онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
Публичный канал SAMCOM на Яндекс.Дзен / zen.yandex.ru
Не только проезд по платным дорогам дорожает, но и предел роста цен тоже может повыситься. Параллельно с ежегодной индексацией «Автодором» платы за проезд Минтранс России предложил поднять верхнюю границу диапазона оплаты за проезд. Также обсуждаются поправки в законодательство, регламентирующее правила взимания платы за проезд на платных дорогах. Действующее постановление было принято более 10 лет назад и недостаточно защищает права автомобилистов, в особенности в части защиты личной информации, собираемой оператором в ходе фоторегистрации проезда.
25 февраля госкомпания «Автодор» провела ежегодную индексацию платы за проезд транспортных средств по дорогам, находящимся у неё в доверительном управлении: повышение цен затронуло трассы ЦКАД, М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Нева».
На участке протяжённостью 260 км по всему платному ЦКАД от М-10 «Россия» до д. Лисинцево стоимость проезда для легковых автомобилей увеличится на 135 руб. На коротких маршрутах повышение цен будет не так ощутимо: цена изменится на 5-15 руб. Также в зависимости от протяжённости выбранного маршрута на ЦКАД продолжат действовать каскадные скидки до 40%.
Стоимость проезда по трассе М-3 «Украина» суммарно повысится на 15-20 руб. при проезде всего участка протяжённостью 70 км. На каждом из действующих пунктов оплаты стоимость взноса повысится на 5-10 руб.
На платных участках автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара стоимость тарифов вырастет на 6,0-6,9%. К примеру, для владельцев легкового транспорта на участке трассы протяжённостью 915 км общая сумма к оплате увеличится на 145-160 руб.
По трассе М-11 «Нева» для водителей легкового транспорта цена проезда сильнее всего подорожает на участке от Солнечногорска до Санкт-Петербурга протяжённостью 564 км. В зависимости от дня недели сумма будет выше на 170-180 руб. На участке от Санкт-Петербурга до Твери стоимость пользования платной дорогой увеличится на 140-150 руб. За пересечение участка дороги в 89 км от Солнечногорска до Твери автомобилистам придётся платить по новым тарифам на 30 руб. больше.
Как сообщает госкомпания «Автодор», полученные доходы от сбора платы за проезд будут направлены на содержание, ремонт и капитальный ремонт дорог.
В начале этого года на трассах М-1 «Беларусь» и М-4 «Дон» расширилась зона платного проезда: ГК «Автодор» объявила о завершении ремонтных работ на ряде участков и сразу же включила их в платную зону.
Тарифы на проезд по платным автомобильным дорогам могут вырасти ещё больше: Минтранс России предложил на законодательном уровне поднять максимальный возможный размер платы за проезд по платным дорогам и их участкам. Соответствующий проект постановления Правительства уже опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Для легковых автомобилей максимальную плату предложили повысить с 3,65 до 5 руб. за километр, а для грузовых — с 11,57 до 14,25 руб. за километр. Сейчас, как гласит пояснительная записка к обновленной версии документа, максимальный размер платы за проезд по платным дорогам и их участкам задаётся постановлением Правительства от 2016 года. В связи с заметным ростом стоимости ремонта и строительства платных дорог за прошедшее время, предлагается увеличить максимальный размер проездной платы, так как эти нужды финансируются за счёт доходов от сборов за проезд.
Это не первая попытка Минтранса России добиться увеличения верхней границы диапазона цен. В январе аналогичная инициатива была отклонена, получив из-за недостаточного обоснования отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от Минэкономразвития России.
Поправки для третьей редакции правил взимания платы за проезд на платных дорогах, разработанные Минтрансом России, должны заменить устаревшие нормы, действующие более десяти лет. Сейчас оплата проезда регламентируется изданным в 2010 году постановлением правительства РФ №18. Изменения коснутся порядка заключения договора, типов оплаты проезда и сроков хранения информации, собираемой оператором о проезжающих по дороге автомобилях.
Поправки могут способствовать внедрению безбарьерной системы проезда free-flow, которая сейчас действует только на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Запуск этой системы планируется также на трассах М-12 и М-4 «Дон».
Новый документ прошёл долгий путь с начала разработки в прошлом году. Проект изменения правил уже получил ряд правок и согласований с Минэкономики России и Минюстом России. В настоящее время он направлен для рассмотрения в Аналитический центр при Правительстве РФ. Обновлённая редакция правил может вступить в силу с 1 сентября 2022 года.
В новой редакции будет изменён порядок заключения договора с оператором платной дороги. Сейчас он заключается автоматически, как только водитель въезжает на платную трассу, вносит средства на ПВП или приобретает, либо арендует транспондер. По новым правилам договор будет считаться заключённым только тогда, когда автомобилист самостоятельно зарегистрировался в системе оператора или предварительно внёс деньги на счёт в качестве аванса за будущий проезд. Такой активный способ заключения договора защищает права автомобилиста как потребителя: с юридической точки зрения важно защитить водителя от заключения сделки без достаточной информированности. Оплата проезда считается обязательной с момента заключения договора, донесение всей основной информации из существенных условий которого позволят заранее обеспечить обновлённые правила.
Другое нововведение касается разделения типов оплаты проезда на открытый и закрытый. Открытая оплата проезда означает, что взимание платы будет на каждом пункте, который будет проезжать автомобиль, вне зависимости от пройденного расстояния. Закрытый тип оплаты проезда — это тариф, при котором водитель будет вносить средства за проезд однократно на выезде с платной дороги. Плата будет производиться по спецталону, при этом общая сумма будет рассчитываться в соответствии с фактически пройденным расстоянием. Если спецталон будет автомобилистом утерян, то сумма взимаемой оплаты будет сформирована в зависимости от расположения пункта оплаты, через который осуществляется выезд с платной дороги. При этом учитываться будет уже максимально возможное расстояние поездки, и, соответственно, придётся заплатить самую высокую цену.
Также в дополнениях, предложенных Минтрансом России, содержится запрет на езду по платным дорогам с грязными, либо нечитаемыми номерами. Есть и отклонённые предложения: в самом первом варианте документа предлагалось предоставлять право бесплатного проезда в тех случаях, если содержание магистрали имело недостатки: ямы, мусор, грязь и т. д. «Автодор» и эксплуатирующие дороги компании выступили против введения такой нормы.
Новые правила будут защищать личную информацию автомобилистов, пользующихся платными дорогами. Сейчас, согласно действующим правилам, оператор платной дороги вправе неограниченно хранить всю собранную в ходе регистрации проездов автомобилей информацию. Эти данные включают и фотографию человека, находящегося за рулём автомобиля. Остальные находящиеся в салоне лица тоже могут быть видимы на этих фотографиях. Как пояснили изданию «Коммерсантъ» юристы, такие кадры зачастую используются в качестве доказательств в рамках семейных разбирательств.
Правки устраняют возможность утечки личных данных на всех этапах. По новым правилам операторы при регистрации проезда автомобиля будут должны отказаться от фотографирования находящихся в салоне людей. Камеры, расположенные на высоких П-образных опорах, как раз делают такие снимки, на которых неразличимы ни водитель, ни пассажиры, а видим только сам автомобиль. Для операторов в любом случае важнее всего сфотографировать не людей, а госномера: счёт и штраф за неоплату выставляется по номеру машины, так что для его вынесения и не требуется избыточная личная информация.
Что касается хранения и доступа даже к этой ограниченной информации, то и здесь правки полностью на стороне водителей. Доступ к этим данным для третьих лиц будет закрыт. Также новая редакция правил обозначает максимально допустимый срок хранения собранных сведений. Оператор обязан будет всё удалить после истечения установленного законодательством срока исковой давности, который при судебных исках по взысканию задолженностей за проезд не превышает трёх лет.
Защита личной информации от «всевидящего ока» становится действительно важной, ведь камер на российских дорогах всё больше: они работают круглосуточно и фиксируют без исключений все нарушения, попавшие в их поле зрения. Комплексы фотовидеофиксации нарушений применяются не только от Дона до Амура, но и ещё шире на просторах страны.
онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
о новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.