Камера смотрит в штраф от Дона до Амура: как фиксируют нарушения ПДД?

  • Полина Лемешева
    16 февраля 2022 г. — 18:30
    425
    Иллюстрация: 

    Муром24 / муром24.рф

    Применение комплексов фотовидеофиксации нарушений и другой современной техники в целом эффективнее традиционной работы инспектора на дорогах: камера работает 24/7 и регистрирует все нарушения без исключений, попавшие в её поле зрения. Собранная техникой информация позволяет сотрудникам инспекций выносить постановления и карать нарушителей.

    Уже сам факт присутствия камеры дисциплинирует водителей и мотивирует соблюдать правила: это особенно актуально для выделенных полос, эффективная работа которых возможна лишь при отсутствии желания остальных участников движения воспользоваться «лишней» полосой в ущерб общественному транспорту. По мере создания единой федеральной базы данных появляется возможность расследовать дела, даже если автомобиль нарушителя перемещается в другой регион. Однако есть и недостатки: сбой в работе камеры может привести к тому, что необоснованные штрафы будут «штамповаться» десятками. А лазейки в законодательстве позволяют некоторым водителям ездить, нарушая правила, не заботясь о штрафах, так как для системы они просто невидимы.

    Ростов-на-Дону подключает свои камеры к «Паутине»

    В Ростовской области фиксирующие нарушения ПДД камеры начали подключать к единой системе специального программного обеспечения «Паутина». Всего в регионе 323 действующих комплекса, включая стационарные, передвижные и мобильные. На техническом уровне процесс практически завершён: по состоянию на 14 февраля, 321 комплекс уже подключили к всероссийской системе. Оставшиеся два интегрируют в ближайшее время. На полную мощность новая система сможет заработать сразу после подписания Соглашения об информационном взаимодействии между МВД РФ и правительством Ростовской области, сообщил минтранс Ростовской области.

    Система многофункциональна: с одной стороны, она помогает сотрудникам ГИБДД регистрировать все нарушения ПДД, происходящие на попадающем в обзор камеры участке. И тут даже одного понимания того, что комплекс фотовидеофиксации зарегистрирует нарушение, может быть достаточно, чтобы дисциплинировать водителей и освободить выделенную полосу для движения общественного транспорта.

    Другое назначение «Паутины» — помощь в расследовании более серьёзных дел в качестве инструмента при розыске угнанных и скрывшихся с мест ДТП автомобилей. Особенность ПО позволяет работать не только с госномерами: нужный автомобиль можно отыскать по цвету и марке машины.

    Кроме того, «Паутина», соответствуя названию, — это сеть, связывающая между собой регионы. Применение единой базы данных позволяет избежать межведомственной волокиты: регионы, внедрившие «Паутину», получают полный доступ к базам любых других регионов, в которых функционирует система.

    О том, что с помощью системы в Ростовской области начнут разыскивать автомобили, стало известно в январе 2022 года. До 2021 года «Паутина» была запущена только в Москве, и там зафиксирована положительная динамика по количеству угонов и раскрываемости данных преступлений.

    Однако для того, чтобы система работала качественно, важно убедиться, что она не будет реагировать необоснованно: выписывать штрафы водителям спецтехники, задействованной в ремонте и содержании автомобильных дорог, работникам коммунальных служб, таксистам и во всех прочих случаях, когда выделенной полосой автомобили пользуются на законных основаниях. В региональном минтрансе считают, что необходимо удостовериться в том, что новая система способна отличать пользующихся крайней правой полосой на законном основании от тех, кто просто допускает грубые нарушения правил дорожного движения.

    В Москве фуры обязали передавать телематику

    Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сообщил, что штрафовать грузовые фуры, передвигающиеся по Москве в пределах МКАД без пропуска, отныне будет каждая зафиксировавшая их проезд камера. Учитывая то, как много в регионе камер, и размер штрафа в 5000 руб., сумма за «фотосессию» может выйти немалая.

    Нововведения вступили в силу 1 января. Теперь грузовикам весом больше 3,5 тонн для движения по Москве требуются пропуск и постоянная передача геоданных о местоположении машины. Эти ограничения касаются и грузового спецтранспорта: машин, на шасси которых установлено различное оборудование (бетономешалки, манипуляторы, эвакуаторы, краны). Чтобы получить пропуск, необходимо зарегистрироваться в РНИС и обеспечить стабильную передачу телематики, иначе разрешение аннулируется. 

    С начала года по данным ведомства данная мера уже позволила снизить число грузовиков на 26%. Заметно упала и дневная загрузка МКАД: дорога стала свободнее на 34%. Ещё резче (на 72%) снизилось число ДТП на МКАД с участием грузовиков более 12 тонн. О влиянии новшества на экологию пока не сообщается, хотя в ведомстве обращают внимание на то, что данное решение направлено не только на освобождение городской магистрали для жителей и машин предприятий, обслуживающих город, но и на стабилизацию экологической обстановки в Москве и Московской области.

    Саму процедуру подачи документов на получение пропусков упростили. Заявители смогут получать их без предоставления документов о владении грузовиком, наличии мест для стоянки и прохождении техосмотра при выборе зоны действия «МКАД». Такая мера будет действовать весь год, до 31 декабря 2022 года, для облегчения адаптации перевозчиков к новым правилам. До 1 июля ночные пропуска получить ещё проще. Пока дествует «акция», пропуски выдают при предъявлении СТС, данных о водительском удостоверении и диагностической карте. Других документов не требуется. Кроме того, грузовые фуры могут свободно передвигаться по ЦКАД, а также по трассам А-107 и А-108, напоминает департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы в своем Telegram-канале.

    В Нижнем Новгороде камеры научатся штрафовать за выезд на выделенные полосы

    В Нижнем Новгороде планируют установить камеры, фиксирующие выезд на выделенные полосы для общественного транспорта. Их можно будет подключить к работе сразу после того, как будет установлен алгоритм выявления нарушений правил дорожного движения на выделенках. Новое ПО будет способствовать обеспечению приоритета общественного транспорта на магистральных улицах. 

    Точный срок, за который в городе подключат камеры, пока не сообщается. Новую маршрутную сеть, для работы которой крайне пригодится нововведение, в Нижнем Новгороде планируют вводить уже летом этого года. Часть маршрутов будет заменена на новые. В декабре план будущих изменений городской маршрутной сети эксперты обсудили с представителями власти и общественных организаций.

    Также в этом году в городе появятся две новые выделенные полосы для общественного транспорта на участках просп. Ленина и Московского шоссе.

    Водителям Благовещенска несправедливо выписывали штрафы за превышение скорости из-за неисправности камеры наблюдения

    Не всегда средства фиксации нарушений работают корректно. В январе с этим столкнулись в Благовещенске, где владельцы личных средств передвижения получили ложные штрафы по причине неисправности, обнаруженной в работе камеры наблюдения. ГИБДД пришлось сообщить пострадавшим водителям, что делать, чтобы отменить необоснованные постановления. При этом по действующему законодательству пока ГИБДД не вправе отменять вынесенные постановления по своей инициативе: для этого необходимо обращение гражданина или протест со стороны прокуратуры.

    Подвижные и статичные технические средства автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения установлены по всему Благовещенску и Благовещенскому району. Выяснилось, что одно из устройств, установленных по Студенческой ул. между Игнатьевским шоссе и Загородной ул. в период с 28 по 29 января работало со сбоями и ошибочно выносило постановления по делам об административных правонарушениях по статье 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения».

    Теперь граждане, которым в указанный период времени были вынесены постановления по делам об административных правонарушениях на данном участке дороги, должны подать заявление о его отмене. Обращения принимаются в электронном виде на сайтах МВД, ГИБДД и едином портале госуслуг. Также заявление можно сформировать в письменном виде, сообщает ИА «Амур.инфо».

    В Калужской области камеры за неделю зарегистрировали почти 20 тысяч нарушений ПДД

    В Калужской области фиксация нарушений активно помогает выявить не только нарушения в движении транспортных средств, но и в водительской дисциплине. Так, в течение недели с 4 по 10 февраля в объективы камер попали 19 589 нарушений. 

    Больше всего зарегистрировано превышений скорости: 12 524 случая. 5 235 водителей «засветились», нарушая ПДД на перекрёстках. Также камеры зафиксировали 670 выездов на встречную полосу, а 551 водитель был сфотографирован за рулём с непристёгнутым ремнём безопасности. Данные со ссылкой на центр безопасности дорожного движения по Калужской области приводит сетевое издание «Комсомольская правда. Калуга».

    С 1 марта у камер будет больше возможностей для штрафов 

    Новые поправки в КОАП РФ, вступающие в силу с 1 марта 2022 года, добавят автомобилистам новых штрафов в размере от 500 до 5000 руб. Часть из них расширит полномочия комплексов видеофиксации.

    Фиксировать нарушения теперь могут не только сотрудники ГИБДД, но и камеры — раз в сутки. Например, наличие техосмотра осталось обязательным для некоторых категорий водителей, за его отсутствие имеют право взять 2000 руб. За отсутствие полиса ОСАГО взимается штраф в размере 800 руб. Таким образом, в течение месяца езды без полиса автоматический комплекс может начислить водителю штрафов на сумму почти в 25000 руб., сообщает издание «Автоновости дня».

    «Невидимки» и «мёртвые души»: выяснилось, из-за чего четверть штрафов, выписываемых камерами, отправляются в мусорную корзину

    Примерно четверть штрафов, выписываемых на основании работы камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, невозможно применить. Такие результаты обнародовали во время заседания рабочей группы ГИБДД по опасному вождению. Нередко в единой централизованной системе Госавтоинспекции ФИС-М ГИБДД отсутствуют нужные данные, необходимые для рассмотрения административных дел. Система действует на федеральном уровне и должна содержать закрытую информацию о водителях и принадлежащих им автомобилях.

    Пробелы в базе обнаруживаются тогда, когда владельцы автомобилей прекращают регистрацию, но продолжают выезжать на дороги. Против этого типа нарушителей ПДД в Госавтоинспекции оказались бессильны: с точки зрения системы, их просто не существует. При обращении к базам данных ГИБДД для оформления штрафа выясняется, что определить получателя штрафа невозможно, так как в базе в некоторых случаях отсутствует информация о собственниках. Несмотря на то, что камеры видят сам факт нарушения и даже фотографируют этот момент, такие невидимые для системы нарушители остаются безнаказанными.

    В 2021 году из-за такого пробела в одной только Москве 9,5 млн вынесенных постановлений о совершённых нарушениях не нашли адресатов. При этом с каждым годом масштабы проблемы только растут: в 2020 году не удалось применить 7,03 млн штрафов. В 2019 году их было всего 4,31 млн.

    Проблемы в работе системы выявлены во время работы Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), которая оформляет штрафы по ч.5. ст. 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств» и ст.  8.25 КоАП Москвы о размещении транспортных средств на газоне. По статистике, 5-8% от всех постановлений МАДИ в месяц остаются неоформленными из-за того, что не удаётся получить информацию о том, кому, собственно, выписывается штраф. До недавнего времени при отказе системы предоставлять необходимую информацию, в МАДИ и АПММ из ГИБДД приходил ответ о том, что транспортное средство находится на архивном учёте.

    Как поясняет «РБК Autonews», такая ситуация может возникать в двух случаях. В первом причина отсутствия номеров в базе данных — в злоупотреблении правилами купли-продажи транспортного средства. При приобретении подержанного автомобиля новый покупатель сохраняет действующие госномера. Прежний собственник обязан снять проданную машину с регистрационного учета. Закон даёт покупателю время на то, чтобы приехать в ГИБДД и заново зарегистрировать машину. Срок, в который новому собственнику полагается явиться в инспекцию и переписать номера на себя, составляет всего 10 дней. Но и его оказывается достаточно для того, чтобы использовать в качестве лазейки для сокрытия правонарушений.

    В течение 10 дней с момента заключения договора новому владельцу транспортного средства достаточно иметь на руках договор купли-продажи. Документ будет считаться основанием не платить штраф за управление незарегистрированным автомобилем, даже если такую машину остановит инспектор. Водители, которые осознанно и регулярно нарушают ПДД, но не хотят платить штрафы, попросту переписывают договор купли-продажи каждые 10 дней с новой датой.

    Второй часто используемый приём — автомобили, зарегистрированные на умерших. По закону, после смерти собственника автомобиль необходимо перерегистрировать. Однако некоторые водители этого не делают и спокойно нарушают ПДД, пользуясь тем, что штрафы поступают на имя покойного.

    В соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ за управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке, за первый случай нарушения водителя могут оштрафовать на сумму от 500 до 800 руб. При повторном нарушении размер штрафа повышается уже до 5000 руб., также злостному нарушителю может грозить лишение прав сроком на три месяца.

    В прошлом году сотрудники ГИБДД всерьёз взялись за эту проблему. Только за три месяца 2021 года за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, составлено на 60% больше административных протоколов, чем за аналогичный период прошлого года (всего 1623 протокола). Также за первые 9 месяцев 2021 года только в Москве сотрудниками ДПС пресечено передвижение более тысячи ста автомобилей, зарегистрированных на «мёртвые души». Государственные регистрационные знаки и свидетельства о регистрации у таких автовладельцев были изъяты и утилизированы.

    Оснащение дорог новыми комплексами фотовидеофиксации проводится по мере внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В этом году 42 регионам страны на эти цели выделено 7,35 млрд руб. федеральных средств.

    Виды транспорта: