В обе столицы пришла на испытание новая техника, а на Южном Урале закупают зарядные станции
Деньги — важный стимул для выполнения работы, хотя и не единственный. Но зарабатывать их бывает тяжело как в переносном, так и в прямом смысле. На рынке вакансий всё большим спросом пользуются не только приемлемые финансовые условия труда, но и физические. Изменение условий работы влияет и на её доступность для потенциальных соискателей. Так, в своё время изобретение и внедрение гидроусилителя руля позволило расширить аудиторию водителей тяжёлой техники — грузовых автомобилей и автобусов.
В последнее время для смягчения нагрузок на часть занятых в транспортном секторе работников начали применять экзоскелеты. Приспособления призваны облегчить труд специалистов, связанный с поднятием, перемещением, удержанием тяжестей и выполнением других операций.
Экзоскелеты уже тестируют железнодорожники, для которых освоение и внедрение новых устройств поможет сохранить здоровье работников и повысить эффективность работы в предстоящий весенне-летний ремонтно-путевой сезон — например, при сборке или разборке рельсошпальной решётки, стрелочных переводов, погрузочно-разгрузочных работах.
Начали применять экзоскелеты и в транспортном машиностроении на производстве подвижного состава и железнодорожной техники — их уже можно встретить на «КамАЗе» и Муромском стрелочном заводе.
Однако использование приспособлений, уменьшающих нагрузку на критические узлы организма человека, может приводить к другим нежелательным последствиям. О плюсах и минусах, а также перспективах использования экзоскелетов изданию TR.ru — Транспорт в России рассказали на кафедре беспилотной робототехники и эргономики Российского нового университета (РосНОУ).
Путевые работы на железной дороге выполняются вручную с применением средств малой механизации и относятся к категории тяжелых, оказывая большую статическую нагрузку на все части тела работников. По отзывам железнодорожников, промышленные экзоскелеты на 30% уменьшают нагрузку на мышцы спины и до 44% — на различные группы мышц рук, что особенно важно в условиях сложных трудовых операций.
Каждый экзоскелет весит около 3 кг и состоит из пояса, нагрудных манжет и рамы с креплениями, которая прилегает к спине работника через перфорированный смягчитель. Набедренные и наручные манжеты соединены с общей конструкцией рамы через компенсаторы веса, что позволяет равномерно распределить нагрузку и снизить ее негативное влияние на организм работника. В частности, при переносе груза массой до 50 кг на 10 метров экзоскелет защищает позвоночник от компрессии, и на 90% разгружает мышцы спины. А при подъёме с пола груза массой до 50 кг на уровень пояса экзоскелет берёт на себя половину этого веса.
На Куйбышевскую железную дорогу в феврале поступила первая партия из 14 промышленных экзоскелетов. Их будут использовать работники путевых машинных станций в процессе подготовке инвентарных рельсов при их резке рельсорезным станком и сверлении болтовых отверстий с помощью рельсосверлильного станка. Первыми инновационное оборудование протестировали работники путевой машинной станции №148 станции Раевка в Башкортостане.
Также в феврале 20 комплектов устройств начала тестировать на 10 предприятиях путевого комплекса Московская железная дорога.
По данным Октябрьской железной дороги, за рабочий день специалист путевой машинной станции поднимает и переносит свыше 100 путевых накладок массой почти 30 кг, а вес используемых им инструментов превышает 20 кг. Экзоскелет берёт на себя треть веса, защищая здоровье сотрудников при работе с тяжелой техникой и деталями.
Официальный Telegram-канал ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) отметил, что промышленные экзоскелеты внедрены на АО «Муромский стрелочный завод» для работников, деятельность которых связана с перемещением тяжёлых грузов.
В марте о внедрении экзоскелетов в своём логистическом центре сообщило ПАО «КамАЗ». Предполагается, что активное использование специального пояса повысит производительность операторов логистических работ, улучшит эргономику и снизит тяжесть труда на складе. Большую часть времени оператора логистических работ занимает перетаривание комплектующих, которые партиями отправляются в цеха заводов и на главный сборочный конвейер автомобильного завода. При этом нагружаются, конечно, руки, но больше всего поясничный отдел спины. Использование передовых технологий позволит избежать травм, перегрузки позвоночника и мышечного перенапряжения.
В декабре прошлого года центром непроизводственных закупок «КамАЗа» было предоставлено для испытаний восемь поясничных экзоскелетов. Часть из них была направлена на испытания логистам, завешивающим и снимающим детали с подвесного толкающего конвейера, часть — на центральный склад.
Получив обратную связь от пользователей, в логистическом центре решили открыть проект с масштабированием опыта в подразделениях компании. В этом году планируется закупить 68 пассивных экзоскелетов, которые будут направлены для работы сотрудникам логистических зон, расположенных на заводе двигателей, прессово-рамном, литейном и автомобильном заводах ПАО «КамАЗ». Присматриваются в этом подразделении и к другим моделям экзоскелетов, в том числе роботизированных.
Ещё раньше, летом 2023 года пассивные промышленные экзоскелеты российского производства закупили и запустили в опытную эксплуатацию на заводе двигателей «КамАЗа». Они состоят из з гибкого основания повышенной прочности, распределённой системы эластомеров и корсета. Один из экзоскелетов передали на участок подсборки турбокомпрессоров цеха № 417, где в течение смены рабочим приходится переносить больше двух тонн турбокомпрессоров от места хранения до рабочего стола и обратно за смену (один турбокомпрессор весит около 25 кг). При этом на операции подсборки пользоваться различными приспособлениями, например, кран-балками, нельзя из-за хрупкости турбокомпрессоров и риска их повреждения. Поэтому без ручного труда здесь не обойтись.
Второй экзоскелет передали работникам термогальванического производства, на котором постоянно нужно загружать в термоагрегаты детали весом до 15кг — шестерни и валы. За смену через руки одного сотрудника проходит больше тонны груза.
Как сообщают заводчане, после внедрения экзоскелетов работникам нет необходимости делать частые перерывы на отдых, производительность труда выросла.
Промышленные экзоскелеты не всегда могут комплексно решать проблему перегрузок. Ряд существующих моделей экзоскелетов, которые находят применение на строительстве, производстве и иных физически тяжёлых работах, уменьшая нагрузку на мышцы, перераспределяют её на суставы и кости. Как следствие, нагрузка может перераспределяется на другие части организма, которые до поры до времени не дают знать о себе. Особенно страдает при этом позвоночник. Одна проблема решается за счёт создания других.
Сложившуюся ситуацию с применением промышленных экзоскелетов прокомментировал для TR.ru — Транспорт в России Илья Таратонов — руководитель программы «Беспилотная робототехника и эргономика» РосНОУ, создатель и руководитель компании по производству экзоскелетов повседневного ношения «ТСР».
— Насколько перспективным является использование промышленных пассивных экзоскелетов для облегчения ручной работы на производстве и в строительстве и насколько доступным для массового распространения является это приспособление по цене?
— Это очень перспективная тема. В будущем станет незаменимым элементом во всех сферах, где задействован человеческий труд. Доступность таких решений будет определяться масштабом их распространения.
— Какие есть побочные последствия использования промышленных пассивных скелетов на организм человека?
— При правильном проектировании экзоскелетов негативные последствия отсутствуют. Напротив, они способны защитить пользователя от травм и снизить утомляемость. Однако некоторые команды, демонстрирующие свои разработки, создают устройства без учета анатомических особенностей и законов биомеханики. В таких случаях возникает риск отложенных побочных эффектов.
— Как можно улучшить конструкцию экзоскелетов для уменьшения вреда применяющим их работникам?
— Если устройство спроектировано с антропоцентричным подходом (учетом человеческого фактора), оно не нанесет вреда здоровью. Улучшения будут касаться только общей эргономики.
Ранее Минтранс России опубликовал информационно-статистический бюллетень за 2024 год. Наряду с другими показателями в нём были отражены изменения количества сотрудников, занятых в транспортной отрасли и их зарплат.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В обе столицы пришла на испытание новая техника, а на Южном Урале закупают зарядные станции
Новое распределение полномочий утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
В Башкортостан переезжают вагоны из Москвы, остальные города закупили новую технику
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.