Parking Russia 2024: текстовая онлайн-трансляция

  • Павел Яблоков
    12 ноября 2024 г. — 10:00
    201

    Сегодня, 12 ноября, в Москве проходит первый день ежегодной международной специализированной выставки оборудования и технологий для обустройства и эксплуатации парковочного пространства Parking Russia 2024, организованной MVK (Международной выставочной компанией). В фокусе внимания специалистов — решение ключевых задач по организации парковок и паркингов на объектах городской инфраструктуры, муниципальных, коммерческих, промышленных и жилых объектах.

    Интернет-издание TR.ruТранспорт в России ведёт текстовую онлайн-трансляцию пленарного заседания «Муниципальное платное парковочное пространство — проблемы, эффективность, развитие» и презентации третьего выпуска Рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства.

    Трансляция

    Обновления текстовой трансляции публикуются с периодичностью в несколько минут, увидеть новые сообщения можно после обновления страницы вручную.

    13.25 Трансляция окончена. Спасибо за внимание!

    Более подробный материал о Рейтинге городов России по развитию платного парковочного пространства будет опубликован TR.ru — Транспорт в России в ближайшие дни.

    13.20 Награждение городов-участников рейтинга платного парковочного пространства.

    • Номинацию "Цифровой город" получили Чебоксары за 100% безналичную оплату парковок.
    • Номинацию "Прорыв года" получает Сочи - парковка окупилась всего за несколько месяцев.
    • Номинация "Сознательные граждане" досталась Перми - наименьшее количество штрафов.

    13.10 Вопрос из зала – федеральным законодательством предусмотрено ведение реестра парковочных мест. Помогает ли ведение этого реестра в администрировании парковочных пространств или это более статистический вопрос?

    • Ответ Перми – это больше статистика. Решение о вводе платных парковок принимается на основании мониторинга и анализа дорожной обстановки. Функция ведения реестра возложена на департамент дорог и транспорта Перми. 
    • В Рязани полномочия от региона перешли в конце прошлого года. Фактически этот реестр никогда не вёлся, практически он не используется и эти данные.
    • Ирина Рыкова заметила, что реестр парковок – первый шаг к пониманию того, сколько парковок в городе и для чего они нужны.
    • Елена Лекомцева отметила цифровой аспект – если данные не анализировать и не принимать решения, то тогда для чего они нужны? Все поступающие сведения обязательно надо анализировать.

    13.00 Обсуждается целесообразность платных въездов в города.

    • Михаил Курдяев считает, что при стечении некоторых условий это возможно. Но для Санкт-Петербурга ввод платных парковок – решение гораздо более мобильшее и применительнее.
    • В Перми запретили въезд транзитного грузового транспорта в дневное время. Ограничивать въезд легковых автомобилей нет смысла. Возникают и другие вопросы – как и где въезд администрировать.

    12.55 Участники обсудили новые трендов развития транспорта в городах, в частности сочетания платных парковок и средств микромобильности.

    • В Санкт-Петербурге идёт переход на отечественное программное обеспечение, в приложении появляются новые возможности, в том числе автоматической пролонгации парковочной сессии, и другие функции, повышающие удобство оплаты. ГЦУП занимается не только парковками на улично-дорожной сети. Организация отвечает за работу 35 плоскостных перехватывающих стоянок со шлагбаумами. Исторически ГЦУП строит велодорожки. 3-4 года назад в Санкт-Петербурге первыми подписали соглашение с операторами кикшеринга. В приложении ГЦУП появляется личный кабинет велосипедиста, хотим сделать оплату плоскостных стоянок. В городе добавляются новые полномочия по электрозарядкам, многоуровневым паркингам.
    • Елена Лекомцева считает правильной создание цифровой экосистемы, охватывающей платные парковки. Множество приложений для разных задач – это неудобно. Ещё один тренд, который обсудили – мобильные комплексы фиксации нарушений, которые будут устанавливать на дороге.
    • Следующий тренд – легковые автомобили – это не только индивидуальные владельцы. В городах множество юридических лиц, имеющих свой транспорт. Личный кабинет в приложении для юридических лиц позволяет дать автоматизированные решения, которые избавляют от выдачи подотчётных средств водителю. Ещё один тренд – создание для всех в городе единой понятной системы интеграции с другими системами.
    • В Перми программно дорабатывается блок административной практики, так с каждым годом объём вынесенных постановлений растёт. При этом штатная численность сотрудников не растёт, и чтобы их разгрузить, используют средства административной практики.
    • Модернизация и интеграция всего в одну систему городам федерального значения проще, считают в Рязани. У других городов за одни направления отвечает муниципалитет, за другие – регионы.

    12.45 Как использовать деньги от парковок и штрафов и кому они поступают?

    • Дмитрий Артёменко сообщил, что средства поступают в бюджет города Перми. Департамент финансов может распорядиться ими на любую статью расходов, деньги не «окрашены». Деньги на развитие дорожной инфраструктуры выделяются в гораздо большем объёме, чем идёт сбор от парковок.
    • Михаил Курдяев сообщил, что в Петербурге, как в городе федерального значения, администрируют по статье 12.16 КоАП РФ. Средства поступают в бюджет Санкт-Петербурга. Количество правонарушений постоянно снижается.
    • По Рязани штрафы идут в бюджет города. Неоплата парковки – нарушение правил благоустройства, это полномочия города.
    • Слушатель из зала (город Воронеж) отметил, что в каждом субъекте есть КоАП и свои статьи в разделе «благоустройство».

    12.40 Вопрос из зала – на местах для электромобилей зачастую паркуется транспорт с двигателями внутреннего сгорания.
    В Перми в зоне платной парковки находятся всего три электрозарядных станции. Статистика использования электромобилей анализировалась. 150 из 2800 водителей электромобилей воспользовались льготами. Сейчас идёт обучение комплекса мониторинга, который будет отслеживать эти ситуации для последующего привлечения водителей, занимающих парковочное место, не производя зарядку.

    В Санкт-Петербурге 3700 разрешений для электромобилей выдано, они могут парковаться бесплатно во всех районах. На перехватывающих стоянках под шлагбаумами электромобили также паркуются бесплатно и менять это не собираются. В следующем году планируется ставить медленные зарядки (24кВт, на 4-8 часов). Будет информирование, что эти места другим пользователям занимать не надо.

    12.35 Вопрос от Департамента транспорта Краснодара. С 1 марта 2025 года все методики расчёта стоимости платы за парковку признаются утратившими силу. У муниципалитетов остаются только полномочия по установлению тарифов. Методику расчёта будут устанавливать регионы, всё должно быть унифицировано. Между тем в Краснодарском крае несколько городов с платными парковками и тарифы в них дифференцированы, и действуют разные виды абонементов.

    Дмитрий Артёменко отметил, что в Пермском крае этим вопросом занимаются, методику должны утвердить до конца года.

    12.30 Есть ли разница в статистике ДТП в зонах платной парковки и других районах?
    Дмитрий Артёменко ответил, что взаимосвязи нет.

    Вопрос из зала (город Уфа). В 24-м слайде соотношение штрафов и сборов. 50% не хотят платить, население против – закрывают номера и идут на другие ухищрения.

    • Ирина Рыкова объяснила, что высокая доля стоимости штрафа в системе доходов от платных парковок – из-за того, что стоимость штрафа заметно выше стоимости одного часа. С введением зон платной парковки первое время был. За первый день ввода платной парковки на Петроградской стороне обнаружили всего два закрытых номера. Зону платной парковки постоянно патрулируют десятки сотрудников, которые очищают номера и так далее. Автомобиль без государственного регистрационного знака достаточно трудно увезти на штрафстоянку. Ситуация исправляется достаточно сильно.
    • Дмитрий Артёменко по примеру города Перми отметил, что за 2023 год сборы от оплаты парковок 170 миллионов, от штрафов – 127 миллионов рублей. В прошлом году наблюдался рост автолюбителей, закрывавших номерные знаки. В этом году вели пеший мониторинг и количество транспортных средств с инородными предметами на регистрационных знаках стало заметно меньше, инспекторы удалили свыше 4000 предметов с номеров.
    • Изучив опыт Петербурга и Москвы, в Перми подготовили регламент эвакуации транспортных средств, которые стоят без государственных регистрационных знаков.
    • Елена Лекомцева отметила, что кейсы с закрытием номеров влияют на темпы развития парковочного пространства только если власти не реагируют на них.
    • Ирина Рыкова дополнила с позиции проектировщика. Можно сильно «перепрошить» улицу, если это требуется по организации дорожного движения.
    • Сергей Ерохин сообщил, что в Рязани собираемость – 50% с оплаты, 50% со штрафов. 80% оплачивают добровольно. В первые три дня оплачивают 30%. По закрытым номерам вводят свою практику.

    12.20 Нужны ли резидентные разрешения как таковые? 
    Чаще всего города их делают, но через несколько лет их отменяют.  Города делятся своими планами.

    • Михаил Курдяев сообщил, что изначально резидентные разрешения нужно выдавать с ограничениями – не более определённого количества мест.  В частности, резидентное разрешение выдаётся только на тот район, в котором он проживает, и не более двух разрешений на квартиру. Также требуется согласование с собственниками квартиры.
    • Дмитрий Артёменко сообщил, что в Перми льготные разрешения предоставляются инвалидам и многодетным семьям, а с сентября – и владельцам электромобилей. Очень большие территории не принадлежат муниципаалитету.
    • Юрий Яковлев сообщил, что на конец прошлого года в Рязани было 3,5 льготных разрешения на одно парковочное место. Количество разрешений решили сокращать. Он отметил, что от стимулирования использования электромобилей решили отказаться. Отказались и от разрешения инвалидам парковаться на всех местах. Можно сделать лишь небольшие послабления.
    • Ирина Рыкова провела аналогию с общественным транспортом – во многих городах с 2022 года тарифы на парковку не повышались.

    Тем временем затраты растут, экономика не сходится.

    • Михаил Курдяев сообщил, что когда в этом году в гордое подняли вопрос о повышении тарифов, отталкивались исключительно от загрузки дорожной сети и загрузки парковочных мест. Не все зоны загружаются одинаково. Если загрузка зоны выше 85% - нужно повышать тарифы.
    • Дмитрий Артёменко поддержал коллегу.

    12.10 Участники обсуждают, каким должно быть оптимальное бесплатное время на парковке.

    • Дмитрий Артёменко отметил, что в Перми основной показатель внедрения платных парковок – оборачиваемость и загруженность парковочных мест.
    • Михаил Курдяев сообщил, что для Санкт-Петербурга оптимальное время – 15 минут, но для каждого города оно может быть своим. 15 минут достаточно для того, чтобы успеть решить, нужно ли вводить платные парковки.
    • Елена Лекомцева выразила мнение, что и 10 минут достаточно, чтобы человек успел сориентироваться и оплатить парковку.
    • Юрий Яковлев отметил, что статистики за этот год по Рязани пока мало. На данный момент видно, что индивидуальные сессии длятся до двух часов, но постепенно будут снижаться до одного часа и менее.

    12.00 Михаил Курдяев отметил самый яркий эффект внедрения платных парковок – загрузка улично-дорожной сети. На первом этапе люди, не разобравшись в работе платных парковой, не рисковали ездить и парковаться. Первоначально загрузка парковок была на уровне 65%. Затем парковки открывались в Адмиралтейском и Василеостровском районах. Зона платной парковки внедрена в центральной зоне, хорошо обеспеченной общественным транспортом. Вкупе с транспортной реформой платные парковки дали хороший эффект в плане того, что город «поехал». Сейчас загрузка платных парковок составляет 85%. Эта цифра рекомендована Минтрансом РФ как оптимальная.

    11.55 Есть ли вопросы с повышением трафика при вводе платных парковочных мест?

    • Михаил Курдяев сообщил, что платный режим парковок действует в городе с 8 до 20 часов – в течение дня оборачиваемость одного места 6-8 автомобилей. С течением времени сокращается «паразитирующий» трафик. На улично-дорожной сети практически перестали надолго парковаться машины. Абонемент резидента в Санкт-Петербурге – 1800 рублей в год, за эти деньги автомобилист может найти свободное место неподалёку.
    • На примере Рязани обсудили поведение автомобилистов при невысокой стоимости абонементов. Юрий Яковлев сообщил, что пользователи предпочитают как дневные, так и месячные абонементы. Для повышения баланса спроса нужно поднимать стоимость абонементов.
    • Сергей Ерохин, начальник сектора платных парковок отдела организации парковочного пространства и внедрения транспортных карт управления дорожного хозяйства и транспорта города Рязани, дополнил слова коллеги тем, что при низкой стоимости абонементов оборачиваемость мест стремится к нулю.
    • Дмитрий Артёменко отметил в Перми всплеск спроса на абонементы. В будущем этот вопрос придётся регулировать ценой. 
    • Елена Лекомцева выразила мнение, что с точки зрения освобождения дорожной сети от трафика абонементы должны быть дорогими.

    11.50 Михаил Курдяев отметил среди факторов, влиявших на ввод платной парковки, низкую оборачиваемость парковочных мест, парковку вторым рядом, скорость движения общественного транспорта и всего транспорта, наличие пробок, скорость прибытия спецслужб. При внедрении платных парковок были перепроектированы ПОДДы для улиц. Несколько улиц поменяли свои направления, на некоторых улицах парковки сделали только с одной стороны улицы. На третий год работы над платными парковками эффект ощутили даже рядовые водители пожарной службы МЧС – на инциденты они стали добираться гораздо быстрее.

    Ирина Рыкова предложила обсудить, какой уровень загрузки парковок в городах считается оптимальным исходя из экономики и общей логики работы парковочных пространств. Дмитрий Артёменко сообщил, что в Перми выявлены участки с высокой загруженностью около 95%. Для них со 2 декабря этого года делается ещё одна "подзона", в которой тариф будет повышен на 10 рублей. Юрий Яковлев из Рязани заметил, что нужно индивидуально подходить не только к каждому городу, но и к каждой улице.

    11.45 Елена Лекомцева, генеральный директор АО «Цифровые платформы и решения Умного города» (Росатом) рассказала о своём опыте, сообщила, что компанией собран опыт по всей России, есть удачные и неудачные моменты. Ранее Елена Лекомцева работала в Нижнем Новгороде, где вопросом платных парковок начали заниматься в 2017 году Чемпионата мира по футболу. 

    Участники дискуссии обсуждают, какие есть критерии для ввода платных парковок. Дмитрий Артёменко сообщил, что основной посыл внедрения платных парковок – занятость парковочных мест. Средняя оборачиваемость парковочного места снизилась при вводе платных парковок с двух часов до 21-24 минут. 

    Елена Лекомцева отметила, что города, которым нужны платные парковки, видны сразу: хаос на дороге, машины на тротуарах, бордюрах, есть узкие улочки и «горлышки», через которые сложно проехать. Даже оплата за символическую стоимость помогает наводить порядок.

    11.40 Юрий Яковлев, начальник отдела организации парковочного пространства и внедрения транспортных карт управления дорожного хозяйства и транспорта города Рязани, рассказал, что до прошлого года в течение пяти лет оператором платных парковок был концессионер – «Ростелеком», и лишь в этом году парковки приняты в собственность города. Вектор развития – на цифровизацию и автоматизацию. В городе отказались от части парковок, где они себя не оправдали, и от резидентных разрешений.

    11.35 Дмитрий Артеменко, начальник муниципального казенного учреждения «Пермская дирекция дорожного движения», сообщил что система платных парковок в Перми действует с 2018 года, ещё два года длился подготовительный период – решались вопросы с земельными участками, шла работа с населением. Были проведены встречи с управляющими компаниями и ТСЖ, им было предложено огородить территорию или поставить шлагбаумы.

    Последние два года Пермская ДДД расширила зону платных парковок на 2000 парковочных мест. На 2025 год в планах – две перехватывающие парковки и около 1000 новых платных парковочных мест. Основной упор – на качество платного парковочного пространства. Периодически проводятся опросы населения, собираются предложения. В автоматизированном режиме налажена отправка материалов в суды. С этого года автолюбитель может в течении суток внести изменения в оплату парковки, чтобы не получить штраф.

    11.30 Михаил Курдяев, директор СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» сообщил, что зона платной парковки в Петербурге развивалась достаточно своеобразно. Четыре центральных планировочных района охвачены платными парковками. Эксперимент по внедрению платных парковок проходил с 2015 года. В 2021 году после подписания соглашения с МВД началось активное развитие платных парковок. В прошлом году закончили развитие зоны платной парковки в центре. 2024 год был направлен на улучшение работы парковок, совершенствование перехватывающих парковок. Добавлены новые возможности в системе оплаты и абонементов.

    Степень загрузки парковок центра доходит до 95%. Количество штрафов по часовой оплате – менее 50%. Лидерами по парковочным разрешениям являются многодетные семьи, всего оформлено около 80 тыс. парковочных разрешений. В следующем году планируется приступить к следующему этапу развития платного парковочного пространства. Есть потребность внедрения новых зон в прилегающих к центру участкам, и новых тарифных планов.

    11.25 Ирина Рыкова представляет Рейтинг городов России по развитию платного парковочного пространства. Наблюдается рост городов, организующих платные муниципальные парковки. Исследование сделано для администраций городов и специалистов, занимающихся платными парковками.

    Подходы к формированию рейтинга каждый год немного меняются. Показатели объединены в пять групп – финансовая эффективность, транспортные эффекты, физическая доступность, развитие системы платных парковок и удобство. Акценты баллов смещены в сторону финансовой эффективности и транспортных эффектов. Парковки с магистральных улиц рекомендуется убирать на второстепенные.

    Глобальных изменений в рейтинге не произошло – пятёрка лидеров осталась прежней, хотя некоторые города поменялись местами. Самый маленький город России, внедривший платные парковки – Суздаль (9 тыс. жителей).

    Главные тренды этого сезона – динамические тарифы, функция постоплаты и короткие абонементы.

    • В рейтинге представлена некоторая аналитика по структуре доходов с платных парковок. Более 80% пользователей используют платные парковки в рамках бесплатного периода.
    • При вводе платных парковок изменяется организация дорожного движения и повышается безопасность – исчезают «второрядники», становится проще найти парковочное место.

    В этом году «Дорнадзор» запускает геоинформационную систему, которая позволяет проектировать парковочные пространства. Расчёты физических показателей, вошедших в рейтинг, выполнены с помощью ГИС.

    Также в рейтинг включены парковочные профили городов-лидеров и их достижения, основные принципы организации парковочного пространства и другая полезная информация.

    11.15 Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открывает модератор - Ирина Рыкова, технический директор компании «Дорнадзор», главный редактор аналитического обзора «Развитие платного парковочного пространства в городах России». Главная задача сегодняшней дискуссии - приблизиться к разгадке, как сделать так, чтобы парковочное пространство было эффективным, безубыточным и решала транспортные задачи городов.

    11.10 Выставка Parking Russia 2024 в столичном Экспоцентре открыта.

    Через несколько минут начинается панельная дискуссии «Муниципальное платное парковочное пространство - проблемы, эффективность, развитие». Темы для обсуждения:

    1. Проблемы систем платных парковок: тарифы, оценка транспортного спроса, соблюдение правил парковки, контроль нарушений.
    2. Эффективность платных парковок: влияние на параметры дорожного движения и показатели БДД, экономическая эффективность и окупаемость проектов.
    3. Развитие инфраструктуры: внедрение современных технологий для мониторинга пространства, пост-оплата, дифференцированные тарифы.
    4. Финансовые аспекты: модели ГЧП при создании платных парковок, прозрачность в управлении доходами.
    5. Законодательные аспекты: изменения норм, драйверы развития парковочных пространств.
    6. Лучшие практики российских городов: кейсы, обмен опытом.
    Виды транспорта: