Новые электропоезда вышли на маршруты Москвы, Подмосковья, Поволжья и Мордовии

  • Павел Яблоков
    13 января 2025 г. — 18:00
    135
    Иллюстрация: 

    Перед новогодними праздниками и сразу после них железнодорожники обновили электропоезда на нескольких популярных направлениях.

    Новые «Иволги 4.0.» вышли на третий и четвёртый Московские центральные диаметры. Электропоезда серии ЭП2Д нашли новую работу на экспресс-маршруте Москва — Раменское и в Мордовии, а составы серии ЭП3Д стали соединять Нижний Новгород с Казанью.

    Тем временем, наступивший год ожидается более скромным по обновлению, чем его предшественник: заказ новых электропоездов на 2025 год заметно сокращён по сравнению с прошлогодними планами.

    «Иволги» и «РЭКСы» для Московской железной дороги

    В конце ушедшего года обновление получили линии Московских центральных диаметров: железнодорожники ввели в работу несколько составов серии «Иволга 4.0» (ЭГЭ2Тв), отличающихся наличием третьей пары дверей в промежуточных вагонах, за счёт чего ускоряется посадка и высадка пассажиров.

    При запуске движения по линии МЦД-4 (D4) новый подвижной состав был представлен на ней только поездами серийЭП2ДМ и ЭП2Д, приспособленными для обслуживания средних и дальних пригородных маршрутов, чем для перевозок внутри крупнейшей агломерации страны. Составы серии «Иволга 3.0» успели изготовить только для линии МЦД-3 (D3).

    В начале 2024 года началось серийное производство «Иволги 4.0», поначалу получившей прописку также на линии МЦД-3. В мае первая «Иволга 4.0» начала работать на МЦД-4. В октябре на линию вышел второй электропоезд этой серии. 13 декабря Центральная ППК сообщила о том, что вывела уже третий по счёту поезд «Иволга 4.0» на МЦД-4.

    А 29 декабря ЦППК сообщила, что в канун нового года получила сразу 10 новых «Иволг 4.0». Составы переданы компании для эксплуатации на МЦД-3 и МЦД-4. Обновление парка поездов на диаметрах ведётся совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы: составы приобретаются в собственность подведомственного предприятия Дептранса — ГУП «Московский метрополитен».

    Также 27 декабря Центральная ППК сообщила о запуске двух электропоездов серии ЭП2Д в компоновке «РЭКС» (Регион экспресс). Они работают на Казанском направлении Московской железной дороги на экспресс-маршруте Москва — Раменское и перевозят пассажиров в будни в утренние и вечерние часы пик. Составы, приобретённые ЦППК в лизинг, заменили ранее арендуемые у ОАО «РЖД» составы серии ЭД4М.

    Салоны электропоездов ЭП2Д в компоновке «РЭКС» относятся ко второму классу и оснащены эргономичными сидениями повышенной комфортности из износостойких материалов и дополнительными поручнями. В салонах оборудована система обеспечения микроклимата с функцией обеззараживания воздуха. В пассажирские сиденья встроены USB-разъёмы для зарядки мобильных устройств.

    В прошлом году электропоездами ЭП2Д обновлён подвижной состав на самом длинном маршруте Казанского направления Москва — Рязань.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 09:27 14.01.2025:
    По сообщению Дептранса Москвы, на МЦД-4 работает уже 10 составов «Иволга 4.0».

    Обновление на Горьковской железной дороге

    С 1 января обновлён подвижной состав, на межрегиональном маршруте, соединяющем крупнейшие города на полигоне Горьковской железной дороги — Нижний Новгород и Казань.

    Электропоезд нового поколения серии ЭП3Д вместо электропоезда серии ЭД9Э стал курсировать ежедневно, отправляясь из Нижнего Новгорода в 5:10 и прибывая в столицу Татарстана в 11:09. В обратном направлении электропоезд отправляется из Казани в 15:50 с прибытием в столицу Приволжья в 21:49.

    В пути следования предусмотрены остановки на ст. Арзамас-2, Перевозская, Сергач, Пильна, Княжиха, Шумерля, Вурнары, Канаш, Свияжск и Зелёный Дол.

    В течение января 2025 года планируется заменить подвижной состав серии ЭД9Э и на зеркальных рейсах (отпр. из Казани в 5:21, приб. в Нижний Новгород в 11:09, отпр. из Нижнего Новгорода в 16:08, приб. в Казань в 22:07).

    В январе-ноябре 2024 года межрегиональные электропоезда сообщением Нижний Новгород — Казань перевезли 370 тыс. пассажиров, что на 17% больше, чем за алогичный период 2023 года.

    Новый электропоезд в Мордовии

    С 28 декабря заменён подвижной состав на маршруте Красный Узел — Саранск — Зубова Поляне. Электропоезд серии ЭП2Д в четырёхвагонном исполнении совершает поездки три раза в неделю:

    • № 7205 Красный Узел — Саранск-1 — Зубова Поляна (отпр. 16:57, приб. 21:13) — по пятницам, субботам и воскресеньям (кроме 31 декабря 2024 г.);
    • № 7206 Зубова Поляна — Саранск-1 — Красный Узел (отпр. 6:47, приб. 10:43) — по субботам, воскресеньям, понедельникам.

    Планы на 2025 год

    В этом году обновление региональных моторвагонных депо будет заметно скромнее прошлогоднего. Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ, входит в «Трансмашхолдинг») планирует поставить в адрес РЖД в 2025 году 118 вагонов электропоездов, что на 37,2% или на 70 вагонов ниже заказа от РЖД для ДМЗ на этот год, что обусловлено снижением инвестиционных возможностей перевозчика, сообщило ИА ROLLINGSTOCK со ссылкой на выступление замгендиректора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов на презентации обновлённого поезда «Аврора» 19 ноября прошлого года.

    С дизель-поездами вопрос обновления ещё менее радужен. В 2022 году прекращено производство полносоставных рельсовых автобусов РА3 «Орлан» в двух- или трёхввагонной компоновке. В заказ ОАО «РЖД» на 2024 год вошла постройка 10 промежуточных безмоторных вагонов-наполнителей для поездов, ранее выпущенных в двухвагонной составности. По информации базы подвижного состава RailGallery, к январю 2025 года выпущено как минимум семь вагонов для составов, работающих в депо Отрожка Юго-Восточной железной дороги, Рузаевка Куйбышевской железной дороги, Нижний Тагил Свердловской железной дороги и Челябинск Южно-Уральской железной дороги.

    Возобновлять серийное производство дизель-поездов и разрабатывать отечественную силовую установку вместо ставших недоступными западноевропейских не планируют. Упор сделан на модернизацию производства пассажирских тепловозов ТЭП70БС, которые будут работать по системе push-pull с составами длиной от двух до шести вагонов без перецепки при смене направления движения. Первые тепловозы уже строятся Коломенским тепловозостроительным заводом. Новые перспективные поезда, которые могут выйти на пассажирские маршруты уже в 2025 году, получили обозначение ДП2Д.

    В декабре электропоезда «Финист» (ЭС104) производства завода «Уральские локомотивы» (входит в холдинг «Синара-Транспортные Машины)» освоили новые межрегиональные маршруты Екатеринбург — Тюмень — Омск и Екатеринбург — Каменск-Уральский — Челябинск. В конце 2024 года новые электропоезда серии ЭП2Д прибыли на Западно-Сибирскую железную дорогу, а ЭП3Д — в Узбекистан и на Дальний Восток. Осенью новые ЭП3Д прибыли в Дагестан.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: