В четырёх регионах новые имена получили ещё более 70 остановочных пунктов
Павел Яблоков
Дальнейшее внедрение электробусов и их зарядной инфраструктуры пока не обозначается в приоритетах федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Поэтому и свежих новостей по этой разновидности автобусного транспорта достаточно мало.
В Москве не состоялся конкурс на закупку очередной партии электробусов с ультрабыстрой зарядкой. Тем временем, уже полученные машины продолжают осваивать всё новые и новые маршруты, чему способствует развитие сети ультрабыстрых зарядных станций (УБЗС). В феврале на электротягу перевели ещё семь маршрутов. На двух конечных остановках на востоке и юго-западе столицы заработали новые УБЗС, а количество автопарков, эксплуатирующих электробусы, выросло до 12.
В Санкт-Петербурге со значительной задержкой сроков продолжают получать заказанные в прошлом году электробусы вологодского производства с «ночной» зарядкой и готовятся к тестированию техники от другого крупного российского производителя.
В Магнитогорске Челябинской области готовятся купить первые для промышленного города электробусы, в качестве которых рассматривают будущую продукцию Челябинского завода городского электротранспорта.
Тем временем в соседней Беларуси подвели первые промежуточные итоги перевода небольшого автопарка города Шклова на электротягу: эксплуатационные расходы сократились, что позволило повысить зарплату водителям, а также направить сэкономленные деньги на другие нужды.
В Москве продолжается расширение маршрутной сети электробусов. На обслуживание автобусами с электрическими двигателями маршруты переводят по мере поставок новой техники и ввода в эксплуатацию зарядной инфраструктуры. Как сообщил Дептранс Москвы, с 2023 года было поставлено более 1260 электробусов.
С 25 января на электротягу переведён маршрут № с755 «стадион "Лужники" — МЦК Новохохловская».
В феврале заработали новые ультрабыстрые зарядные станции на конечных станциях «Ивановское» и «метро "Беляево"». А регулярную работу электробусов стала обеспечивать ещё одна эксплуатационная площадка «Мосгортранса» Коньково (бывший 1-й автобусный парк). Таким образом, в Москве уже 12 из 25 эксплуатационных предприятий «Мосгортранса» эксплуатируют электробусы. Как и два автобусных парка, начавших работу с электробусами в прошлом году (площадка «Бибирево» — бывший 3-й автобусный парк) и площадка Чертаново — бывший 17-й автобусный парк), «Коньково» не имеет зарядных станций на своей территории. Поэтому электробусы все зарядные сессии проводят на конечных станциях в городе.
Первым маршрутом, переведённым с использованием электробусов парка «Коньково» на электротягу, стал с 1 февраля маршрут № 394 «Киевский вокзал — метро "Университет"». До этого в январе электробусы парка тестировались вместе с дизельными автобусами на разных маршрутах. Затем в течение февраля коньковские электробусы вышли также на маршруты №№ м90 и 877.
С 8 февраля электробусы заменили дизельный подвижной состав на магистральном маршруте № м90 «метро "Беляево" — метро "Лубянка"».
С 15 февраля электробусами стали обслуживаться маршруты
С 22 февраля электробусы вышли на маршрут № 662 «Ивановское — метро "Новогиреево"». Также с 22 февраля больше стали использоваться зарядные мощности на конечной станции «Остафьевская ул.» в Южном Бутове, введённой в прошлом году: на электробусы переведён маршрут № 877 «Остафьевская ул. — метро "Юго-Западная"», ранее обслуживавшийся частным перевозчиком ООО «Стартранс» по госконтракту (он, в свою очередь, принял от «Мосгортранса» маршрут № 912).
Тем временем объявленный в январе аукцион на поставку 400 электробусов с улучшенными характеристиками оказался безрезультативным единственная поступившая заявка была признана несоответствующей требованиям. Подателем заявки не выполнено дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключённого в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ или от 18.07.2011 года № 223-ФЗ, и имевших исполненные обязательства не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта. Однако участником был представлен только контракт от 26.12.2019, исполненный ранее трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке. Ранее планировалось, что по объявленной закупке в Москву начнут поступать электробусы новой серии КамАЗ-52222.
С большой задержкой продолжается исполнение контракта, подписанного 22 января 2024 года между СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и ООО «Торговый дом "Транс-Альфа"». Первоначально его условиями предполагалась поставку 26 электробусов модели 5298.02 «Сириус» с в срок до 31 июля 2024 года. 20 февраля того же года стороны заключили дополнительное соглашение об увеличении объёма заказа до 28 электробусов с прежним сроком исполнения и стоимостью одной машины (37,95 млн руб.).
Однако первые два электробуса были окончательно приняты от поставщика только 1 ноября 2024 года. 6 декабря были приняты ещё пять электробусов, а 19 декабря была получена последняя в 2024 году партия машин и их количество достигло 11.
Техника продолжает постепенно прибывать в Санкт-Петербург и по мере устранения замечаний проходить приёмку. Первая в 2025 году партия из пяти электробусов принята 18 февраля. Под данным портала Transphoto, в Петербурге уже находятся ещё восемь электробусов, которые в ближайшее время пройдут приёмку Тем временем пени, начисленные за просрочку поставки первых 16 электробусов, уже составили сумму 64,18 млн руб., что уже близко к цене двух электробусов. Фактически, несколько машин вологодским машиностроителям придётся поставить бесплатно. При этом начальные условия торгов предполагали закупку за 1,012 млрд руб. 22 машин (46 млн руб. за один электробус).
На фоне задержки с поставками вологодских электробусов «Пассажиравтотранс» готовится к испытаниям альтернативной техники. 12 февраля предприятие сообщило о рабочем визите на Ликинский автобусный завод, где представителям транспортного комплекса Санкт-Петербурга осмотрели электробус ЛиАЗ-6274 с ночной зарядкой батарей и увеличенным до 240 км запасом хода, подготовленного для проведения тестовой эксплуатации в Санкт-Петербурге.
Список городов России, в которых эксплуатируются электробусы, в этом году может пополнить Магнитогорск. Как сообщил сайт администрации города, уже определены места расположения зарядных станций: одна из них появится в районе железнодорожного вокзала, а вторая — в месте постоянной дислокации транспортных средств, откуда электробусы будут уходить на маршруты. Трасса первого маршрута ориентировочно пройдёт по проспекту Ленина. Ставка делается на электробусы местного регионального производства. На Челябинском заводе городского электрического транспорта ведутся процедуры лицензирования и сертификации электробуса модели Синара-6253.
Как сообщило издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области «Южноуральская панорама», в планах на 2025 год — закупка для Магнитогорска 12 электробусов.
Тем временем в Беларуси подвели промежуточные итоги перевода на электротягу автобусного сообщения Шкловского района Могилёвской области. В конце марта 2024 года в Шклове начали 15 электробусов модели Е321 производства BKM Holding. Они обслуживают три городских и 19 пригородных маршрутов Шкловского филиала Автопарка № 5 ОАО «Могилевоблавтотранс».
Как сообщила газета «Республика», проект по переходу на электробусы оказался не только экологически, но и экономически выгодным. Электроэнергия при расчёте стоимости на километр обходится дешевле, чем дизтопливо. Если традиционный автобус за такое расстояние съедает 60 белорусских копеек, то электробус — 27. Расходы на ремонт и обслуживание техники с учётом её амортизации также сократились с 50 до 20 тыс. белорусских рублей. Всего за время эксплуатации «зеленого» транспорта удалось сэкономить 100 тыс. белорусских рублей, что позволило предприятию повысить заработную плату водителей на 32%: теперь она превышает 2000 BYN в месяц. Также сэкономленные средства пойдут на развитие материально-технической базы: обновление внутри гаражей и ремонтных мастерских, внедрение в общественном транспорте бесконтактной оплаты за проезд.
В тёплое время года зарядки электробуса хватает даже не на 200, а почти на 300 км пути. Зимой расход батарей повышенный: с пробегом 115 км по городскому маршруту электробус может возвратиться в гараж с остатком всего 28-30% заряда.
В январе электробусы начали перевозить пассажиров в белорусском Новополоцке.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В четырёх регионах новые имена получили ещё более 70 остановочных пунктов
Ожидается выпуск первых составов электропоезда ЭС105 и дизель-поезда ДП2М
Тем временем в Ижевске проводят капитально-восстановительный ремонт троллейбусам
Также реконструкция продолжается в Новотроицке, Петербурге, Ульяновске, Курск, Липецк, Самара и Ижевск готовятся к новому сезону
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.