложной гидрогеологии, выполнялись мероприятия по водопонижению. Монолитные работы начались с возведения платформы и восточного вестибюля. В ходе строительства «Крымской» предусмотрено создание двух наземных вестибюлей. При этом реконструкция одноимённой станции МЦК с переносом существующего выхода с наземной платформы позволит в дальнейшем для удобной пересадки пассажиров по принципу «сухие ноги» выполнить её примыкание к западному вестибюлю новой станции Троицкой линии. «Крымская» расположится вдоль железнодорожных путей Московского центрального кольца между ними и жилым кварталом Донского района Южного административного округа. По состоянию на 19 декабря, уже ведутся едутся работы по устройству основных конструкций будущего западного вестибюля, а также возводятся стены и примыкание к ранее пройденным перегонным тоннелям к соседней станции «Академическая». Продолжается бетонирование станционной платформы, а в восточном вестибюле ведётся устройство стен, колонн и перекрытий, а также наклонного хода эскалаторов.
По состоянию на 5 ноября, как сообщил ДСТиИИ Москвы, основные конструкции станции метро «Академическая» были готовы на 50%. В зоне строительства завершён вынос инженерных коммуникаций, на финишную прямую вышли земляные работы и разработка грунта котлована. Монолитные работы велись в зоне кассового зала западного вестибюля, а для наклонного хода эскалатора продолжалось армирование бетонного основания. Также обустраивалось верхнее перекрытие платформы, продолжаются работы в зоне кассового зала западного вестибюля, а также армирование бетонного основания под эскалаторы. Именно западный вестибюль «Академической» будет обеспечивать пересадку на одноименную станцию Калужско-Рижской линии метро. Всего у станции будет два подземных вестибюля с выходами на обе стороны ул. Дмитрия Ульянова, вдоль которой она и строится.
В конце октября началась отделка внутренних помещений на строящейся станции «Вавиловская» Троицкой линии метро. Как сообщило АО «Мосинжпроект», после завершения разработки грунта котлована строители приступили к отделке внутренних помещений. Основные конструкции станционного комплекса практически готовы, началась отделка внутренних помещений, в частности, тягово-понизительной подстанции. Уже на треть выполнена обратная засыпка котлована и в наземной части станционного комплекса со стороны соседней станции «Новаторская» уже началось благоустройство площадок притоннельных сооружений, включая асфальтирование и озеленение. В конце ноября на «Вавиловской» строители приступили к отделочным работам в помещениях тягово-понизительной подстанции (ТПП), которая будет питать системы жизнеобеспечения. Ранее, как сообщило АО «Мосинжпроект», были завершены монолитные конструкции и кирпичная кладка.
Станция «Вавиловская» строится на нечётной стороне Ленинского проспекта в районе примыкания к нему улиц Строителей и Панферова. Единственный вестибюль станции будет соединён подземным пешеходным переходом с выходами по обе стороны проезжей части.
Сейчас поезда Троицкой линии метро временно обслуживаются в депо «Замоскворецкое» Большой Кольцевой линии. В перспективе на линии появится собственное депо, но ближайшие несколько лет поезда 16-й линии Московского метро будут жить в электродепо «Столбово», строящееся для Сокольнической линии. Как сообщили в АО «Мосинжпроект», в депо начался монтаж инженерных систем вдоль портальной стенки здания отстойно-ремонтного корпуса. Благодаря предварительной проверке, включающей электронное моделирование подключений, спроектировано наиболее рациональное размещение сетей и оборудования. Тоннель соединительной ветви между электродепо «Столбово» и Троицкой линией метро в районе строящейся станции «Новомосковская» проложил тоннелепроходческий комплекс «Ольга».
Один из приоритетных проектов московских метростроевцев — новая Рублёво-Архангельская линия длиной 27,6 км с 12 станциями. Она пройдёт от Москвы-Сити до нового района Рублёво-Архангельское за МКАД и дальше в перспективе в Красногорск. На радиусе будут организованы пересадки на МЦК, Солнцевскую, Филёвскую, Арбатско-Покровскую и Большую Кольцевую линии метро.
Для Рублёво-Архангельской линии уже построены первые две станции. До 22 июня 2024 года станции «Деловой центр» и «Шелепиха, работали в составе Большой Кольцевой линии (11А). Сейчас в строительстве ещё шесть объектов: «Звенигородская», «Народное Ополчение», «Бульвар Генерала Карбышева», «Серебряный Бор», «Строгино» и «Липовая Роща».
Строительство перегона «Народное Ополчение» — «Звенигородская» завершено ещё в 2022 году. В сентябре стартовала проходка правого перегонного тоннеля на участке «Шелепиха» — «Звенигородская»: работой на этом участке занимается ТПМК «София».
21 октября стартовала проходка тоннеля между будущими станциями «Бульвар Генерала Карбышева» и «Серебряный Бор». Как сообщил Telegram-канал Мэра Москвы, на строительстве используется щит «Лилия» диаметром 10 м, что позволяет проложить один общий тоннель вместо двух отдельных. Большие щиты всё активнее используются в строительстве — это сокращает сроки и снижает стоимость работ.
25 ноября Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о завершении проходки левого перегонного тоннеля между будущими станциями «Народное Ополчение» и «Бульвар Генерала Карбышева». Проходку за полгода осилил тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Натали», который прошел тоннель примерно за полгода. С глубины заложения станции метро «Народное Ополчение» в 22 метра щит на выходе у станции «Бульвар Генерала Карбышева» поднялся до 12 метров.
24 декабря Мэр Москвы сообщил о завершении проходки всех тоннелей между будущими станциями «Звенигородская» и «Бульвар Генерала Карбышева» Рублёво-Архангельской линии метро. Щит «Виктория» финишировал в демонтажной камере, проложив правый перегонный тоннель между «Народным Ополчением» и «Бульваром Генерала Карбышева». Он стартовал в мае 2024 года и прошёл за это время свыше километра под землёй.
Закончить сооружение всех тоннелей от «Шелепихи» до «Липовой Рощи» планируется в 2026 году.
Параллельно с тоннелями сооружаются и станционные комплексы. В начале ноября на строящейся станции «Народное Ополчение» началась работа над внутренними помещениями. Работы начались с устройства внутренних помещений южного вестибюля и платформенного участка станции. Большая часть из них предназначена для инженерных систем станционного комплекса, в частности для оборудования тягово-понизительной подстанции. Как уточнило АО «Мосинжпроект», станция «Народное Ополчение» запроектирована с двумя подземными вестибюлями. Один из них обеспечит выход пассажиров с одной стороны на улицу Демьяна Бедного, а другой — к строящимся подземным переходам на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии метро, жилой и общественной застройке на просп. Маршала Жукова. В северном вестибюле продолжалось устройство монолитных конструкций.
23 декабря АО «Мосинжпроект» сообщило о старте подготовки к строительству станции «Серебряный Бор» на участке площадью 2 га в районе Хорошёво-Мнёвники. Строительство будет вестись открытым способом на площадке, развернутой вдоль ул. Паршина. Начали с выноса инженерных сетей из участка застройки на новое место.
Станция «Серебряный Бор» будет расположена на левом берегу Москвы-реки. Наземный вестибюль разместиться на пересечении Живописной ул. и ул. Паршина. Метровокзал неглубокого заложения будет иметь платформы берегового типа с двумя путями посередине.
Во второй половине декабря началось строительство станции «Строгино» Рублёво-Архангельской линии, которая станет пересадочной на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, открытой в 2007 году. Как сообщило АО «Мосинжпроект», «Строгино» будет соединена двухпутным тоннелем, частично проходящим под акваторией Москвы-реки, с «Серебряным Бором» и станет второй после него станцией с платформой берегового типа. Строительством тоннеля займётся ТПМК «Лилия» после того, как закончит предыдущий участок между «Бульваром Генерала Карбышева» и «Серебряным Бором».
«Строгино» расположится на Строгинском бульваре параллельно действующей станции Арбатско-Покровской линии. Проектом строительства предусмотрена пересадка между линиями и два вестибюля с выходами к жилой застройке и объектам социальной инфраструктуры.
Пока что на объекте проводятся работы по организации стройплощадки и подготовка к выносу инженерных коммуникаций из пятна строительства. После этого начнётся основной этап создания станции «Строгино».
В первые годы Рублёво-Архангельскую линию будет обслуживать электродепо «Солнцево», но в дальнейшем она тоже обретёт своё собственное эксплуатационное предприятие. 21 декабря мэр Москвы сообщил об утверждении проект планировки электродепо «Ильинское». Его разместят на участке площадью 19,02 га с северной стороны Новорижского шоссе. К депо от лини будет проложена соединительная ветвь протяжённостью около 1,2 км.
Менее освоенный строителями объект — Бирюлёвская линия, которая пройдёт от застраиваемой территории бывшей промзоны «ЗИЛ» до районов Западное и Восточное Бирюлёво. В состав её первой очереди войдёт 10 станций.
В частности, на первой станции Бирюлёвской линии в начале зимы продолжилась подготовка к строительству: из зоны будущих работ выносят инженерные сети и готовят территорию к основному этапу строительства.
Как сообщило АО «Мосинжпроект», в зоне примыкания станции Бирюлёвской линии к Троицкой специалисты начали устройство ограждающих конструкций котлована. «ЗИЛ» будет мелкого заложения, островного типа (с расположенной посередине платформой и путями по бокам) и расположится на пересечении проспекта Лихачева с улицей Братьев Рябушинских. Общий вестибюль двух линий расположится недалеко от входа в парк «Тюфелева роща» в районе пересечения проспекта Лихачева с улицей Лисицкого.
Хотя движение по всему Большому кольцу было открыто ещё в марте 2023 года, не решённым перенёсся на 2024 год вопрос достройки пересадок на некоторые радиальные направления. На станциях «Текстильщики», «Электрозаводская» и «Авиамоторная» для пересадки между линиями метро пассажиры уже несколько лет вынуждены выходить на улицу.
9 ноября ДСТиИИ Москвы известил, что на станцию «Электрозаводская» вернулись исторические горельефы «Путейцы» и «Работницы Электрозавода», которые ранее были демонтированы с пилонов исторической платформы Арбатско-Покровской линии в 1950-х годах из-за перестройки части зала и считались утерянными. Однако несколько лет назад их обнаружили на складе электродепо «Измайлово». Одна из утраченных частей «Путейцев» была воссоздана по архивным фотографиям. Станция «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии была открыта 15 мая 1944 года.
Горельефы установили на стене в переходе между станциями «Электрозаводская» Большой Кольцевой и Арбатско-Покровской линий.
22 ноября АО «Мосинжпроект» сообщило о завершении обкатки эскалаторов на пересадке между станциями «Электрозаводская» Арбатско-Покровской и Большой кольцевой линий столичного метро. К этому моменту на объекте уже было проложено более 18 км силового и почти 27 км слаботочного электрокабеля и оставалось проложить менее трёх километров электрических линий. В высокой степени готовности находилась также архитектурная отделка пассажирской и технической зон: полы и стены облицованы гранитом. В зоне примыкания перехода к станции Арбатско-Покровской линии размещены отреставрированные исторические горельефы, прежде украшавшие «Электрозаводскую» синей ветки.
После завершения архитектурной отделки пассажирской зоны и служебных помещений, а также монтажа электросетей и пусконаладки оборудования переход между станциями будет открыт.
Станция «Электрозаводская» Большой кольцевой линии метро была открыта для пассажиров в конце 2020 года в составе Некрасовской линии, а с 1 марта 2023 года действует в составе Большого кольца.
По состоянию на 20 ноября, также завершалась реконструкция восточного вестибюля станций «Каширская» Замоскворецкой и Большой кольцевой линий. Его готовность составляла 81%, велись устройство инженерных сетей и монтаж оборудования.
По состоянию на 20 ноября на строительстве пересадки между станциями «Текстильщики» Большой Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий специалисты монтировали кровлю и укладывали пол, вели отделку пассажирской зоны и технических помещений. К 13 декабря завершено размещение витражей на мостовом переходе длиной 140 м между станциями, проходящем над путями Московской железной дороги. Со стороны Большого Кольца на примыкании к переходу выполнены основные конструкции лестничного схода, установлено эскалаторное оборудование и завершена кровля. Проводились внутренние отделочные работы и монтаж внешних фасадов. Со стороны Таганско-Краснопресненской линии строители продолжали монолитные работы и обратную засыпку котлована, а также установку четырех эскалаторов.
На станции «Рижская» Большой Кольцевой линии продолжается строительство второго выхода. Как сообщило 12 декабря АО «Мосинжпроект», в эскалаторном тоннеле установили более 130 из 165 тюбинговых колец диаметром 10.5м (более 80% от запланированного объёма).
Замоскворецкая линия одно из двух своих депо передала в состав Большой Кольцевой линии. Вместо депо «Замоскворецкое» теперь наряду с прошедшим реконструкцию депо «Сокол» техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, а также его выпуском на линию занимается сравнительно новое депо «Братеево». Однако и оно вскоре сменит род деятельности.
Рядом с депо «Братеево» достраивается новое электродепо «Южное» (также называвшееся раньше «Братеево-2»). Как сообщило АО «Мосинжпроект», в отстойно-ремонтном корпусе строящегося электродепо уже идёт подготовка к монтажу колёсотокарного станка для обслуживания подвижного состава Замоскворецкой линии. Для размещения инженерного оборудования выделено отдельное помещение общей площадью более 2,4 тыс. кв.м. В нём строители создали габаритный приямок, где рабочие будут осматривать оборудование вагонов. В помещение будет вести отдельный путь, позволяющий проводить обточку колесных пар без выкатки их из-под состава, а габариты цеха позволят производить работы комплексно сразу на всех восьми вагонах. Параллельно в электродепо «Южное» проводят работы по монтажу участка диагностики колёсных пар: строители уже выполнили все подготовительные работы под укладку рельсошпальной решетки и смонтировали диагностическое оборудование.
Всего на 13 гектарах территории электродепо «Южное». разместятся 46 зданий и сооружений различного производственного назначения. После ввода «Южного» в эксплуатацию расположенное рядом действующее электродепо «Братеево» перепрофилируют в крупнейший в России комплекс по ремонту вагонов метро.
Как сообщил официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, «Южное» и «Братеево», веера путей двух депо соединят и объединят в многофункциональный комплекс с единой системой автоматики телеуправления движением, что позволит рационально и безопасно перераспределять поезда, контролировать положения стрелок, а также определять готовность путей к проезду составов. Управлять системой будут из электродепо «Южное».
20 ноября АО «Мосинжпроект» сообщило, что строительство второго вестибюля станции метро «Физтех», открытой в сентябре 2023 года, завершается. На объекте уже выполнили архитектурную отделку, кассовый зал украсили художественным панно, пол и стены пассажирской зоны облицевали камнем российского месторождения. Идёт благоустройство прилегающей территории.
В сентябре 2024 года в Москве открылись первый участок Троицкой линии с четырьмя станциями и станция «Потапово» Сокольнической линии.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Коллекция ссылок на записи конференций, лекций, интервью, семинаров и вебинаров
Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
А в Нижнем Новгороде перенесли окончания поставки электробусов на 2025 году
В Екатеринбурге, Самаре и Казани обновляют вагоны с помощью капитального или текущего ремонта
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)