В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
Москва стала первым городом России, открывшим в этом году новые станции метро. 5 сентября старейшая линия страны — Сокольническая — продлилась на один перегон до новой конечной «Потапово» в Новой Москве. В Новую Москву устремилась и новая Троицкая линия: 7 сентября первые поезда приняли пассажиров четырёх метровокзалов.
Тем временем на других объектах метростроя в столице и других городах продолжаются работы по развитию подземных магистралей. В Москве и Санкт-Петербурге обозначили обширные планы на ближайшие несколько лет — с той разницей, что в москворецком водном бассейне первом случае строительный процесс ведётся уже сейчас на нескольких участках, а на берегах Невы рассчитывают на выделение федерального финансирования.
Постепенно согласовывается проектная документация и осваиваются площадки для строительства Челябинского метротрамвая. А в Новосибирске планируют развивать сотрудничество с белорусскими проектировщиками метро.
5 сентября первых пассажиров встретила станция метро «Потапово», расположенная в створе магистрали «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе» вблизи улицы Александры Монаховой и проспекта Куприна». Как отметила компания «1520 Сигнал», станция стала первой отапливаемой наземной в столице. Технические особенности конструкции станции гарантируют комфорт пассажиров даже при -30°C за её бортом. Безопасность и эффективность перевозок на новом транспортном объекте обеспечивает оборудование и цифровая автоматика Дивизиона «Железные дороги» Нацпроектстроя.
Первый тестовый электропоезд, по информации Дептранса Москвы, проехал по новому участку от станции «Новомосковская» (бывшая «Коммунарка») до станции «Потапово» Сокольнической линии 30 августа. Ещё несколько дней длились накатка путей и другие приготовительные работы. В частности, «поезд-лаборатория» проверил готовность пути и контактного рельса, работу устройств автоматики движения поездов и качество связи с диспетчером.
За последние 10 лет Сокольническая линия выросла с 19 до 27 станций, продлившись от «Юго-Западной» в Новую Москву.
А 7 сентября открылась новая, 16-я линия Московского метрополитена — Троицкая. В стартовый участок вошли четыре станции:
Каждая из станций построена по индивидуальному проекту.
Станция «Новаторская» расположена параллельно Ленинскому проспекту между пересечениями с улицами Новаторов и Академика Пилюгина. Её оформление посвящено «московским окнам». Потолок платформенной части составлен из разноформатных алюминиевых панелей.
Источник: АО «Мосинжпроект»
Станция «Университет Дружбы народов», расположенная на улице Академика Опарина вблизи улицы Миклухо-Маклая, напротив территории вуза, посвящена студентам и международному сотрудничеству. Между входным павильоном и эвакуационным выходом со станции обустроены пять клумб в форме континентов Земли. Над эскалаторами размещена композиция площадью около 40 м², выполненная в смешанной технике римской и флорентийской мозаик с элементами художественного витража. Ещё одно мозаичное панно общей площадью 120 м² смонтировано в подземном переходе, ведущем в кассовый зал вестибюля станции, — оно посвящено сотрудничество ведущих городов мира.
Источник: АО «Мосинжпроект»
Станция «Генерала Тюленева», расположенная в начале одноимённой улицы у пересечения с улицей Тёплый Стан, посвящена Герою Советского Союза И.В. Тюленеву. В вестибюле над эскалатором размещено стеклянное панно, отображающее боевой путь и полководца, а основной темой архитектурного оформления платформенного участка стала георгиевская лента. Одна из путевых стен облицована разноформатными треугольными панелями оранжевых оттенков.
Источник: АО «Мосинжпроект»
Станция «Тютчевская», расположенная на 42-м километре МКАД с внешней стороны кольца в посёлке Мосрентген, получила имя и оформление в честь великого русского поэта Ф.И. Тютчева. Путевые стены облицованы алюминиевыми сотовыми панелями со строками тютчевских стихов. Станционный комплекс оформлен в эстетике экспрессионизма с использованием динамичных форм, а также контрастного сочетания стекла и металла с поверхностями из природного камня. Пол станционного зала уложен гранитными плитами, а колонны отделаны серым гранитным камнем и прозрачным триплексом.
Источник: АО «Мосинжпроект»
Ожидается, что открытие первого участка Троицкой линии снизит нагрузку на Калужско-Рижскую и Сокольническую линии Московского метро, проспект Вернадского и Ленинский, Профсоюзную улицу и другие ближайшие улицы.
Новая Троицкая линии метро стала второй, на которой стали работать поезда новой серии «Москва-2024», выпускаемые с этого года. Как сообщил Дептранс Москвы, с момента запуска линии пассажиров перевозят девять составов, а после открытия новых станций их количество увеличится.
Поезда Троицкой линии курсируют с четырёхминутными интервалами в часы пик. Пока что их обслуживанием занимается электродепо «Замоскворецкое» Большой Кольцевой линии. После окончания строительства нового депо «Столбово» Сокольнической линии составы сменят прописку. Позднее на Троицкой линии появится собственное депо.
Дептранс Москвы также отмечает, что на всех станциях первого участка Троицкой линии пассажиры могут воспользоваться любыми способами оплаты проезда. Для этого на станциях работают 39 автоматов и терминалов по продаже билетов, а также действуют 48 турникетов на вход и выход. При этом по два турникета в каждом вестибюле станций настроены для оплаты по биометрии. Кроме того, на каждом турникете пассажиры смогут пользоваться виртуальной «Тройкой», банковской картой или в открытом тестовом режиме оплатой через СБП.
Вместе с открытием новых станций изменилась работа и нескольких столичных автобусных маршрутов.
С 5 сентября
С 6 сентября
С 7 сентября
С 8 сентября
Дальнейшие планы развития Московского метро на ближайшие годы в основном связаны с продлением Троицкой линии и строительством новых Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линии. К концу этого года планируется открыть станции «Корниловская», «Коммунарка» и «Новомосковская» Троицкой линии.
Будущую географическую схему рельсового транспорта столицы показали на форуме-фестивале «Москва 2030». Как обратил внимание сайт Мэра и Правительства Москвы, на географической схеме более точная привязка к местности и, кроме того, отмечены кольцевые автомагистрали, автовокзалы, основные парки и реки столицы, а также узнаваемы изображения железнодорожных и речных вокзалов. Из презентационных материалов, демонстрируемых в августе на техническом пуске новых участков метрополитена, стали известны и актуальные планируемые сроки открытия новых объектов:
Также пока не обозначены троки строительства перспективного 8-километрового участка Рублёво-Архангельской линии с двумя станциями «Красногорск» и «Изумрудные холмы».
На станции «Вавиловская» Троицкой линии, по информации АО «Мосинжпроект», генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства новых линий и станций столичного метро, завершаются монолитные работы: выполнено около 80% от объёма работ и уже ведётся обратная засыпка котлована. Началось устройство внутренних помещений, а в ближайшее время строители приступят к отделке пассажирской зоны станции. Колонны с облицовкой из ярких жёлтых панелей станут главным акцентом в оформлении платформенного участка. Тем временем в тоннелях вблизи станции завершаются устройство жесткого основания и монтаж верхнего строения пути. Всего на Троицкой линии в зоне ответственности холдинга пять станций, находящихся в активном строительстве: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская» и «Корниловская».
На другом строящемся объекте Троицкой линии — станции «Новомосковская» — архитектурно-отделочные работы выполнены на 80 %. Как сообщил сайт Мэра Москвы и Правительства Москвы, на путевых стенах платформенной части монтируют декоративные панели. Вестибюль станции и платформу свяжут четыре эскалатора. Они уже установлены, начались пусконаладочные работы.
Оформление станции в стиле биотек с преобладанием в дизайне зелёного цвета призвано подчеркнуть близость станции к парковым территориям Новой Москвы.
Новая станция станет пересадочной на одноимённую станцию Сокольнической линии, которую открыли в 2019 году. Сформировавшийся пересадочный узел метро станет первым на территории Новой Москвы. Новое название пересадочному узлу было присвоено летом 2024 года. Одновременно прежнее имя «Коммунарка» было передано строящейся станции Троицкой линии с проектным названием «Бачуринская».
26 августа, как сообщили в «Мосинжпроекте», стартовала подготовка к проходке тоннелей между станциями «Звенигородская» и «Шелепиха» Рублёво-Архангельской линии метро. Протяжённость новых перегонных тоннелей между станциями составит около 550 м: столь малое расстояние обусловлено тем, что часть трассы со стороны «Шелепихи» будет проходить по ранее построенным тоннелям, до 22 июня бывшим частью маршрута «Савёловская» — «Деловой центр» Большой Кольцевой линии.
Около 350 м новой трассы должен пройти тоннелепроходческий комплекс «София» диаметром 6 м, оставшиеся 200 м каждого из тоннелей пройдут горным способом. Проходку планируется начать осенью. Сначала «София» пройдет правый перегонный тоннель, после демонтажа и транспортировки в монтажно-щитовую камеру на станции «Звенигородская» щит отправят на проходку левого перегонного тоннеля.
Ещё один готовящийся к открытию в ближайшие месяцы объект — пересадка между станциями «Авиамоторная» Большой кольцевой и Калининской линий. Со времени открытия станции БКЛ в 2020 году (до 1 марта 2023 года временно работала в составе Некрасовской линии) более четырёх лет пассажиры пересаживаются через временную наземную пересадку. Как сообщает «Мосинжпроект», уже закончены монолитные работы, ведётся устройство внутренних перегородок и архитектурная отделка, а общая готовность объекта, на котором продолжается монтаж оборудования освещения, энергоснабжения, вентиляции и других инженерных систем, а эскалаторы готовятся к обкатке и грузовым испытаниям, составляет 96%. Станция Калининской линии находится на 40 метров глубже станции БКЛ, общая протяжённость подземного коридора составляет 110 метров. Строительство пересадочного узла планируется завершить в четвёртом квартале 2024 года.
Тем временем в электродепо «Столбово», которое на несколько лет должно стать родным домом для поездов Троицкой линии, ведётся устройство кровли и фасадов в отстойно-ремонтном корпусе. АО «Мосинжпроект» сообщило, что для облицовки фасадов на объекте используют трёхслойные сэндвич-панели, которые обеспечат экономичность и высокую скорость строительства, а кровлю корпуса покроют профлистом, а затем полимерной мембраной и комбинированным утеплителем. Далее строители будут монтировать в корпусе вспомогательные металлоконструкции.
Продолжается и модернизация инфраструктуры действующих линий. Дептранс Москвы анонсировал скорое завершение реконструкции депо «Красная Пресня» Кольцевой линии, действующего с 1954 года. На территории депо полностью заменены пути (3,8 км рельсов и 3,3 км контактного рельса) с заменой 50 стрелочных переводов и укладкой семи тысяч железобетонных шпал вместо прежних деревянных. Также на территории депо установили новые мачты освещения, увеличив их количество с двух до 11, а на средства из городского бюджета заменили ограждение депо и обновили фасад здания. В 2021 году в «Красной Пресне» полностью перешли на эксплуатацию составов серии «Москву-2020» и параллельно начали реконструкцию депо.
Для столицы Южного Урала Главгосэкспертиза России выдала положительные заключения по результатам рассмотрения проектно-сметной документации сразу на два этапа выноса коммуникаций в рамках строительства линии скоростного транспорта «Север — Юг» в Челябинске. Работы намечены на двух площадках, где метротрамвай будет уходить под землю и выезжать на поверхность — № 115 по улице Овчинникова и №106 у остановочного пункта «Улица Косарева». Специалистам предстоит переустроить почти 6 км сетей связи, водопровода, дождевой канализации и наружного освещения. На улице Овчинникова перекладке подлежат более 400 м труб водоснабжения, свыше 670 м дождевой канализации и 150 м кабелей связи. На время стройки предстоит переустроить также около 2 км наружного освещения. На площадке № 106 предстоит переложить 575 м сетей водоснабжения и 360 м дождевой канализации и около 1,0 км газопроводных труб. На время строительства требуется переустроить 700 м кабелей наружного освещения. После монтажа инженерных сетей строители затронут и трамвайные пути: предстоит перенести свыше 700 м линии на участке проспекта Победы от улицы Косарева до Краснознамённой улицы.
Как сообщили в группе компаний «Моспроект-3», разработанные документы ещё по трём основным этапам на сооружение стартовых котлованов и строительство перегонных тоннелей находятся на изучении экспертов. На этих этапах планируется устройство стартовых котлованов для дальнейшей щитовой проходки тоннелей, а также организации строительных работ на остановочном пункте «Торговый центр» в стесненных условиях городской застройки, что потребует координации с городскими коммунальными службами.
Проект новой линии «Север — Юг» метротрамвая в Челябинске протяжённостью свыше 9 км предусматривает строительство двух подземных станций «Площадь Революции» и «Торговый центр», а также и наземных остановочных пунктов: «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская».
В ближайшие недели в Санкт-Петербурге ожидается открытие новой станции «Горный институт». В августе провели часть строительно-монтажных работ по интеграции построенного участка в систему действующего метрополитена. Как сообщил Комитет по транспорту Ленинградской области со ссылкой на губернатора региона, на координационном совете по транспортному развитию Петербурга и Ленобласти под руководством вице-премьера правительства РФ Виталия Савельева разобрали конкретные мероприятия, стоимость и ответственность по нескольким крупным инфраструктурным проектам, включая строительство станции метро «Кудрово» в одноимённом городе и электродепо. Контракт на проектные работы планируется заключить до конца 2024 года. Ленинградская область со своей стороны выполнила проект планировки и межевания соответствующей территории и завершила кадастровые работы на участках под депо — теперь это земли промышленности.
По данным издания «Фонтанка», открытие движения от станции «Улица Дыбенко» Лахтинско-Правобережной линии (линия 4), согласно схеме, представленной на заседании Координационного совета, планируется на 2031 год.
Среди других планов по развитию Петербургского метрополитена в источнике также значатся:
Для реализации этих планов необходимо потратить 1,3 трлн рублей, в связи с чем Санкт-Петербург рассчитывает на федеральное софинансирование.
А до конца этого года планируется открытие движения на участке от станции «Спасская» до станции «Горный институт» линии 4, однако станция «Театральная» заработает для пассажиров позднее.
В Минске завершается строительство второго участка третьей, Зеленолужской, линии метро. Тем временем белорусских проектировщиков пригласили в Новосибирск. Как сообщило МУП «Новосибирский метрополитен», мэр города подписал соглашение о сотрудничестве с ОАО «Минскметропроект». В ближайшее время в крупнейшем городе Сибири планируется объявить конкурс для разработки проектной документации на продление Дзержинской линии новосибирского метро на две станции. У белорусской организации есть значительные компетенции по техническому консультированию, проектированию объектов метро и тоннелей.
Пока же для обновления подвижного состава в метрополитене с правительством области и Законодательным собранием принято совместное решение о предоставлении субсидии в 2,2 млрд. рублей.
Станцию «Спортивная» в Новосибирске рассчитывают открыть до конца года.
В августе начато строительство метротрамвая в центре Красноярска.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
Вынужденная индексация стоимости поездок произошла также в Салехарде, Новороссийске, Ульяновске и населённых пунктах Псковщины
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
Трасса трамваев на Васильевском острове Северной столицы бездействовала девять лет из-за стройки метро
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.