Новые российские самолёты МС-21 и SSJ-NEW будет строить «Яковлев»

  • Дарья Гербер
    5 августа 2023 г. — 11:00
    417
    Иллюстрация: 

    Объединённая авиастроительная корпорация / uacrussia.ru

    Новый месяц приносит громкие новости в сфере российского авиастроения: Объединённая авиастроительная корпорация объявила о скором переименовании корпорации «Иркут» в «Яковлев» на фоне основной нагрузки по части производства SSJ-NEW и МС-21. Между тем ОАК проекты продолжают получать господдержку. На производство МС-21 выделено 280 млрд руб., а серийное производство двигателей для этой линейки самолётов уже запущено. В свою очередь, авиакомпания «Россия» готовится к вводу в эксплуатацию импортозамещённого Суперджета, а пока ещё «Иркут» предложил модернизировать одну из своих моделей для создания отечественного учебного самолёта для тренировки пилотов малой авиации.

    Корпорация «Иркут» будет носить имя Яковлева

    Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) 26 июля сообщила о переименовании корпорации «Иркут». Решение принято с учётом роста географии и компетенций компании в области гражданской авиации за последние годы. Отмечается, что все корпоративные процедуры по переименованию завершатся в августе 2023 года.

    За 20 лет корпорация «Иркут» прошла путь от корпоративного центра при Иркутском авиазаводе до ведущего разработчика и производителя гражданской авиационной техники. «Иркут» сегодня — это 10 городов в девяти регионах страны, более 20 тыс сотрудников и свыше 8 тыс произведённых самолётов. На фоне ухода «Боинга» и «Эйрбаса» отечественные производители преодолевают зависимость от импорта, намереваясь предоставлять продукт, сопоставимый по качеству и надёжности с самолётами мировых брендов.

    До 2030 года предприятия ОАК должны поставить российским авиакомпаниям порядка 500 гражданских самолётов. Основная нагрузка ложится на «Иркут», где будут произведены 142 региональных SSJ-NEW и 270 МС-21. Сегодня программы МС-21 и «Суперджет-Нью» вышли на финишную прямую. Уже в 2023 году начнутся первые поставки пассажирских лайнеров в полностью импортозамещённом облике. И поставщиком новых самолётов станет компания с уже новым именем. Перед «Яковлевым» стоят задачи по формированию основы гражданского воздушного флота Российской Федерации. В соответствии с комплексной программой развития авиационной отрасли корпорации до 2030 года предстоит произвести и поставить заказчикам свыше 400 самолётов МС-21 и Superjet.

    В руководстве ПАО «ОАК» отметили, что наследие А. С. Яковлева — это не только свыше 200 разработанных летательных аппаратов, но и создание мощной авиастроительной промышленности в годы ВОВ. Этот опыт находит отклик и в сегодняшнем дне. Корпорация «Иркут» будет носить имя А. С. Яковлева, увековечив его в структуре российского гражданского авиастроения.

    «Россия» готовится к вводу в эксплуатацию импортозамещённого Суперджета

    На фоне новостей о переименовании пресс-служба авиакомпании «Россия» сообщила о подготовке к вводу в эксплуатацию импортозамещённого Суперджета. В рамках одного из этапов представители «России» поделились опытом эксплуатации воздушных судов с производителем, пока ещё корпорацией «Иркут», и изготовителями комплектующих.

    Встреча состоялась на технической базе «России» в Санкт-Петербурге. В целях поддержания лётной годности авиакомпания «Россия» осуществляет полный цикл оперативного и периодического технического обслуживания, в том числе выполняет тяжёлые формы. Все воздушные суда, как российского, так и иностранного производства проходят своевременное и полное обслуживание. В начале 2023 года стратегически важным этапом развития технической базы «России» стал первый C-Check отечественного Суперджета.

    В частности, C-check включает детальную проверку систем и механизмов воздушного судна. 6Y check и 12Y check являются наиболее полными и трудоёмкими формами технического обслуживания, проводясь раз в шесть и 12 лет. В процессе работ демонтируют элементы конструкции и интерьера, а также проверяют и при необходимости меняют узлы и агрегаты воздушного судна.

    280 млрд руб. выделено на МС-21

    Тем временем другой продукт «Иркута»-«Яковлева» получил поддержку. Как сообщает ТАСС, порядка 280 млрд руб. будет выделено из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект отечественного лайнера МС-21.

    Средства из ФНБ направляют на крупные технологические или инфраструктурные проекты. Как правило, это самолёто- и судостроение, так что МС-21 полностью подходит для вложения.

    МС-21 или «Магистральный самолёт XXI века» — российский проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолётов. Он является вторым после Superjet 100 масштабным отечественным проектом в области гражданской авиации, который создавали без советского задела. МС-21 рассчитан на полёты на расстоянии порядка 6 тыс км и создаётся как замена лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также как альтернатива самолётам зарубежного производства Airbus А320 и Boeing 737.

    Серийное производство двигателя ПД-14 для МС-21-310 стартовало на предприятии «ОДК-Пермские моторы» ещё в апреле. К 2030 году объём производства должен составить 160 двигателей в год, так как к этому времени планируют выпускать уже по 72 МС-21 ежегодно. ПД-14 прошёл сертификацию вместе с композитным крылом для МС-21. Базовый турбовентиляторный двигатель ПД-14 создаётся в широкой кооперации предприятий ОДК с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных.

    «ОДК-Пермские моторы» входит в состав АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» и Госкорпорацию Ростех.

    «Иркут» не забывает о «Яках»

    Параллельно, по сведениям портала IZ.RU, о необходимости разработать новый российский учебный самолёт заявили власти. Росавиация ещё в мае сформировала предложения в техническое задание для Минпромторга на разработку такого воздушного судна. Имеющийся в распоряжении лётных училищ парк иностранных самолётов на 50% неисправен. Основная проблема — это двигатели. И, по мнению членов Союза авиапроизводителей РФ, её решение пока не просматривается.

    В свою очередь, «Иркут» хочет предложить Росавиации под эти задачи разработанный проект шестиместного самолёта Як-118 (модернизированный вариант Як-18Т).

    Тем не менее 21 июня в федеральном Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИ ГА) прошёл круглый стол на тему бортов первоначального обучения. По результатам было решено продолжить дискуссию касательно конструктивных особенностей самолётов, используемых при производстве материалов, бортового оборудования и программного обеспечения с привлечением более широкого круга специалистов.

    Среди причин указываются жёсткие требования сертификации: система «недружественна» для маленьких самолётов, она не учитывает разницу рисков и соответственно стоимости сертификационных работ. Также по опыту предыдущих лет крупные конструкторские бюро (КБ) справлялись с задачей создания малых самолётов с трудом. Как правило, в России этим занимались небольшие КБ.

    Пока отечественные авиапроизводители решают насущные вопросы, российские авиакомпании в конце июля объявили об очередном расширении международной полётной программы. Red Wings открыла новые рейсы Челябинск — Алматы, а также из подмосковного Жуковского и Сочи в Тель-Авив. «Победа» сообщила об открытии продаж на новый рейс Волгоград — Дубай. А узбекистанская Uzbekistan Airways запустит рейс между Ташкентом и Благовещенском уже в августе. Параллельно Росавиация работает над увеличением количества бортов, способных выполнять международные рейсы: продолжается процесс выкупа самолётов у зарубежных лизингодателей и их перевод в российский реестр.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)