Электробусы: поставки в Беларусь, Москву и Нижний Новгород, подготовка к зиме в Красноярске

  • Павел Яблоков
    15 августа 2024 г. — 09:35
    309
    Иллюстрация: 

    В ожидании утверждения новых федеральных программ закупки электробусов регионами прекратились. Поставки машин продолжаются лишь по крупным контрактам в Москву, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Красноярск, в прошлом году закупивший российские и белорусские автобусы с электродвигателями, в этом сезоне пока сосредоточился на подготовке к зиме: для стабильной работы транспорта закупаются дополнительные зарядные станции.

    Тем временем в Беларуси электробусы начинают работу в ещё одном городе. Практически не имеющие аналогов в России сочленённые электробусы пополнили автопарк градообразующего предприятия города Микашевичи Брестской области. А в Вологде пока к электробусам только присматриваются: с муниципальным предприятием подписано соглашение об аренде электробуса местного производства с правом выкупа.

    «Витовты» для «Гранита»

    BKM Holding изготовил два сочленённых электробуса модели Е433 Vitovt Max Electro II для одного из крупнейших предприятий Беларуси — РУПП «Гранит» из города Микашевичи Лунинецкого района Брестской области, в котором проживает около 12,5 тыс. жителей. Поставка техники заказчику завершилась на рубеже июля и августа.

    Как сообщает ABW.BY, машины, изготовил по заказу РУПП «Гранит», получили новое по форме ограждение из фальшбортов на крыше и козырёк-спойлер над ветровым стеклом, которые скрыли большую часть вынесенного на крышу электрооборудования. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы мощностью 559 кВт обеспечивают запас хода не менее 200 км на одном заряде. Зарядка осуществляется от промышленной сети в течение нескольких часов.

    В салоне с общей пассажировместимостью 105 человек предусмотрено 38 мест для сидения. Кабина водителя и пассажирский салон оборудованы системами кондиционирования. В передней секции электробуса пнедусмотрена накопительная площадка для детских или инвалидных колясок.

    Помимо уже выполненного заказа для Микашевичей, BKM Holding должен поставить в этом году 10 электробусов Vitovt Max Electro II в Минск. Отличие заказа для столицы Беларуси — в том, что по требованию заказчика (КУП «Минсктранс») в них будет применяться ультрабыстрая зарядка на конденсаторах, обеспечивающая запас автономного хода не менее 15 км. Поставка Vitovt Max Electro II в Минск станет первой после пятилетнего перерыва: в 2016-2019 годах для города выпущено и поставлено 48 машин в комплектации с ультрабыстрой зарядкой с помощью суперконденсаторов. Ещё два электробуса, но уже с ночной подзарядкой, в 2021 году выпущено и поставлено в Гомель.

    Единственный в России Vitovt Max Electro II проходил подконтрольную эксплуатацию в 2023 году петербургским ГУП «Пассажиравтотранс», после чего был приобретён перевозчиком, став самым крупным электробусом в автопарках страны. Российские разработки сочленённых электробусов пока не начали производиться серийно и находятся на балансе заводов-изготовителей.

    Зарядные станции для Красноярска

    Тем временем в Красноярске готовятся к будущей зиме. Начатая в феврале регулярная эксплуатация 20 электробусов на специально созданном маршруте выявила дефицит зарядных станций на конечных остановках: электробусы не успевали зарядиться на единственном устройстве.

    Как сообщает красноярское общественное деловое издание ДЕЛА.ru, этим летом были объявлены два аукциона на поставку зарядных станций: одной для электробусов E321 Olgerd стоимостью 25,18 млн руб. и одной ЛиАЗ-6274 стоимостью 22,76 млн руб. В прошлом году было приобретено 11 белорусских и 9 российских электробусов, а также пять зарядных станций. Зарядные станции для электробусов ЛиАЗ установили в троллейбусном депо № 2 в Телевизорном пер. и в микрорайоне Тихие Зори рядом со спортивным комплексом «Платинум Арена». Зарядные устройства для электробусов BKM установили в троллейбусном депо № 1 на ул. Березина, на конечной остановке на ул. 9 Мая в микрорайоне Северный, а также на разворотном кольце в Студгородке.

    С 17 февраля этого года электробусы работают на специально созданном для них маршруте № 1 «микрорайон Северный — микрорайон Тихие зори» протяжённостью 22,3 км. Зарядная станция в Студгородке использовалась минувшей зимой во время тестирования электробусов на троллейбусных маршрутах.

    После полноценной зарядки электробусы должны проходить не менее 50 км, что должно хватать для оборотного рейса. Однако запас хода может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от разных причин, в том числе от погоды, движения в пробке, нагрузки от работы кондиционеров или систем отопления, поэтому в течение дня батарея может разряжаться по-разному в разных электробусах. Несовместимость двух типов электробусов и зарядных станций между собой сыграла отрицательную роль: даже при наличии на каждой из конечных зарядной станции воспользоваться ей могут только половина электробусов. Поэтому в июле администрация Красноярска объявила закупку ещё двух станций, что позволило бы заряжать на каждой конечной остановке электробусы обеих моделей.

    Контракт на поставку ультрабыстрой зарядной станции для электробусов ЛиАЗ стоимостью 19,68 млн руб. подписан администрацией Красноярска с зарегистрированным в Москве ООО «Оператор энергодвижения» 14 августа. Он предусматривает доставку и установку станции УБЗС E -PROM 300 на конечной остановке на ул. 9 Мая до 1 ноября 2024 года.

    Новых закупок электробусов в Красноярске пока не объявляют, так как ждут появления новых мер федеральной поддержки в рамках нацпроектов и федеральных программ. Уже имеющаяся техника приобретена двумя партиями с помощью двух разных источников финансирования: федерального проекта «Чистый воздух» и нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

    Тем не менее, от планов заменить в Красноярске дизельные автобусы на электрические к празднованию 400-летия горда в 2028 году, пока не отказываются, хотя для этого Красноярску придется закупить примерно 600 единиц такой техники и научиться эффективно использовать уже имеющуюся технику.

    Электробусы осваивают парки в Москве

    Тем временем в столице России электробусы обслуживаются уже на 10 эксплуатационных площадках. Три из них проектировались как автобусные парки, но в итоге построены как «Дома для электробусов» — «Красная Пахра», «Салтыковка» и «Митино». Пять перепрофилированы из троллейбусных парков — «Останкино» (бывший 6-й троллейбусный парк), «Фили» (бывший Филёвский автобусно-троллейбусный парк), «Сокол» (бывший 1-й троллейбусный парк), «Черёмушки» (бывший 8-й троллейбусный парк), «Новокосино» (бывший Новокосинский автобусно-троллейбусный парк). Переведён на электробусы и парк «Лихоборы» (бывший 7-й автобусный парк). В июле настала очередь парка «Бибирево» (бывший 3-й автобусный парк). Как сообщил Дептранс Москвы, пока в парке лишь 20 электробусов, которые уже обслуживают маршруты №№ 587 и 649. Компанию им составляют дизельные автобусы, но постепенно количество электротранспорта и на этой площадке будет расти.

    В Москве работает уже более 1800 электробусов. До конца года планируется увеличить их количество ещё на несколько сотен машин за счёт новых поставок КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-627400 по заключённым в прошлом году контрактам.

    В Нижнем Новгороде — задержка с поставкой электробусов

    Тем временем, в Нижнем Новгороде никак не могут дождаться завершения поставки всех 120 электробусов. Город, который в рамках пилотного проекта по модернизации городского электротранспорта, проводимого в 10 регионах страны, решился приобрести сразу 120 электробусов, пока ухудшает всю статистику проекта.

    10 июля интернет-портал «Российской газеты» со ссылкой на выступление вице-премьера Правительства России, курирующего пилотный проект, сообщил, что в регионы страны поставлено 267 из 286 электробусов, запланированных программой.

    Разница в 19 машин — «вклад» поставщиков для Нижнего Новгорода, и в первую очередь СП «Нижэкотранс», поставляющего электробусы Нижэкотранс-6256 «МиНиН», собираемые из белорусских машинокомплектов. И за истекший месяц ситуация мало изменилась. При этом по данным сайтов «Автобусный транспорт» и Transphoto, из 62 заказанных машин на городских маршрутах пока работает только около 15.

    Электробусы для Вологды и Санкт-Петербурга

    Вологодский завод «Транс-Альфа» 16 августа сообщил о подписании соглашения с местным ПАТП-1, выполняющем автобусные и троллейбусные перевозки в областном центре, об аренде электробуса модели 5298.02 «Сириус» с последующим правом его выкупа. Также ведутся переговоры с администрацией города Вологда о закупке новых низкопольных троллейбусов.

    С 15 мая 2024 года в муниципальном унитарном предприятии городского округа города Вологды «ПАТП № 1» начался процесс реорганизации путем преобразования в акционерное общество «ПАТП № 1».

    «Транс-Альфа» выполняет для Санкт-Петербурга на изготовление и поставку 28 электробусов. При этом согласно условиям контракта, все машины должны быть поставлены до 31 июля 2024 года .Первая машина из партии длся Северной столицы в мае и июне демонстрировалась на выставках в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирке. Однако ни один экземпляр техники пока не был принят заказчиком.

    Тем временем в Екатеринбурге на автобусном маршруте продолжается тестирование электробуса на базе троллейбусных технологий «Генерал».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)