Электробусы: испытания «малютки» в Москве и премьера «гигантов» в Санкт-Петербурге

  • Дарья Гербер
    26 мая 2023 г. — 15:00
    499
    Иллюстрация: 

    В. Валдин / Telegram-канал ТРАНСПОРТИР

    19-22 мая прошёл IV Международный транспортный фестиваль SPbTransportFest. В нём приняли участие ведущие российские и белорусские производители: КАМАЗ, МАЗ, Волгабас, Белкоммунмаш, Трансмашхолдинг и АВТОВАЗ. Они представили новинки: автобусы, работающие на альтернативных источниках энергии, троллейбусы, трамваи, вагоны метро, автомобили такси и машины скорой помощи. Наиболее интересные новинки, ещё не запущенные в серийное производство, относятся к электробусам: с ними TR.ru — Транспорт в России познакомит в этом обзоре подробнее. Ещё одна модель электробуса в Петербург не приехала: машина уже проходит испытания с пассажирами на маршруте в Москве.

    Как проходил SPbTransportFest

    Фестиваль посетили более 110 тыс. человек. Среди них — 10 тыс. отраслевых специалистов.

    Программа включала деловую и концертную составляющие, конкурсы, тематическую викторину и ярмарку вакансий. На гала-концерте выступили финалисты музыкального конкурса SPbTransportFest и артисты эстрады. Помимо этого, 56 водителей автобусов соревновались в XXV конкурсе профессионального мастерства, а позднее состоялся парад ретротранспорта — наиболее масштабный в России. В честь 320-летия Северной столицы по центру города прошли 320 раритетных автобусов, троллейбусов, мотоциклов, а также грузовых и легковых автомобилей. Пятый юбилейный фестиваль SPbTransportFest состоится с 16 по 18 мая 2024 года, сообщает СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

    Новинки от «Волгабаса»

    «Волгабас Групп» представила две новинки: троллейбус с автономным ходом и новый автобус большого класса.

    Главной премьерой компании стал троллейбус «Пересвет» (5270T). До этого «Волгабас», помимо основной продукции — автобусов, занимался мелкосерийным выпуском электробусов с ночной подзарядкой, однако нынешняя модель с токоприёмниками стала первым троллейбусом в истории компании. Его создали в партнёрстве с ООО «Транспортные решения» и научно-производственными предприятиями ООО «НПП «ЭПРО» и ООО «Системы Автономной Энергии» при участии белорусской компании НГК.

    Низкопольный салон «Пересвета» оснащён комфортабельными сиденьями, системами шумоподавления, современной мультимедийной системой и мощным климатическим комплексом. А аппарель для заезда колясок, накопительная площадка и светозвуковая сигнализация для вызова водителя адаптируют машину под людей с ограниченными возможностями.

    Аккумуляторный блок троллейбуса разработан и произведён в России по новой технологии. Её преимущество в рекордной гравиметрической плотности энергии, показатель которой значительно выше, чем у других российских батарей. Он составляет более 150 втч/кг. Ёмкость установки — 102 Ач, мощность — 62 кВтч. За счёт этого «Пересвет» может проехать автономно до 20 км. Зарядка осуществляется от контактной или промышленной сети на территории троллейбусного парка.

    Вторая новинка от Волгабаса — традиционный для компании газомоторный автобус 5270G, но в новом исполнении. Его собрали по технологии болтовых соединений, что снизило применение сварки, а также увеличило прочность и ремонтопригодность конструкции. Облицовочные панели сделаны из коррозионно-стойких композиционных материалов и при повреждении могут быть легко заменены на новые.

    Обновление коснулось и системы охлаждения двигателя. Гидравлические вентиляторы заменили на консоль с электровентиляторами, которыми управляет искусственный интеллект. Ещё одна особенность машины — работа сразу в двух вариантах заправки сжиженным и компримированным газом. А значит, автобус может пополнять ресурс на любой метановой заправке.

    Техника из Беларуси

    Свои новинки  продемонстрировал и Минский автомобильный завод. В их числе перронный электробус МАЗ-271Е01, электромобиль МАЗ-4381Е0 и автобус МАЗ-210047.

    Новый МАЗ-271Е01 оборудован тяговым электродвигателем c коробкой передач EV105 мощностью 180 кВт. Модель создавалась с упором на надёжность, экологичность, а также комфорт водителя и пассажиров. Пресс-служба компании сообщила, что эта машина будет перевозить пассажиров в аэропорту Пулково: подписано соглашение о передаче в опытную эксплуатацию первого в России перронного электробуса. В отличие от городских автобусов, пассажирская техника для аэродромов обладает большей шириной кузова — 3,19 вместо 2,55 м.

    Второй автобус, МАЗ-210047, отличает увеличенное салонное пространство, а электрогрузовик МАЗ-4381Е представили как технику, предназначенную для работы в городских условиях. Его грузоподъёмность составляет 5700 кг при технически допустимой полной массе 12,5 т.

    Однако Минский автомобильный завод был не единственным белорусским представителем на фестивале. Дилер «Белкоммунмаша» в Петербурге «Автотехкомплект» подписал соглашение о подконтрольной эксплуатации в «Пассажиравтотрансе» электробуса E433 Vitovt Max II Electro. BKM Holding известен как единственный в СНГ серийный производитель сочленённых электробусов: другие производители (Группа ГАЗ, КАМАЗ, ПК «Транспортные системы», а с этого года — и «Транс-Альфа») пока имеют в своём активе лишь опытные образцы. Договор стал продолжением сотрудничества с властями Санкт-Петербурга. С 2020 года Белкоммунмаш поставляет в Северную столицу сочленённые троллейбусы модели 43303 Vitovt Max II, а с 2022 года — троллейбусы с увеличенным автономным ходом модели 32100D Olgerd, которые также были представлены на выставке.

    Договоры с российскими производителями

    Некоторые из демонстрировавшихся образцов техники российского производства сразу после выставки сделают важные шаги навстречу пассажирам. Петербургский «Пассажиравтотранс» сообщил, что помимо сочленённого белорусского электробуса компания возьмёт на подконтрольную эксплуатацию автобус Yutong  ZK6122H9 от ООО «Транспортный центр», уже демонстрировавшийся в Подмосковье газобаллонный автобус особо большого класса KAMAZ-6299-40-5Т и впервые представленный в Санкт-Петербурге широкой публике  электробус особо большого класса 6215-0000010-02 «Орион», сконструированный АО «Транс-Альфа». Отличие последнего от других электробусов — длина 18 м и мощный аккумулятор.

    Также группа компаний People&People подписала соглашение о сотрудничестве и покупке 3000 машин АО «Московский автомобильный завод “Москвич”» для таксопарков: холдинг управляет сервисами «Ситимобил» и «ТаксовичкоФ».

    Не только электрогиганты

    В канун фестиваля пресс-служба Мосгортранса сообщила, что в Москве на маршрут № 883 «метро “Озёрная” — метро “Говорово”» на юго-западе города вышла «ГАЗель e-City» (ГАЗ-A68R5E) — электробус малого класса, демонстрировавшийся в прошлом году в Подмосковье на выставке BW Expo — 2022.

    Он вмещает 16 пассажиров, оборудован климатической установкой, табло с высоким разрешением, мультимедийным экраном, системой видеонаблюдения и кнопкой открытия дверей.

    Новинка проходит тестовую эксплуатацию. Её испытания продлятся до конца февраля 2024 года.

    В Красноярске подписан контракт на поставку 11 электробусов модели E321 производства BKM Holding. Всего в этом году при федеральной поддержке электробусы и зарядные станции для них планируют приобрести в 10 российских регионах.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.