Электробусы: закупка в Москве, дебют в Новополоцке, эволюция перевозок в Мариуполе

  • Павел Яблоков
    22 января 2025 г. — 13:00
    30
    Иллюстрация: 

    После завершения субсидируемых поставок электробусов по пилотному федеральному проекту развития электротранспорта в 10 регионах страны, Москва практически в одиночку в стране продолжает курс на замену дизельных автобусов их аналогами с электрическими двигателями.

    В столице России объявлена крупная закупка электробусов новой серии — до конца года город намерен получить по контракту жизненного цикла 400 электробусов с ультрабыстрой зарядкой новой модели.

    Тем временем государственный пилотный проект по развитию электротранспорта продолжает реализовываться в соседней Беларуси. С 17 января электробусы начали работать ещё в одном городе страны — Новополоцке Витебской области. В промышленном городе с непростой экологической обстановкой сочленённые электробусы BKM E433 Vitovt Max Electro II призваны заменить вместительные дизельные автобусы преклонного возраста — «гармошки» и трёхосные.

    В Мариуполе волею судьбы в роли электробусов с ультрабыстрой зарядкой уже больше двух лет используются троллейбусы с увеличенным автономным ходом. С 20 января им пересмотрели графики движения. Для продления срока службы режим использования тяговых аккумуляторных батарей машин стал более щадящим, что привело к сокращению количества рейсов по маршрутам почти на 20%.

    Москва

    В столице объявили крупную закупку электробусов усовершенствованной серии.

    25 декабря Департамент города Москва по конкурентной политике дал старт аукциону на поставку в ГУП «Мосгортранс» 400 городских электробусов большого класса с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет с начальной ценой контракта 25,0597 млрд руб. Первоначально приём заявок вёлся до 17 января, но затем 15 января его продлили до 31 января.

    В среднем стоимость одного электробуса с учётом 15-летнего сервисного обслуживания и ремонта составляет 62,65 млн руб., при этом в зависимости от комплектации и сроков поставки непосредственная стоимость подвижного состава составляет от 34,37 до 35,17 млн руб.

    При этом заказчик предоставляет поставщику электробусов тяговые аккумуляторные батареи на давальческой основе. При разной температуре окружающего воздуха пробег нормативный пробег при включённой климатической установке при загрузке 50% пассажировместимости, по сухому асфальтовому покрытию в хорошем состоянии без продольных уклонов, на начало и окончание жизненного цикла батарей должен быть не ниже:

    • при температуре окружающего воздуха +30 °С — не менее 80 км и не менее 64 км соответственно;
    • при +20 °С — не менее 84 км и 68 км;
    • при +10 °С — не менее 89 км и 71 км;
    • при 0 °С — не менее 80 км и 64 км;
    • при -10 °С — не менее 76 км и 60 км;
    • при -20 °С — не менее 71 км и 57 км;
    • при -30 °С — не менее 62 км и 50 км.

    В некоторых местах аукционной документации приоткрывается завеса над моделью закупаемых электробусов — КамАЗ-52222. На это указывает и специфическая компоновка машин: из трёх дверей передняя — поворотно-лавирующего типа, а средняя и задняя — прислонно-сдвижного типа. Все дверные проёмы должны быть не менее 1200 мм. Уровень пола не должен подниматься над проезжей частью выше 340 мм. Цвет кузовов электробусов останется привычным небесно-синим (RAL 5015).

    В течение 15-летнего срока службы электробусам предусмотрен один кузовной ремонт после пробега 480 тыс. км. Гарантийный срок эксплуатации — не менее четырёх лет или не менее 240 тыс.км по пробегу.

    Минимальная величина доступной к использованию энергии тяговых аккумуляторных батарей на начало жизненного цикла — не менее 160 кВт.ч, на конец — не менее 128 кВт.ч.

    Продолжительность ультрабыстрой зарядной сессии от 0 до 100% — не более 60 минут, от 20% до 55% — не более 17 мин.

    Тяговые батареи до замены должны прослужить не менее 7,5 лет или обеспечить не менее 450 тыс. км пробега.

    Электробусы должны поставляться в двух комплектациях: 380 — без кабины инструктора (количество посадочных мест от 30 до 35, пассажировместимость более 85 мест) и 20 — с кабиной инструктора (количество посадочных мест о 25 до 30, пассажировместимость от 60 до 85 мест).

    Проектом контракта предусмотрен поэтапный график поставки электробусов, начиная с 17 февраля 2025 года:

    • 40 — до 30 апреля 2025 года;
    • 45 — до 31 мая 2025 года;
    • 45 — до 30 июня 2025 года;
    • 45 — до 31 июля 2025 года;
    • 45 — до 31 августа 2025 года;
    • 45 — до 30 сентября 2025 года;
    • 45 (включая пять стажёрских) — до 31 октября 2025 года;
    • 45 (включая пять стажёрских) — до 30 ноября 2025 года;
    • 45 (включая 10 стажёрских) — до 31 декабря 2025.

    Закупка электробусов нового поколения анонсировалась руководством ПАО «КамАЗ» и ГУП «Мосгортранс» в октябре 2024 года на форуме «Общественный транспорт». 13 декабря 2024 года электробусы КамАЗ-52222 производства ПАО «КамАЗ» внесены в Реестр российской промышленной продукции.

    Новополоцк

    В Беларуси продолжается реализация пилотного проекта по обеспечению малых и средних городов электротранспортом.

    Если в прошлом году 29 электробусов начали работать в Шклове и Жодино, то в этом году наступила очередь 95-тысячного Новополоцка в Витебской области. По заключённому договору, BKM Holding должен поставить 26 сочленённых электробусов модели E433 Vitovt Max Electro II.

    В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2024 № 795 «О реализации пилотного проекта по обеспечению электротранспортом», в Новополоцке на территориях филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» (Промышленная ул., 2), автовокзала (ул. Блохина, 8) и автобусной диспетчерской станции (Молодёжная ул., 253).планируют установить 12 зарядных станций суммарной электрической мощностью до 2880 кВт.

    17 января в Новополоцке начали работать с пассажирами первые два электробуса, прибывших в город накануне, 11 января. Вместе с автобусами они стали курсировать по маршруту № 2 «ОАО Нафтан — "Подкастельцы"», соединяющем жилые районы города с одним из крупнейших городских предприятий.

    Как отметил Telegram-канал «Новополоцк сегодня», две зарядные станции для электробусов уже установлены в городе.

    Помимо электробусов, в Новополоцке продолжают работу около 15 сочленённых автобусов МАЗ-105 и МАЗ-215 выпуска 2017-2014 годов. Также в городе трудятся около 30 трёхосных автобусов МАЗ-107 выпуска 2006-2014 годов. Большинство из них и будет заменено электробусами. Всего в АТП № 6 Новополоцка работает около 80 автобусов разных классов вместимости.

    Поставляемые в Новополоцк электробусы БКМ E433 Vitovt Max Electro эксплуатируются в основном в Беларуси. В прошлом году 10 электробусов поставлено в Минск, где их общее количество увеличилось до 58. Ещё два электробуса приобретены для промышленного предприятия в городе Микашевичи. Также два электробуса работают в Гомеле. В России с 2023 года один электробус работает в Санкт-Петербурге.

    Электробусы — не первый экологичный общественный транспорт в Новополоцке. С 1974 года в городе действует система скоростного трамвая, используемого в основном для перевозок на завод «Полимир».

    Мариуполь

    В Мариуполе под воздействием внешних обстоятельств в роли электробусов c ультрабыстрой зарядкой оказались троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые до начала 2022 года работали на городских маршрутах в комбинированном режиме под контактной сетью и с участками автономного хода. После окончания боевых действий в ноябре 2022 года троллейбусное движение в городе возобновилось благодаря сохранению в парке МУП АГМ «Мариупольтранс» 15 троллейбусов модели БКМ-32100D 2021 года выпуска производства BKM Holding с литий-ионными аккумуляторными батареями с номинальным запасом автономного года не менее 20 км при полной нагрузке. На городских улицах контактную сеть восстанавливать не стали. Единственным источником для питания троллейбусов стал короткий участок троллейбусных проводов на территории троллейбусного депо. Поэтому формат работы троллейбусов в Мариуполе оказалась схожим со столичными электробусами с ультрабыстрой зарядкой — с несколькими заездами в депо на подзарядку в течение рабочего дня. Подробнее о новейшей истории Мариупольского троллейбуса рассказывалось в отдельной статье, опубликованной на TR.ru — Транспорт в России весной прошлого года.

    Почти на год ситуация с маршрутной сетью троллейбусов-электробусов, выпуском и расписанием троллейбусов стабилизировалось. Девять ежедневно выпускаемых троллейбусов (ещё два участвовали в подменной работе на время зарядки основных машин) обеспечивают работу четырёх маршрутов:

    • № 1Т «пос. Кировка — ДОСААФ»;
    • № 2Т «ТФД — Драмтеатр»;
    • № 3Т «ЖМР Западный — Драмтеатр»;
    • № 4Т «Микрорайон Изумрудный — Драмтеатр».

    Между зарядками в парке троллейбусы, в зависимости от маршрута и графика, пробегали от 29,7 до 53,7 км (в среднем — около 40 км). Самым серьёзным изменением в работе городского транспорта за последний год стало то, что с 4 мая 2024 года в Мариуполе введён платный проезд в общественном транспорте. Стоимость проезда в автобусах — 30 руб., в трамваях и троллейбусах — 10 руб.

    С 20 января МУП АГМ «Мариупольтранс» ввело на всех троллейбусных маршрутах новое расписание, предполагающее более щадящий режим использования аккумуляторных батарей. При этом количество рейсов на маршрутах вынужденно сократилось.

    На самом малодеятельном маршруте № 1Т отменён один из двух утренних рейсов из Кировки. От ДОСААФ остались и утренний, и вечерний рейсы. Пробег единственного троллейбуса в утреннюю смену сократился до 20,8 км, вечерний сохранился на уровне 14,9 км

     

    Расписание маршрута № 1Т с 20.01.2025. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На маршруте № 2Т количество полных рейсов от ТФД сократилось с 12 до 9, от Драмтеатра — с 11 до 10. Количество выездов из парка и заездов обратно увеличилось с пяти до девяти. Максимальный пробег на линии за выезд — 28,9 км, минимальный — 20,0 км.

     

    Расписание маршрута № 2Т с 20.01.2025. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На маршруте № 3Т количество полных рейсов от ЖМР «Западный» снизилось с 35 до 23, от Драмтеатра — с 30 до 23. При этом количество выездов из парка и заездов (через остановку «просп. Ленина») осталось на прежнем уровне — 14.

    Максимальный пробег на линии за один выезд сократился до 35,6 км (ранее был 56,6 км), минимальный пробег за выезд также снизился с 27,6 до 20,1 км.

     

    Расписание маршрута № 3Т с 20.01.2025. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    На маршруте № 4Т количество полных рейсов от микрорайона Изумрудный увеличилось с 14 до 15, от Драмтеатра — осталось на уровне 14. Количество выездов из парка и возвратов в парк (через остановку «Автостанция № 2»), напротив, увеличилось с 8 до 10 в сутки. Максимальный пробег на отдельных выездах увеличился до 38,5 км, на других, напротив, уменьшился до 19,7 км. Ранее каждый из выездов на маршрут длился по 31,7 км (по два полных круга).

     

    Расписание маршрута № 4Т с 20.01.2025. Источник: Telegram-канал МУП АГМ «Мариупольтранс»

    С переходом на новое расписание количество выездов из депо в город и возврата обратно увеличилось с 29 до 35. При этом количество полных рейсов по всем маршрутам уменьшилось на 19% — со 120 до 97. Для выполнения нового графика ежедневно задействованы 10 троллейбусов. При номинальном запасе автономного хода от 20 км они совершают между зарядками в троллейбусном депо № 4 поездки длиной от 19,7 до 38,5 км. Эти показатели уже ниже, чем у первых московских серийных электробусов с ультрабыстрой зарядкой на старте их работы в 2018 году (40-50 км), не говоря уже о выпускаемых с 2022 года машинах, обеспечивающих запас хода около 80 км. Со временем, по мере снижения ресурса аккумуляторных батарей, мариупольским троллейбусам придётся заезжать в депо всё чаще и чаще и городу нужно будет либо строить участки контактной сети на наиболее востребованных участках, либо заменять технику на транспорт с большим ресурсом аккумуляторных батарей.

    В России в 2022 году «ПК Транспортные системы» разработан электробус модели 62181 «Генерал» с комбинированной зарядкой на базе троллейбусных технологий, способный работать в городах, не имеющих троллейбусной контактной сети на улицах, что показали испытания в Череповце и Нижнем Тагиле. В то же время для повышения эффективности работы на линии её можно достроить на отдельных участках по «пражскому» варианту. Одна из двух выпущенных машин продолжает испытания в Самаре. Тем временем в Санкт-Петербурге продолжает тестироваться электробус с ночной зарядкой КамАЗ-6282 ONC.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.