В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
jurkaaa-musical / Фото.Сайт
Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), которая будет перевозчиком на Малом кольце Московской железной дороги (МКЖД), приступит к перевозкам пассажиров по нему с 2 сентября 2016 года. Для этого с Демиховского машиностроительного завода для компании поставят 35 шестивагонных поездов ЭД4М «пятисотой» серии. Подвижной состав будут изготавливать с февраля по июль 2016 года.
Для обслуживания графика Малого кольца ЦППК было необходимо приобрести 30 поездов. Но в компании решили подстраховаться и учесть плановые ремонты. Об этом Центральная пригородная пассажирская компания вчера сообщила в своём блоге.
Новые вагоны будут оборудованы Wi-Fi, системой микроклимата, креплениями для велосипедов, розетками для зарядки гаджетов. Ранее также сообщалось, что вагоны приспособят для людей с ограниченными возможностями: предусмотрены пандусы и подъёмники для инвалидных колясок.
Малое кольцо Московской железной дороги будет включать в себя 31 станцию: 17 из них сообщаются с метро, 10 – с платформами пригородных поездов. Планируется, что за год МКЖД воспользуется 285 миллионов человек.
В июле этого года ЦППК был объявлен тендер для приобретения во временное владение и пользование железнодорожного подвижного состава для транспортного обслуживания пассажиров на Малом кольце Московской железной дороги. Предполагалось взять во временное пользование 165 вагонов – то есть, 33 пятивагонных состава.
Требования, которые содержались в техническом задании тендера, в основном совпадали с теми, которые были выдвинуты Московским метрополитеном при объявлении конкурса на право 15-летнего обслуживания МКЖД. По его итогам между Московским метрополитеном и Центральной ППК был заключён договор № 535м от 02.02.2015 года на обеспечение транспортного обслуживания на МК МЖД.
Но к окончанию тендера в конце ноября 2015 года ни одной заявки от поставщиков электропоездов не было подано.
В том числе, возможно, и потому, что один из потенциальных претендентов – Тверской вагоностроительный завод, производящий поезда ЭГ2Тв, не мог представить документы, подтверждающие наличие сертификатов соответствия своей продукции. Их действительно нет. Сертификационные испытания этого перспективного поезда, который, как ранее объявлялось, и разрабатывался специально для МКЖД, начались в ноябре. И по условиям договора, заключённого между Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и Испытательным центром технических и программных средств железнодорожного транспорта завершатся лишь 31 мая 2016 года – за три месяца до начала перевозок на МКЖД.
Сейчас «в металле» существует только два пятивагонных состава ЭГ2Тв. Они и проходят сейчас испытания. Разница между первым и вторым составами – в количестве моторных вагонов: во втором их два, а не три.
В такой ситуации решение начать перевозки по МКЖД с электропоездами ЭГ2Тв оказывается неприемлемо рискованным. Даже если сертификационные испытания пройдут успешно, за оставшееся время до начала августа 35 поездов выпущены не могут.
Для сравнения, крупнейший российский производитель электричек – Демиховский машиностроительный завод – по опыту прошлых лет мог максимально собирать по 50-55 вагонов в месяц. То есть, даже для него заказ в 210 вагонов (35 поездов в шестивагонном исполнении) – это почти полная загрузка на пять месяцев. У Тверского завода, в случае успешного прохождения сертификации ЭГ2Тв, на производство заказа осталось бы не более трёх месяцев.
Кроме того, для нового типа подвижного состава необходимо обучить поездные бригады, приспособить ремонтные зоны. В результате в ЦППК воспользовались возможностью самостоятельно выбрать поставщика поездов и остановились на уже проверенном варианте.
На первый взгляд, выбор серийных, пусть и модифицированных электропоездов ЭД4М «пятисотой» серии для работы на МКЖД кажется неожиданным и странным.
С другой стороны, это говорит о том, что запуск движения по Малому московскому кольцу должен состояться именно 2 сентября, и ни днём позже. Поэтому иные решения, ставящие хотя бы под малейшее сомнение достижение этой цели в намеченный срок, уже неприемлемы.
До «дня икс» осталось почти 10 месяцев. Но за это время предстоит сделать немало. Строителям – достроить все станции, РЖД – принять обновлённое путевое хозяйство в эксплуатацию. ЦППК, как пассажирский оператор на МКЖД, должна получить в довольно большом количестве нужный подвижной состав для обслуживания линии, и подготовить его к работе. Все поезда должны быть в наличии у перевозчика ещё до сентября.
Поэтому, чтобы успеть выпустить 35 поездов для МКЖД, необходимых по расчётам перевозчика для обслуживания линии, надо заниматься этим вопросом уже сейчас. ЦППК пыталась сделать это очевидным для себя путём.
Сейчас в распоряжении компании уже есть и работают четыре электропоезда ЭД4М «пятисотой» серии. Поэтому выбранные для МКЖД составы не будут новинкой для перевозчика. Все «детские болячки» этой модификации уже давно освоены эксплуатационниками.
Выбрав Демиховский машиностроительный завод, ЦППК обезопасила себя от срывов сроков начала движения. Ведь поезда мало того, что технически могут быть построены до сентября 2016 года, но и просто обязаны появиться гораздо быстрее. Ибо уже с 1 августа 2016 года вступают в силу требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», делающее невозможным продолжение производства поезда, в основе которого лежат многие устаревшие конструкционные решения конца прошлого века.
Вопрос несоответствия поездов ЭД4М условиям договора с «Московским метрополитеном», несомненно, будет обсуждаться всеми заинтересованными сторонами. И вполне возможно, появление таких составов на МКЖД будет временной мерой – до возможности закупки поездов, более приспособленных к внутригородским перевозкам. Пока что к началу сентября 2016 года перевозчику другие вагоны взять просто негде.
Впрочем, ЦППК работает и в юридическом направлении. На следующий день после того, как стали понятны итоги несостоявшегося конкурса, 26 ноября ЦППК объявлен новый конкурс – на оказание услуг по нормативно-правовому анализу отношений между ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «Центральная ППК» в рамках исполнения договора № 535м от 02.02.2015 на обеспечение транспортного обслуживания на МК МЖД.
Отдельной стоящей перед юристами задачей является определение схемы взаимодействия с поставщиком подвижного состава, в том числе описание прав, обязанностей и ответственности сторон, вытекающих из договора с «Московским метрополитеном».
Вопросы, волнующие ЦППК, касаются не только подвижного состава, но и всей технологической цепочки оказания услуг по перевозке пассажиров.
В соответствии с техническим заданием конкурса, заказчика – ОАО «ЦППК» – интересуют следующие темы:
Второй задачей является определение схем взаимодействия ЦППК с Московским метрополитеном, органами исполнительной власти города Москвы (включая региональную энергетическую комиссию) и федеральными органами исполнительной власти по вопросам регулирования тарифов, расчёта убытков, перевозки льготных категорий граждан и получения субсидий за их перевозку.
Также для обеспечения полноценной работы городской железной дороги будет выявляться необходимость внесения изменений в законодательство с целью:
В настоящее время «юридический» конкурс ещё продолжается. Но уже к 25 декабря как минимум часть работы, включая схему взаимодействия с поставщиком подвижного состава, должна быть выполнена победителем.
Благодаря большому портфелю заказов, возможности для манёвров, чтобы закупить 35 поездов, у ЦППК есть. Есть у перевозчика и другой 15-летний договор, заключённый летом 2015 года с правительствами Москвы и Московской области на право выполнения перевозок электропоездами по всем направлениям Московского железнодорожного узла, кроме Ленинградского.
Будущие пассажиры МКЖД уже начали выражать в соцсетях своё недовольство выбором подвижного состава. В поездах ЭД4М есть тамбуры, в то время, как техническим заданием несостоявшегося конкурса предусматривалась бестамбурная компоновка поездов с теплозавесами у дверей. Тем самым проход пассажиров в салоны будет затруднён дополнительными дверными преградами между салоном и тамбуром, что снизит скорость посадки и высадки пассажиров. В условиях городских перевозок с частым расположением остановок этот момент является критичным.
Масштабы движения по Московскому узлу такие, что 35 шестивагонных электричек – это объём, сравнимый с годовой потребностью в обновлении подвижного состава. Поэтому в случае сертификации более подходящих электричек для использования на внутригородской московской линии все «стартовые» ЭД4М «пятисотой» серии легко найдут себе применение на других маршрутах ЦППК. Небольшая длина поездов позволит использовать их на малонагруженных направлениях, либо в сцепке, благодаря чему может быть организовано «вилочное» движение поездов на некоторых направлениях.
Так или иначе, последние события внушают уверенность, что сроки начала перевозок на МКЖД по вине перевозчика не будут сорваны.
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)