Новая маршрутная сеть Глазова / glazov-transport.ru
Транспортные реформы и изменения в транспортных системах городов в 2023 году стали основной темой VIII ежегодной научно-практической Конференции транспортных инженеров. Одним из ярких моментов мероприятия стала демонстрация карты России с нанесёнными на неё городами, уже вступившими на путь преобразований. Однако точек на ней может стать гораздо больше. Новые меры поддержки позволяют найти ресурсы для проведения транспортных реформ в малых и средних городах.
О том, зачем транспортные реформы нужны, и каких результатов можно достичь, если объединить усилия городского руководства, крупнейших предприятий, активной общественности, показывает пример города Глазова (Республика Удмуртия).
Карта городов с транспортными реформами, составленная РУТ (МИИТ). Глазова на ней ещё нет
На Конференции транспортных инженеров участники сформулировали необходимые требования к транспортным реформам:
Все эти моменты можно увидеть и в транспортной реформе Глазова. О предпосылках к её проведению и основных целях, поставленных перед её разработчиками, уже подробно рассказывалось в ранее опубликованной статье TR.ru — Транспорт в России. Тот материал был подготовлен до запуска активной реформы. На этот раз самое время подробнее остановиться на том, как запускали маршрутную сеть и проводили работу над ошибками.
Запуск транспортной реформы в Глазове наметили на 1 сентября 2023 года. К этому моменту истекали сроки действия ранее заключённых контрактов с перевозчиками и открылось «окно возможностей» для комплексного пересмотра маршрутной сети.
Следует отметить, что она в Глазове изначально не была слишком раздутой. И визуалы, привыкшие оценивать изменения маршрутов в ощущениях «было много линий — стало мало линий», «были номера с буквами — стали без букв» (или наоборот), могут быть разочарованы проведёнными преобразованиями.
Новую маршрутную сеть утвердили минувшим летом. Постановлением администрации города Глазова от 06.07.2023 № 25/10 внесены изменения в городской Документ планирования регулярных перевозок. На его основании провели конкурсы, определившие перевозчиков новой маршрутной сети.
А 31 августа, уже после подписания всех контрактов, администрацией города Глазова подписано постановление № 25/14, утвердившее новый реестр из 12 муниципальных маршрутов.
Фактическая отмена маршрута № 2 «Кольцо» состоялась ещё летом, в июне. Тогда же вместо него начал работу новый маршрут № 6. А маршрут № 2Б «Обратное кольцо» изменил свою трассу: из кольцевого он стал линейным «ул. Калинина — Западная проходная ЧМЗ», поменяв направление движения в районе ул. Калинина, далее по ул. Толстого, ул. Будённого, ул. Сулимова, ул. Пряженникова, Советской ул., ул. Тани Барамзиной.
Не изменился в сентябре лишь основной городской маршрут № 1 «Химмаш — Никольский»: в его трассе даже сохранили отдельные продлённые рейсы в Лекшур и на фабрику «Оскон».
Остальные маршруты изменились с 1 сентября следующим образом:
Ещё один новый маршрут № 1К «микрорайон Западный — Городской пляж», предусмотренный актуальной версией городского реестра, пока не работает. Он не создаст новых связей, а заменит последний действующий в Глазове маршрут по нерегулируемым тарифам № 15 «Западный посёлок — район Левобережья», прекращающий работу с 1 февраля 2024 года. В декабре 2023 года запланирована проведение процедуры заключения муниципального контракта на маршрут № 1К.
Глава города Глазова Сергей Коновалов с самого начала поддержал транспортную реформу и лично освещал все её этапы. В Глазове почему-то не очень любят фотографировать подвижной состав общественного транспорта, поэтому иллюстрацией для многих городских новостей по транспортной тематике стало фото одного из самых новых в городе рейсовых автобусов со страницы главы города ВКонтакте, сделанное, судя по характерным бликам на снимке, из кабины легкового автомобиля.
Глава города вникал во все аспекты транспортной реформы, лично разговаривал со всеми перевозчиками, объяснял им все нюансы работы по новым правилам и убеждал их в принятии участия. Его настроение передалось и сотрудникам администрации, и горожанам.
Администрации города в информационную кампанию удалось вовлечь большинство местных профсоюзов, ветеранских организаций, школьных чатов и других социально активных групп.
Забегая вперёд, и после запуска транспортной реформы Сергей Коновалов не отошёл в публичном пространстве в сторону от её поддержки. В конце первого месяца «перезагрузки» маршрутной сети он сообщил на своей странице ВКонтакте:
— Транспортная реформа — очень сложный проект для города, он требует признания и корректировки возможных ошибок. Спасибо глазовчанам, которые дают обратную связь — по вашим обращениям ориентируемся, где сбоит, а где механизмы удаётся оперативно отладить.
Ядром команды, занимающейся подготовкой реформы, стали сотрудники местной администрации, Проектного бюро Алексея Радченко и OTS Lab. Часть команды работала в городе, часть, в духе времени, — удалённо, что позволило некоторые решения по визуализации тестировать в других городах.
Транспортная реформа, несмотря на всю важность, стала лишь одним из нескольких мероприятий по трансформации городской среды. Поэтому всю информационную кампанию удалось провести без дополнительной нагрузки на городской бюджет в рамках социальных программ, реализуемых основными градообразующими предприятиями при координации Центра развития бизнеса и городской среды города Глазова: «Люди и города» ГК «Росатом», «Радиус доверия» АО «ТВЭЛ» и «Карта добрых дел» АО «ЧМЗ».
Как сообщил глава города Глазова, «Росатом» и ТВЭЛ поддержали проект изменения городских перевозок — в августе в бюджет города поступили средства на изготовление и обустройство остановочных комплексов.
Запуск новой маршрутной сети потребовал обустройства 27 новых остановочных пунктов, а также приведения в более современный вид многих существовавших объектов. 10 старых остались невостребованными. Сначала, до начала изменений на маршрутах, в соответствии с решением комиссии по Безопасности дорожного движения, организовали остановки во временном исполнении — дорожные знаки, отсыпка площадки асфальтовой крошкой, установка бетонных плит. Затем остановки продолжили оборудовать уже по постоянной схеме. Подготовлено техзадание на установку 42 новых павильонов до конца года (27 для новых остановок и 15 для реконструкции существовавших), а в течение двух-трёх лет планируется полностью закрыть потребность в остановочных павильонах на всех маршрутах.
К концу октября проведены конкурсы по остановочным комплексам, контракты заключены. Подрядчики приступили к земляным работам — стартовали с Южного поселка. К остановкам планируется сделать подходы и пандусы, покрыть резиновым покрытием. Всего до конца ноября планируют благоустроить 21 площадку. Параллельно изготавливаются остановочные комплексы — 27 трехметровых павильонов и 15 шестиметровых павильонов.
Информирование: дизайн-макеты и оформление остановок
Основными вызовами для коллектива транспортной реформы стали общая трудоёмкость разработки макетов и выбор мест размещения элементов навигации. Основные постоянные элементы навигации дополнены четырьмя типами временной навигации. Число временных макетов тоже минимизировано для сокращения труда верстальщика.
Вариант дизайна объявления для остановочного павильона
Вариант информационного стенда для информирования об изменениях маршрутов
Наибольшее время заняла разработка дизайна общей схемы маршрутов: итоговый вариант, попавший на остановки и в рекламный буклет, разрабатывался около трёх месяцев. Самым сложным участком оказалась площадь Свободы — на ней сходятся практически все городские маршруты и требуется особо тщательно отображать направления движения транспорта.
Тестирование раннего вида дизайн-макета на одной из остановок
В конце августа на остановках общественного транспорта начали устанавливать информационные стенды. По их поводу изначально были разные мнения, включая использование готовые решения. Однако в итоге пошли собственным путём. Команда Екатеринбург.Дизайн подготовила для команды маршрутной сети Глазова идею бенто-стел. Такая система позволяет легко делать итоговые стелы, максимально автоматизировав процесс. Сами стенды изготовили на местном производстве, их обклеивали и затем уже в собранном виде устанавливали на остановках. К запуску реформы успели подготовить около 100 объектов, но затем охватили ими фактически все остановки, завершив работу к концу сентября.
Макет бенто-стелы
На информационных стендах разместили:
Макет стенда для центральной остановки «Площадь Свободы»
Макет стенда для остановки «Центральная проходная ЧМЗ»
При формировании уличной навигации некоторые однозначно определяемые официальные названия остановочных пунктов упростили — например «Мира», «Короленко», «Калинина» без слова «улица». Также на стендах при необходимости размещали информацию о переименовании или переносе остановок.
Макет для стенда остановки «Калинина» (бывшая «Сбербанк»)
Заполненный макет для упразднённого остановочного пункта
Новое – это хорошо настроенное старое!
Тестовые варианты плакатов
Для информирования пассажиров подготовили макеты раздаточных материалов — лифлеты (складываемые листовки).
Секционирование информационного лифлета
Новые информационные материалы перед установкой на остановочном павильоне
Монтаж городского щита: подготовка отверстий для установки опор.
Важный элемент маршрутной сети — остановочные пункты: это точки входа/выхода пассажиров в транспортную систему. От их состояния и обустройства зависит многое. Ещё в самом начале, когда только были спроектированы трассы маршрутов, команда разработчиков маршрутной сети создала реестр всех остановок в городе с их параметрами. Сначала в него занесли все данные, имевшиеся на тот момент (количество маршрутов, пассажиропоток, состояние остановочного пункта). Дальше в этот же файл вошли идеи по переименованию, по списку макетов для каждой остановки, статус проверки. Отфильтровывая значения, стало возможным понять приоритет и вес остановок, и решать такие вопросы, как выбор топ-10 остановок для расстановки волонтёров или топ-50 для первоочередного оборудования стендов.
Любые информационные материалы, «завязанные» на инфраструктуре — извечная головная боль для команды, запускающей реформу. Статус объектов (новые остановки, разворотные площадки, дорожные знаки и разметка для новых поворотов и других манёвров), изначально предусмотренных в разработанной маршрутной сети, постоянно меняется. В самый последний момент может не оказаться согласования ГИБДД, или строители, вышедшие на объект, не успеют его обустроить до нужного состояния ко «дню икс». Какой вариант отрисовать — стремительно устаревающий «факт», идеалистичный «план» или «план» с минимумом наиболее реалистичных ожиданий? Общего решения нет. Иногда ходы ва-банк «а мы уже нарисовали на схеме» помогают убедить и мотивировать смежников проделать свою часть работы, но порой это может так и остаться темой для риска срыва всего запуска и срочным печатанием/наклеиванием «заплаток» в информационные материалы накануне события.
Варианты логотипа транспорта Глазова
Эстетическая составляющая информирования тоже не всегда сводится к консенсусу: дискуссии на темы цветовых решений, текстов слоганов, логотипов прекратились только перед самым дедлайном.
Макет информационного плаката
Макет бокового маршрутного трафарета для автобусов маршрута № 4
Накануне запуска новой маршрутной сети в Глазове изменились тарифы на проезд в общественном транспорте. Но индексация не была связана напрямую с процессами, происходящими в городе: новый прейскурант внедрили по всей Удмуртии.
Для стимулирования роста доли безналичных платежей пассажирам, пользующихся «цифровой» оплатой проезда, предложили более выгодные условия.
С 21 августа разовый билет подорожал c 29 до 31 руб., но при безналичной оплате проезда стала доступна скидка в 1 руб.
В первые же дни сентября от пассажиров-глазовчан поступили предложения по расширению тарифного меню. Пока что они не реализованы.
В августе в Глазове запустили специальный сайт с информацией о транспортной реформе glazov-transport.ru.
Ещё 13 августа глава города объявил, что этап полного внедрения изменений с заменой транспорта и созданием цифровых сервисов продлится с 1 сентября 2023 года по 31 января 2024 года.
С 14 августа в группе администрации города в соцсети ВКонтакте и на официальном портале начали регулярно подробно разъяснять новые условия работы автобусов.
24 августа глава города рассказал о транспортной реформе и ответил на вопросы горожан в соцсети ВКонтакте.
В конце августа в городе заработала горячая линия по вопросам транспортной реформы по номеру (34141) 3-53-00.
Для ответов на вопросы горожан были подготовлены два уровня операторов: для упрощения ответов на вопросы сформировали специальные скрипты.
В пиковые дни на горячую линию и сайт обращалось до 1500 человек.
Ещё одним заметным средством коммуникации с жителями стало точечное информирование — рассылка в чатах школ, садов, вузов, предприятий и других организаций.
В последние дни перед запуском новой маршрутной сети и в первые дни её работы, с 28 августа по 3 сентября на самых оживлённых остановках города работали волонтёры. Они помогали пассажирам сориентироваться в изменениях: раздавали информационные буклеты и отвечали на вопросы.
Обучение помощников транспортной реформы активно велось в августе.
Инструктаж волонтёров
Волонтёр перед началом работы
Около 30 тыс. лифлетов (складных листовок) раздали на предприятиях, на улицах, в МФЦ, школах и почти всех точках притяжения. При этом раздаточные материалы передали и перевозчикам, включая пригородных, для раздачи у себя в салонах. Треть города получила в руки схему новых маршрутов, расписание и детали реформы.
Итоговый макет лифлета (на оборотной стороне — схема маршрутов)
Обратная сторона лифлета — схема маршрутов
Около 2000 подъездов (практически все многоквартирные дома Глазова), основные ключевые точки притяжения, включая вокзал, а также салоны автобусы оклеили большими плакатами с информацией об изменениях и новой схемой.
Работа волонтёров пригодилась и в последующие недели после запуска маршрутной сети. Их стали использовать для изучения мнения пассажиров о работе маршрутов.
Часто в первые дни транспортных преобразований для пассажиров предоставляют какие-то льготные условия проезда. Такой подход позволяет и пассажирам лучше ознакомиться с новым (обновлённым) сервисом, и транспортникам устранить нередко возникающие шероховатости в работе новых транспортных проектов.
В Москве в 2016 году первый месяц работы Московского центрального кольца (МЦК) был бесплатным для пассажиров, да и в 2023 году на замкнувшейся Большой Кольцевой линии метро первые пять дней турникеты на вход отключили.
В Глазове 1 сентября совпали первый день транспортной реформы и первый день нового учебного года. Поэтому в День знаний для более комфортного знакомства с обновлёнными маршрутами и расписаниями для всех школьников-глазовчан проезд сделали бесплатным.
До конца ноября в Глазове планировали заменить практически весь подвижной состав. По условиям подписанных контрактов, перевозчики обязаны за счёт собственных средств обеспечить обновление парка маршрутных транспортных средств и ввести их в эксплуатацию в срок до 30 ноября 2023 года. При этом техника не обязательно должна быть прямо «с завода»: главное, чтобы автобусы были выпущены не ранее 2021 года.
Первые в этом году три новых автобуса Yutong ZK6890HGQ появились в Глазове ещё в начале августа. Для удобства пассажиров в автобусах предусмотрен низкий пол, широкая средняя дверь, пандус и площадка для колясок, электронный маршрутоуказатель с трёх сторон.
За исключением маршрутов №№ 2 и 6, где контрактами предусмотрена работа малого класса, на всех направлениях новой маршрутной сети должны работать автобусы среднего класса (низкопольные или частично низкопольные), вмещающие не менее 52 пассажиров, длиной не короче 7,6 м и экологическим классом не ниже Евро-3. На маршрутах №№ 2 и 6 будут работать газомоторные автобусы малого класса длиной от 5,5 до 6,7 м, вместимостью от 22 мест, с 19 местами для сидения и экологическим классом не ниже Евро-3.
Макет объявления для размещения в салонах автобусов, работающих без кондукторов
Замена глазовского автобусного парка на современный началась в 2022 году, когда ИП Чупин В.В. приобрёл 10 автобусов ПАЗ-320435-04 «Vector Next». Они и далее смогут продолжать работу на маршрутах, обслуживаемых предпринимателем.
Одновременно с обновлением подвижного состава транспорт станет «видимым» на картах для всех — глазовчан, администрации города, региональных Минцифры, Миндортранса,: все перевозчики должны оснастить автобусы датчиками ГЛОНАСС, как это уже произошло с маршрутами №№ 1, 3, 5 и 7, обслуживаемыми самым «продвинутым» глазовским перевозчиком ИП Чупиным В.В. На основании отчётов из электронных систем РНИС будет распределяться и субсидия по перевозкам по льготным категориям пассажиров.
Подвижной состав транспорт Глазова стал обновляться
Проведение транспортной реформы в Глазове позволило перевозчикам воспользоваться федеральными мерами поддерки: Минтранс Удмуртии подтвердил заявки трёх перевозчиков на приобретение подвижного состава в лизинг в рамках федеральной программы — инвестпроекта ГТЛК с использованием средств ФНБ, глазовчане попали в дополнительный набор (основной пул заявок Минтранс России сформировал весной, когда у перевозчиков Глазова не было на руках долгосрочных контрактов). Четвёртый перевозчик, заключил лизинговое соглашение с иной компанией. В связи с загруженностью автобусных заводов выполнением заказов по программам БКД, ФНБ и СКК почти для всех регионов страны, сроки поставки техники в Глазов могут сдвинуться на более поздний срок.
Хотя маршрутная сеть объявлена введённой с 1 сентября, администрация Глазова оставила за собой право на донастройку сети, объявив, что первые два-три месяца будут накатывать новые маршруты и проверять, правильно ли рассчитаны пассажиропотоки, хватает ли автобусов на линии, все ли направления востребованы пассажирами.
В первые же дни появились запросы по корректировке движения маршрута № 8. Их администрация города пообещала проработать в течение двух месяцев с перевозчиком и экспертами.
В то же время опрос пассажиров, проведённый командой реформы через месяц после запуска, показал высокий CSI (индекс удовлетворённости клиентов).
В конце первого месяца реформы, 26 сентября, глава Глазова сообщил о ходе транспортной реформы. Он отметил, что не со всеми перевозчиками будет «по пути»: на это указывают и отклонения от установленных в расписании интервалов, и отсутствие на линии необходимого количества единиц техники, и самовольный уход автобусов с рейса. Уже 5 октября администрация города Глазова расторгла контракт с ИП Масленниковым Д.В. на право обслуживания маршрута № 2Б (2). Этому предшествовала проведённая 13 сентября уполномоченным органом администрации проверка, показавшая, что режим работы на маршруте не соблюдается. А 20 сентября перевозчик уведомил городскую администрацию, что с 1 октября считает невозможным дальнейшее исполнение условий контракта, так как Минтрансом Удмуртии ему отказано в предоставлении субсидий. Проверка от 2 октября показала, что перевозчик прекратил работу по маршруту.
5 октября Сергей Коновалов снова в эфире ВКонтакте обратился к теме транспортной реформы, но на этот раз ей был уделён не весь выпуск, а чуть менее трети времени. Он отметил, что есть и жалобы, и положительные отзывы, и подводить итоги реформы можно будет ближе к концу срока переходного периода — в конце января.
Наибольшее количество жалоб приходилось на маршруты №№ 2, 8, 10. Администрация приняла решение включить бывшего перевозчика маршрута № 2 в реестр неблагополучных перевозчиков, что закрыло ему возможность для участия в новых конкурсах. После того, как временным перевозчиком «прикатается» расписание, администрация в спокойном режиме планирует проводить новый конкурс. По другим маршрутам проблемы постепенно решаются, и перевозчики выражают готовность к исправлению ситуации. Положительно глава города отметил работу маршрутов №№ 1 и 7, а также № 11.
Глава города передал спасибо волонтёрам, проводящим опросы качества работы маршрутов на остановках и автобусах. «Сетевой» опыт анализа откликов оказался неполным: как оказалось, в соцсетях люди больше настроены давать отрицательную связь и пассажиров, кому удобна новая схема проезда, через соцсети не выявить.
14 октября Сергей Коновалов на своей странице ВКонтакте сообщил, что автобусы городских маршрутов №№ 1, 3, 5, 7 начали отображаться на Яндекс.Картах. Первыми датчики ГЛОНАСС установил и подключился к региональной системе навигационного контроля ИП Чупин В.В. Как сообщил глава города, в сервис Яндекса выдаются те маршруты, где интервал и расписание стали приближаться к требуемым. Глава Глазова анонсировал появление до конца года мобильного приложения о транспорте города с возможностью отслеживания маршрутов онлайн. В регионе приложение «Удмуртия транспорт» с этого года начало работать в транспорте Ижевска
Изменения маршрута № 8 ввели с 1 ноября. После остановки «КЦ Россия» автобусы стали продолжать движение по Советской ул. до остановки «Пряженникова», затем с поворотом на ул. Пряженникова через остановки «Наговицына» и «Администрация», далее прежним маршрутом по путепроводу на ул. Циолковского. На ул. Кирова маршрут больше не заходит, автобусы не останавливаются на остановках «Школа №3» и «ЛДС Глазов Арена». Как сообщил глава города Глазова, изменения приняты в связи с большим количеством обращений жителей, в том числе от родителей и учащихся школ №№ 12 и 13, ФМЛ, проживающих в Южном поселке и в Штанигурте. На информационных стендах появились актуальные схемы маршрутной сети, а за неделю до изменений пассажиров о предстоящих изменениях начали предупреждать кондукторы и водители автобусов.
Остановочный пункт «Барышникова». Фото со страницы Сергея Коновалова ВКонтакте
Схема изменения маршрута № 8. Фото со страницы Сергея Коновалова ВКонтакте
В Глазове, как и во многих малых городах страны, цифровизация пассажирских перевозок до реформы поддерживалась на очень низком уровне. Это неизбежно повлияло на качество исходных данных для прогнозирования будущих пассажиропотоков. Поэтому чем город лучше и полнее подготовится к реформе — тем лучше. Но если этот процесс не видится очень быстрым — то выгоднее пойти по пути начала преобразования и быть готовым г донастройке первоначальных параметров. Они, как и в Глазове, понадобятся при отсутствии достаточного количества ГЛОНАСС-треков, без использования датчиков пассажиропотоков, отсутствия возможности привязки данных транзакций безналичной оплаты проезда к остановкам.
По оценкам команды глазовской маршрутной реформы, количество собранных данных, несмотря на использование всех доступных источников, оказалось не выше 10% от реально происходящих в городе процессов. И в любых других городах будет присутствовать фактор неожиданности — никакие опросы, никакие подсчёты волонтёрами не дадут полной картины передвижений, всегда оказывается какой-то объём неучтённых пассажиров. Однако полнота данных и натурных наблюдений напрямую зависит от сроков их накопления и наблюдения, и затраты на их получение тоже при этом растут — в результате можно выйти за рамки выделенного бюджета на проведение изысканий.
Любая транспортная реформа подразумевает «по умолчанию», что новая маршрутная сеть будет формироваться на конкурсной основе и потенциально на любой маршрут может заявиться любой претендент. Но, как правило, «из ниоткуда» перевозчики тоже не появляются, поэтому игнорировать возможности и интересы тех, без кого транспортная реформа в буквальном смысле не поедет — не лучший вариант.
На маршруте № 4 к началу октября вскрылась другая проблема — болезнь нескольких водителей. Их небольшому транспортному предприятию оказалась подменить нечем. На маршрутной сети с выпуском около 40 автобусов в будние дни работает по контрактам четыре перевозчика, поэтому возможности каждого из них достаточно ограничены. «Помочь» работе «четвёрки» предпринимателям с других маршрутов, как предложил глава города, с организационной точки зрения трудно: водители трудоустроены в других организациях.
Вообще, поведение перевозчиков, участвующих в выполнении муниципального заказа, при полной оплате транспортной работы (брутто-контракты) и частичной компенсации (нетто-контракты) будет совершенно разным: во втором варианте заработок перевозчика остаётся всецело проблемой перевозчика.
В Глазове перешли на долгосрочные контракты, но при этом их финансирование со стороны городской администрации фактически не предусмотрено: в общем случае, пять лет перевозчики будут работать на каждом из маршрутов за… 10 рублей. При такой финансовой модели невозможно требовать от перевозчиков выполнения рейсов в часы с низким пассажиропотоком: штрафные санкции при такой стоимости контракта фактически нулевые, зато расходная статья перевозчиков гораздо заметнее. За рамками суммы контрактов остаётся распределяемая субсидия за перевозку льготных категорий пассажиров.
В эфире 5 октября Глава Глазова упомянул о том моменте, что при изменении маршрутов часть пассажиропотока может теряться и неизбежна стадия «накатки» маршрута. Она не везде проходит равномерно: где-то у перевозчика есть «воздушная подушка», чтобы временно работать фактически себе в убыток, а кто-то себе такого позволить не сможет. По практике больших и малых городов, «накатка» может продолжаться по три-шесть месяцев. Симптоматично, что 10-рублёвые контракты, предложенные перевозчикам администрацией Глазова, такой помощи в раскатке маршрутов не предусматривали. В итоге жалобы на плохое и нестабильное транспортное обслуживание первых недель работы новой маршрутной сети бумерангом вернулись в администрацию. Красивые и наглядные схемы маршрутов не дали пассажирам другого — понимания точного времени отправления автобусов от остановок и надёжности выполнения расписания.
«Серые» схемы работы, недокументированные возможности расписаний, и другие негативные нюансы можно побороть при проведении реформы лишь предложив интересантам более выгодную альтернативу — а для этого надо их как минимум учитывать. Иначе можно получить нормативные графики, не работающие без серьёзных субсидий или полной перестройки системы управления водителями.
Ещё одной особенностью Глазова как небольшого города, стала «нерабочесть» некоторых принципов формирования маршрутных сетей в больших городах. Например, заложенная в столичную маршрутную сеть «Магистраль» идея «сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться на общественном транспорте быстрее и предсказуемее» в масштабах Глазова или других городов с несколькими десятками тысяч жителей даёт скорее негативный эффект — потоки на большинстве направлений оцениваются всего лишь десятками пассажиров в час, и на этом фоне сделать крюк к какой-то отдалённой остановке потребует лишь несколько минут, но прирост пассажиров даёт без увеличения потребностей в подвижном составе: места в салоне всё равно хватает всем. Эффект больших чисел, позволяющий скрыть просчёты в проектировании сети в городе с сотнями маршрутов, в малых городах очень виден: некоторые водители знают своих пассажиров чуть ли не поимённо.
Время в больших и малых городах течёт тоже, как показывает практика, вопреки физическим законам, течёт по-разному, что влечёт и разные потребности в распоряжении им. Поэтому ответы на вопрос «что лучше — чуть пройти и доехать быстрее или подождать и доехать позднее, но никуда не ходить?» в условиях Москвы или другого города-миллионника будут склоняться к первому варианту, а в условиях Глазова — ко второму: поехать кругами, но зато добраться без пересадки или подъехать ближе важнее.
Климатические особенности городов тоже требуют учёта при формировании расписания. В зимнее время из-за снежного наката и гололёда маршрутная скорость может падать на 10-20%. Обычно в малых городах это не требует дополнительного привлечения подвижного состава, но требует составления отдельных, более спокойных, маршрутных графиков.
На этапе выхода «в продакшн» по финансовым или технологическим ограничениям часть идей пришлось реализовать в сокращённом виде:
Однако и то, что сделано, встречалось далеко не в каждом более крупном городе, пошедшем по пути транспортной реформы.
В то же время опыт отказа на этапе запуска от размещения расписаний на остановках с заменой их интервалами движения, оказался скорее положительным. Не все перевозчики захотели или смогли соблюдать разработанные графики движения, а штрафовать их по контракту стоимостью 10 рублей достаточно бесполезно, как и расторгать контракт.
Пример Глазова показывает, что транспортную реформу даже в небольшом городе можно провести со смыслом, эффектом и в условиях не самого большого бюджета. И вынужденное применение «экономвариантов» — гораздо лучше, чем не делать ничего.
Иллюстрации для статьи предоставлены сотрудниками Проектного бюро Алексея Радченко.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)