автора
Ровно год назад должны были приступить к работе все городские маршруты частных перевозчиков по «новой транспортной модели». В процессе запуска возникли некоторые трудности, и к 15 июня 2016 г. было запущено около двух третей всех маршрутов. Но со временем эти трудности были преодолены, и все маршруты заработали согласно заключённым контрактам.
В числе принципов «новой модели» московские транспортные чиновники называли ориентированность в первую очередь на интересы пассажира и единые стандарты качества транспортных услуг, предоставляемых государственным «Мосгортрансом» и частными перевозчиками. Сегодня уже можно подвести итоги и посмотреть, удалось ли реализовать эти принципы.
Качество транспортной услуги определяется несколькими параметрами. Это и качество самого процесса перевозки, на которое влияют возраст и качество автобуса, низкопольность, оснащённость информационными системами, обогревателями и кондиционером, стиль вождения. Это и доступность услуги: ходит ли автобус в нужное время в нужном месте, есть ли в нём места или он переполнен. Это наличие и полнота информации о работе маршрутов и их изменениях.
Первыми изменения в качестве обслуживания почувствовали пассажиры маршрутов, которые были переданы частным перевозчикам из «Мосгортранса». На 19 маршрутах (№№ 13, 19, 73, 88, 138, 141, 172, 190, 195, 215, 270, 282, 294, 618, 667, 702, 739, 755, 787) низкопольные автобусы большой вместимости были заменены на высокопольные «фургонобусы» средней вместимости VSN-700 с узким проходом и двумя узкими медленными дверьми. В результате комфорт проезда при наличии стоящих пассажиров, удобство и скорость входа и выхода снизились, а время в пути при большом количестве входящих и выходящих пассажиров увеличилось. Маломобильным пассажирам использовать низкопольную заднюю площадку VSN-700 гораздо менее удобно, чем площадку у средней двери обычного низкопольного автобуса.
Ещё одной особенностью частных перевозчиков в сравнении с «Мосгортрансом», о которой мы упоминали, стали «разорванные кольца»: если одна из конечных маршрута находится на полукольце, то для соблюдения параметров перевозок «новые синие» автобусы подолгу стоят на ней, а иногда высаживают пассажиров и отправляются на обед или в парк. Если на маршрутах №№ 19, 188, 714, 745, где пассажиры бурно негодовали, эта проблема была решена, то на других маршрутах, где пассажиры высказывали тихое недовольство, кольца остаются разорванными.
Сергей Смирнов, заместитель начальника Управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта Москвы:
У перевозчиков появится возможность сконцентрироваться на качестве услуг, а не количестве пассажиров. У компаний не будет необходимости до предела набивать транспорт пассажирами, перевозить людей в плохих условиях, чтобы заработать больше.
Одним из недостатков маршруток было отправление по заполнению, а не по расписанию, что приводило к неравномерности интервалов и в ряде случаев к невозможности уехать с промежуточных остановок. Однако при развозе пассажиров от станций метро по жилым районам это оборачивалось преимуществом: маршрутка отправлялась сразу после заполнения всех сидячих мест. По «новой модели» автобусы должны отправляться определёнными интервалами и выполнять ровно то количество рейсов, которое указано в параметрах перевозок в заключённых контрактах. В ряде случаев параметрами перевозок предусматривалось существенно меньшее количество рейсов, чем необходимо для комфортной перевозки пассажиров. Это привело к давкам и отказам в посадке. То есть не все пассажиры, стоящие на остановке, могли уехать на первом же автобусе нужного маршрута. Перевозчики может и были бы рады не набивать транспорт пассажирами до предела, но такую необходимость им стал диктовать город, задав параметры перевозок.
Пресс-служба Департамента транспорта Москвы:
Государственные контракты предусматривают довыпуск транспорта на линии.
После 2-3 месяцев работы на каждом маршруте мы будем анализировать ситуацию и при необходимости корректировать расписание движения, интервальность и количество транспортных средств. Город берет на себя ответственность за сервис, который предоставляют частные перевозчики.
Действительно, по закону объём закупок по государственному контракту можно увеличить, но не более чем на 10%. Обнаружив недостаток транспортного предложения на маршрутах, городские власти стали пытаться увеличить количество рейсов на таких маршрутах, но из-за ограничения в 10% это не везде давало результат и для помощи частным перевозчикам пришлось привлекать «Мосгортранс», например:
В некоторых районах проблема недостаточного транспортного предложения не решена до сих пор, спустя год после запуска «новой модели». Так, связь метро «Славянский бульвар» с районом Матвеевское обеспечивает частный перевозчик маршрутами №№ 641 (большой вместимости), 329 (средней вместимости) и 641к (малой вместимости). Переполнение этих автобусов и отказы в посадке наблюдаются почти всё время, в том числе поздним вечером и в выходные дни. Это заметил и альтернативный частный оператор перевозок, запустивший «заказные маршрутки» вдоль маршрута № 641, которые практически сразу стали заполняться пассажирами.
На многих маршрутах от метро в жилые районы возникают давки в период с 20 до 21 часа, так как автобусы начинают ходить в 2-3 раза реже, а пассажиров становится не настолько меньше.
И если на маршрутах «Мосгортранса» подобные проблемы могут быть решены в течение нескольких дней или недель, то маршрутам частных перевозчиков на это требуются месяцы, а некоторые из проблем сохранятся на весь пятилетний срок действия контрактов.
«Мосгортранс» сообщает об изменениях своих маршрутов на сайте предприятия и в большинстве случаев развешивает объявления на остановках. Объявления делаются про все изменения: постоянные, долговременные (закрытия движения на несколько месяцев в связи со строительством) и кратковременные (перекрытия движения на несколько часов или дней в связи с проведением мероприятий).
Поскольку заключённые контракты не обязывают частных перевозчиков информировать пассажиров об изменениях, в большинстве случаев они этого и не делают. Поэтому разумно ожидать, что об изменениях маршрутов частных перевозчиков будут информировать городские структуры, ответственные за работу маршрутов по контрактам. Фактически, информация об этих изменениях действительно размещается на сайте «Московский транспорт», но далеко не во всех случаях и часто без указания дат ввода изменений в действие. Так, на ресурсе появились объявления о следующих постоянных изменениях:
О радикальном изменении трассы маршрута № 574 с 1 апреля сообщали в бумажных объявлениях со схемой изменения на остановках, а также почему-то на сайте Департамента транспорта вместо ресурса «Московский транспорт», но уже без схемы.
В то же время о многих постоянных изменениях службы транспортного комплекса не информировали, в частности:
Из долгосрочных изменений веб-сайт «Московский транспорт» сообщил лишь об изменении с 10 июня трассы маршрута № 282 из-за строительства метро «Окружная», но не писал об изменениях трасс и переносах остановок других маршрутов в прочих местах проведения строительных работ.
Информирование о краткосрочных изменениях маршрутов частных перевозчиков на время проведения мероприятий единообразно отсутствует. Например, не сообщалось об изменениях маршрутов:
Получается, что о большинстве изменений маршрутов частных перевозчиков пассажир сможет узнать только в автобусе, когда тот свернёт с привычного маршрута или высадит всех, не доехав до конечной. А пассажир, не дождавшийся автобуса на остановке, сможет только догадываться: то ли все автобусы застряли в пробке, то ли водители бастуют, то ли маршрут изменили. Однако оба этих пассажира, которых заранее не предупредили, что они не смогут доехать куда им нужно, вряд ли будут довольны таким качеством предлагаемой транспортной услуги.
Актуальные поминутные расписания всех маршрутов ГУП «Мосгортранс» по всем остановкам опубликованы на сайте и в мобильном приложении предприятия, и они обновляются автоматически в день изменения расписания. Для маршрутов с большими интервалами движения расписания также размещены на остановках. Актуальные поминутные расписания маршрутов частных перевозчиков не опубликованы нигде. На сайте «Московский транспорт» есть раздел под названием «Расписание и схемы движения наземного транспорта» с таблицей интервалов и времени начала и окончания движения этих маршрутов от конечных остановок, эти же данные размещены на остановочных трафаретах. Однако актуальность этой информации вызывает сомнения. Например:
На остановках для маршрутов частных перевозчиков также указаны только интервалы и время работы, в том числе для редко ходящих маршрутов. Хотя действующий ГОСТ 25869-90 предписывает размещать на остановках поминутные расписания при интервалах более 20 минут. Единственное исключение – неизвестного происхождения самодельное расписание маршрута № 320 на 2-м Мосфильмовском переулке.
Не балуют пассажиров полной и актуальной информацией о расписаниях и сайты перевозчиков. Так, на сайте ООО «Трансавтолиз» указаны лишь интервалы и время начала и окончания движения от конечных. На сайтах ООО «Альфа Грант» и ООО «Транспортная компания "Рико"» приведены поминутные расписания всех маршрутов от конечных, но без указания, зимние они или летние, при этом в расписания включены отправления автобусов на обед и в парк без пассажиров, что делает эти расписания недостоверными. Сайты ООО «Гепарт» и ООО «Транс-Вей» содержат только примерное время начала и окончания движения маршрутов с точностью до получаса и диапазон интервалов на весь день. На сайте ООО «Таксомоторный парк №20» информация о расписании не приводится, а у ООО «Гортакси» и ООО «Автокарз» сайтов и вовсе нет.
При запуске мобильного приложения «Мосгортранса» в марте в него были добавлены трассы некоторых маршрутов частных перевозчиков и их зимние расписания, действующие с октября по апрель. Однако до конца эта работа доведена не была, в приложении до сих пор есть только около половины маршрутов частных перевозчиков и для них приведены зимние расписания, отличающиеся от летних на многих маршрутах.
Сайт «Московский транспорт»:
А чтобы Вы могли заранее планировать поездки, автобусы следуют с обозначенными интервалами движения.
В ответах на обращения граждан Департамент транспорта сообщает, что вопрос публикации поминутных расписаний маршрутов частных перевозчиков им рассматривается, но пока использовать опубликованные интервалы можно лишь с целью не рассматривать маршруты с большими интервалами при планировании поездок, а искать им альтернативу.
Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта Москвы:
Весь подвижной состав частных перевозчиков будет оборудован системой ГЛОНАСС, которая будет отслеживать соблюдение расписания. Сами же пассажиры смогут узнавать о прибытии автобуса на табло на остановках или по мобильному приложению.
Мобильные приложения Яндекса отображают прогноз прибытия как транспорта «Мосгортранса», так и автобусов частных перевозчиков. Но эти приложения начинают строить прогноз только после отправления транспортного средства от конечной остановки, поэтому для пассажиров остановок в начале маршрута они бесполезны и независимо от времени суток показывают только некий усреднённый интервал движения по маршруту. У многих маршрутов «Мосгортранса» межрейсовый отстой предусмотрен только на одной из конечных, а от другой транспорт отправляется сразу после прибытия. Яндекс.Транспорт учитывает это и строит прогноз для остановок после таких конечных с учётом прибывающих на них автобусов, троллейбусов и трамваев. Для автобусов частных перевозчиков это правило не работает, и для построения прогноза нужно дожидаться отправления автобуса от обеих конечных.
Мобильному приложению Citymapper данные о местоположении автобусов частных перевозчиков недоступны, поэтому прогноз их прибытия оно не показывает. В этом приложении на страницах остановок отображается поминутное расписание отправлений автобусов частных перевозчиков, но это не актуальное, а вымышленное расписание, необходимое приложению для построения маршрутов проезда и построенное на основе указанных в контрактах интервалов по периодам суток.
Табло на остановках и мобильное приложение «Мосгортранса» подключены к электронной диспетчерской системе перевозчика и показывают прогноз прибытия только автобусов, троллейбусов и трамваев «Мосгортранса». Прогноз доступен в том числе для конечной, на которой осуществляется отстой транспорта, и для следующих за ней остановок. Опоздания и оперативные изменения расписания отдельных транспортных средств диспетчером в реальном времени также учитываются в прогнозе.
Автобусы частных перевозчиков передают данные о своём местоположении в диспетчерскую систему ЦОДД. Системы «Мосгортранса» и ЦОДД не связаны друг с другом, и поэтому нет никаких оснований полагать, что прогноз прибытия автобусов частных перевозчиков будет отображаться на табло на остановках в ближайшем будущем.
Для маршрутов «Мосгортранса» трафареты на остановках с информацией о маршрутах в основном присутствуют на своих местах и содержат актуальную информацию, а при каких-то изменениях обновляются в течение нескольких дней.
Маршрутам частных перевозчиков в этом смысле не повезло. С самого начала запуска новой модели трафареты на остановках появлялись со значительным опозданием и иногда не на тех остановках, где должны были. Изначально для каждого маршрута выполнялся свой трафарет, в дальнейшем все маршруты частных перевозчиков на одной остановке стали группировать на одном трафарете.
Но изначальные недостатки до сих пор сохраняются: трафареты с маршрутами частных перевозчиков на остановках часто отсутствуют, расположены в неправильных местах, содержат неверные данные, не обновляются при изменении времени начала/окончания и интервалов движения из-за смены зимнего и летнего расписаний или изменения маршрутов. Например:
Автобусы частных перевозчиков совместимы с городским тарифным меню в одну сторону: в них действуют все городские билеты, в том числе Единый на одну поездку, который можно купить у водителя автобуса «Мосгортранса». Но у водителя автобуса частного перевозчика можно купить только билет на одну поездку в автобусе, действующий исключительно в автобусах частных перевозчиков.
Максим Ликсутов, руководитель Департамента транспорта Москвы:
В российской столице частные маршрутные такси и автобусы «Мосгортранса» будут работать в одной цветовой гамме. Пассажир не будет видеть разницы.
Но если пассажир захочет оставить жалобу или предложение по работе автобусов, то лучше бы он увидел разницу, потому что на форме обратной связи на сайте «Московский транспорт» ему предстоит выбрать из муниципального и коммерческого перевозчиков, а затем в зависимости от этого выбора будут предложены разные наборы возможных тем для обращения.
Можно заключить, что пока привести «Мосгортранс» и частных перевозчиков к единым стандартам предоставления услуг не получилось. При этом перевозчики свою часть контракта с городом выполняют: выпускают автобусы на линию, возят пассажиров, принимают городские билеты, стараются соблюдать расписание. А за отсутствие единого информационного пространства по вопросам работы маршрутов всех перевозчиков (трафареты и табло на остановках, расписания, информация об изменениях) и недостатки в организации достаточного предложения транспортных услуг для удовлетворения существующего и потенциального спроса на них должны отвечать городские транспортные структуры.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)