Метрострой: вести из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Минска

  • Дарья Гербер
    27 июня 2024 г. — 11:00
    4635
    Иллюстрация: 

    Сайт Мэра Москвы / sobyanin.ru

    Очередные новости о развитии метрополитена пришли сразу из трёх столиц — двух российских и соседней белорусской, а также из центра Красноярского края. В Европейской части Союзного государства к открытию в ближайшие месяцы готовятся восемь новых станций метро. В Красноярске, напротив, темпы метростроительства тормозятся ввиду обнаружения нового исторического памятника в центре города.

    В Москве с 22 июня закрыли ответвление Большой Кольцевой линии от станции «Деловой центр» до станции «Хорошёвская» для интеграции в строящуюся Рублёво-Архангельскую линию. Негативные логистические последствия от вынужденного решения призвано нивелировать открытие второго выхода со станции МЦК Москва-Сити, обеспечившего единое интеграционное пространство с D4. Также в столице прошёл технический пуск первого участка новой Троицкой линии метро, включающий четыре станции — «Новаторскую», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевскую». В Санкт-Петербурге начата подготовка к модернизации станции метро «Фрунзенская» и строительству Единого диспетчерского центра. Параллельно продолжается подготовка к открытию строящейся станции метро «Горный институт».

    В белорусском Минске готовят к запуску объекты Зеленолужской линии метро — станции «Аэродромную», «Неморшанский Сад», «Слуцкий Гостинец» и электродепо «Слуцкое». При этом новые поезда для обслуживания, которые получили имя «Минск 2024», поставит российский «Трансмашхолдинг».

    В Москве идут работы на участках БКЛ и Троицкой линии метро

    В Москве продолжаются работы на нескольких объектах инфраструктуры метро. В частности, с 22 июня закрыт участок «Деловой центр — Шелепиха — Хорошёвская» Большой кольцевой линии (БКЛ, 11А) для интеграции в Рублёво-Архангельскую линию метро. По информации столичного Дептранса, это требует строительства новых тоннелей и замены инженерных систем. Временно до станций «Москва-Сити» и «Деловой центр» можно добраться через Филёвскую и Солнцевскую линии, МЦК, МЦД-1 и МЦД-4. Путь до «Шелепихи» можно построить через МЦД-1 и МЦК. Для помощи пассажирам на 18 станциях дежурят 50 сотрудников Центра мобильности.

    На перегон между «Шелепихой» и «Деловым центром» пассажирские метропоезда вернутся с открытием головного участка Рублёво-Архангельской линии не ранее 2026 года. А вот между «Хорошёвской» и «Шелепихой» пассажирское движение прекращено навсегда: один из тоннелей планируется сохранить только в качестве служебной соединительной ветви.

    Накануне закрытия участка БКЛ Департаментом транспорта совместно с РЖД 20 июня открыт второй выход из станции МЦК Москва-Сити в южный вестибюль одноимённой станции линии МЦД-4 D4. Как сообщила Московская железная дорога, единое интеграционное пространство сократило время пересадки между D4 и МЦК в два с половиной раза — до полутора минут, исключив выход на улицу, а также разгрузило первый вестибюль станции МЦК на 40%.

    С момента открытия в 2016 году станция МЦК Москва-Сити (до апреля этого года носившая имя Деловой центр) приняла около 40 млн пассажиров. На неё приходится более 60% пассажиропотока транспортного хаба. Новым вестибюлем ежедневно могут пользоваться почти 10 тыс. человек. Ожидается, что к 2030 году показатель возрастёт до 13 тыс. человек.

    После закрытия участка до «Делового центра» все поезда по БКЛ следуют кольцевыми маршрутами. Благодаря этому повысится стабильность графика движения поездов, а время ожидания сократится. Также вырастет количество дополнительных пассажирских мест.

    21 июня состоялся технический пуск первого участка новой Троицкой линии метро, включающий 8,3 км с четырьмя станциями — «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Об этом сообщил официальный блог мэра Москвы.

    Станция «Новаторская» войдёт в состав одноимённого транспортного хаба, объединяющего Троицкую и Большую Кольцевую линии метро, а также маршруты наземного городского транспорта. Станция «Университет Дружбы Народов» улучшит логистику для жителей районов Коньково и Обручевский, а также студентов и преподавателей Российского университета дружбы народов, Российского государственного геологоразведочного университета и Московского университета МВД России. Станция метро «Генерала Тюленева» обеспечит транспортное обслуживание жителей района Тёплый Стан. Благодаря «Тютчевской» 52 тыс. жителей Мосрентгена и Тёплого Стана получат метро в шаговой доступности.

    Ожидается, что открытие движения поездов на новом участке для пассажиров состоится в начале осени. По данным интернет-портала «Российской газеты», им будут пользоваться около 300 тыс. человек, а в перспективе — до полумиллиона. В результате на карте Москвы появится новая — 16-я линия метро. Всего в первый участок протяжённостью 26 км входит 11 станций, а в целом новая радиальная линия по протяжённости составит 43 км с 17 станциями — от станции «ЗИЛ» до Троицка. Кроме этого, в Москве строятся ещё 20 станций метро.

    В Санкт-Петербурге — ремонт «Фрунзенской» и достройка «Горного института»

    Специалисты филиала «Дороги и мосты» (АО «ДиМ») Мостоотряд-90 начали подготовку к модернизации станции метро «Фрунзенская» и строительству Единого диспетчерского центра.

    В соответствии с графиком станцию закрыли для пассажиров с 1 июня на три года. Строители устраивают воздухоплотную перегородку для отделения зоны эскалатора от подземного зала. В ходе первого этапа проведут ремонт, а на месте наземного вестибюля возведут здание Единого диспетчерского центра. Ожидается, что работы завершатся в течение трёх лет. На это время Комитет по транспорту усилил движение наземного транспорта, чтобы интервалы на Московском проспекте у станции метро «Фрунзенская» в часы пик составляли две-три минуты. 

    На втором этапе строители выполнят отделочные работы, смонтируют инженерные системы, обустроят рабочие места и создадут инженерно-техническую и информационно-технологическую инфраструктуру Единого диспетчерского центра. Продолжительность работ составит 26 месяцев.

    Пока же специалисты АО «Метрострой Северной Столицы» работают на другом объекте. На строящейся станции метро «Горный институт» завершён монтаж ступеней по всем четырём эскалаторам, а в июне стартовали технические испытания оборудования. Также продолжаются отделочные работы: облицованы стены мраморными плитами в центральном и боковых тоннелях (2750 кв. м декоративного материала и около 1600 кв. м облицовки путевых стен). Завершается монтаж мрамора в пассажирских проёмах. Всего предусмотрено 12 порталов. В подземном вестибюле идут отделочные работы технических помещений (завершены на 80%), основного и кассового залов, а также устройство внутренних инженерных систем. Открытие станции планируется осенью.

    В Красноярске — перенос сроков из-за обнаружения исторического памятника

    По информации портала «Дела.ру», подготовка к строительству перегонного тоннеля будущего Красноярского метро (метротрамвая) от станции «Вокзальная» в сторону центра до станции «Площадь Революции» переносится на новый срок. Причина — в очередных археологических изысканиях из-за обнаружения нового памятника древности, получившего название «Поселение Солдатская слобода». Археологи работали на площади в 19,1 тыс. кв. м, расположенной в районе перекрёстка ул. Карла Маркса с ул. Горького и ул. Декабристов, с заходом во двор дома между ул. Маркса и пр. Мира, 105. Здесь планируется строительство притоннельных сооружений, необходимых для эксплуатации скоростного легкорельсового транспорта. Сам отрезок подземной линии соединит железнодорожный вокзал и главную площадь Красноярска.

    По результатам изысканий обнаружено два культурных слоя с материалами XIX в., включая фрагменты керамики, стеклянной посуды, железные гвозди и обломки костей домашних животных. 20 мая новый объект начала XIX — начала ХХ вв. поставили на учёт в Службе по госохране объектов культурного наследия.

    С первой половины XIX в. на участке располагались батальонные казармы, примыкавшие к Плац-Парадной площади, ныне Красной, где был расквартирован Красноярский резервный батальон. На месте дома по Маркса, 132 (объект культурного наследия «Дом жилой, 1950-е гг.» — «дом Радиозавода с башенкой») во второй половине XIX в. находилась церковь Александра Невского, сгоревшая в 1923 г., вокруг же казарм располагались дома для семей низших чинов военнослужащих.

    Таким образом, археологам предстоят работы по спасению остатков поселения, что влечёт за собой изменение сроков по выносу сетей и, возможно, строительству притоннельных сооружений. Отмечается, что эксперты уже дали отрицательное заключение на земляные работы.

    Ранее похожая ситуация сложилась на площади Революции, где исследовали артефакты «Поселения Новобазарная площадь», и в районе будущей станции метро «Улица Карла Маркса» (квартал между ул. Вейнбаума и Сурикова), где обнаружен памятник «Красноярск. Поселение Геологическое».

    Согласно планам, первый подземный тоннель начнут прокладывать со Взлётки от станции «Улица Шахтёров» в направлении центра. За ним должен был последовать перегон к станции «Вокзальная». ТПМК начнут проходку в сторону вокзала из котлована на станции «Площадь Революции», который пока ещё не построен. В преддверии этих работ в центре, на пр. Мира, а также на ул. Маркса и поперечных улицах установлены дорожные знаки и изменена схема движения автотранспорта. Вместе с тем заказчик строительства метротрама — «Центр транспортной логистики» — считает, что отрицательное заключение экспертизы не повлияет на общие планы по созданию современного вида транспорта.

    В Минске продолжаются работы на Зеленолужской линии

    В столице соседней Беларуси продолжаются работы на объектах Зеленолужской линии метро — станциях «Аэродромная», «Неморшанский Сад», «Слуцкий Гостинец» и в электродепо «Слуцкое».

    По данным агентства «Минск-Новости», параметры станции «Аэродромная» составляют 106 м в длину, 10 м в ширину и до 15 м по глубине залегания. Её строили открытым способом. Над подготовкой к вводу в эксплуатацию работают отделочники, монтажники и пусконаладчики. Наибольшие объёмы остаются по пуску и наладке оборудования, их тестированию и обкатке. На стадии завершения — остекление павильонов входных групп, укладка гранита и покраска, а также монтаж эскалаторов. В ближайшее время поступят защитные экраны, или двери автоматические станционные (ДАС). За дизайн станции отвечает «Минскметропроект».

    На станции «Неморшанский Сад» ведутся отделочные работы и монтаж оборудования. Достраивается вход № 1: ведётся засыпка грунта, установка гидроизоляции, демонтаж крепления котлована и козлового крана. На входе № 2 облицовывают ступени и стены керамогранитом, а также устанавливают стёкла павильонов. Продолжается отделка лифтовых шахт, завершены работы по потолку вестибюля. Передана под пусконаладку станционная тяговая подстанция (СТП). Наладчики тестируют оборудование и проверяют подключение кабельных сетей. Продолжается монтаж эскалаторов.

    Станция «Слуцкий Гостинец» относится к колонному типу. Её конструкция и входные группы уже готовы. В процессе — отделка входов керамогранитом и остекление павильонов. Завершены плиточные работы на платформе, колонны и стены перрона отделаны металлом и керамогранитом, почти закончено оформление потолка, подключают светильники, смонтировано вентиляционное оборудование. Завершается сооружение тупиков. Выполнены забивка шпунта, земляные работы, крепление котлована и бетонирование лотка. Впереди — 9 м монтажа стеновых блоков и 18 м монтажных перекрытий. Монтаж всех конструкций станции завершён в первой декаде июня.

    В комплексе электродепо «Слуцкое» построены 20 зданий и сооружений, готова ветвь съездов подвижных составов, почти залито бетоном верхнее строение пути. Внутри и снаружи зданий ведутся отделочные работы. В планах — завершение отделки в административно-бытовом и отстойно-ремонтном корпусах. Также смонтировано силовое оборудование на СТП электродепо. Частично собрано оборудование кран-балок. В завершении — строительные работы в мотовозном цехе, монтаж оборудования в камере мойки подвижного состава, устройство веера путей и установка тупиков, после чего последует устройство контактного рельса и чистовая рихтовка пути. Благоустройство территории выполнено примерно на 75%. На участке от кольцевой дороги частично заменён и укреплён грунт. Ввод электродепо в эксплуатацию намечен параллельно со станционными комплексами до конца года.

    Завершение основных строительно-монтажных работ запланировано на июль, после чего последуют пусконаладка, подача напряжения и обкатка электропоездов. По договору с «Метровагонмашем» (входит в «Трансмашхолдинг»), подписанному весной 2023 года, будет поставлено семь составов с автоведением или 28 вагонов на базе серии 81-765/766. Новым поездам метро присвоено имя «Минск 2024», а предположительное модельное обозначение минской серии — 81-765.7/766.7. Версия для белорусской столицы включает сквозные проходы, широкие дверные проёмы, климатические установки с обеззараживанием воздуха и удобную планировку салона. Для эксплуатации на Зеленолужской линии вагоны укоротили на 140 мм (по 70 мм с каждой стороны) и оснастили оборудованием для синхронизации с платформенными дверями. Сотрудничество России и Беларуси развивается в том числе в рамках Стратегии технологического развития Союзного государства до 2035 года, которая направлена на укрепление технологической независимости. Конструктивно модель «Минск 2024» наиболее близка к ранее производимым для российской столицы поездам «Москва 2019».

    Новые вагоны метро продолжают поступать в Москву и Ташкента, а в Екатеринбурге пока занимаются только ремонтом поездов с продлением срока службы.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)