Нелёгкий выбор: какое российское ПО выбрать для транспортного моделирования?

  • Павел Яблоков
    7 февраля 2024 г. — 14:40
    425
    Иллюстрация: 

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан / transport.bashkortostan.ru

    Уже через несколько недель в российское транспортное планирование полноценно войдут новые типы документов — региональные комплексные планы транспортного обслуживания (РКПТО) и региональные стандарты транспортного обслуживания населения (РСТО). С 1 марта 2024 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…»: в него добавляются положения, регулирующие принятие и реализацию этих документов транспортного планирования.

    Квалифицированная разработка системообразующих документов для долгосрочного развития систем транспорта невозможна без качественного моделирования с помощью специализированного программного обеспечения. Заказчики могут выбирать уже между несколькими программными решениями, которые были рассмотрены на Экспертном совете Минтранса России по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации. Однако, вопреки заблуждениям, ни одно из них не получило эксклюзивной рекомендации для использования при разработке документов транспортного планирования. Этот выбор заказчики работ должны сделать самостоятельно.

    Документы планирования и экспертный совет

    Базовыми документами для планирования транспортных систем региона (города, агломерации) являются:

    • программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ);
    • комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД);
    • комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ);
    • региональный комплексный плат транспортного обслуживания населения (РКПТО).

    Несмотря на существующие общие требования к документам транспортного планирования, практика показывала, что в зависимости от того, как сформировано техническое задание, и того, кто являлся исполнителем, качество работ могло существенно отличаться. Учитывая, что именно на основе таких документов как ПКРТИ и КСОТ принимаются решения об инвестировании сотен миллионов и даже миллиардов рублей из бюджетов различных уровней, включая федеральный, естественно возникла необходимость как-то упорядочить данный процесс. Поэтому в 2021 году и был создан Экспертный совет Минтранса России по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов Российской Федерации, который является постоянно действующим экспертным органом в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

    Как указано на сайте Минтранса России, основным видом деятельности Экспертного совета является рассмотрение и оценка следующих документов транспортного планирования:

    1. программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, разработанных для субъектов Российской Федерации и городских агломераций;
    2. комплексных схем транспортного обслуживания населения общественным пассажирским транспортом, разрабатываемых для субъектов Российской Федерации, городских агломераций;
    3. комплексных схем организации дорожного движения, разрабатываемых для городских агломераций.

    В 2023 году Экспертный совет продолжил активную работу — всего было проведено 10 заседаний, на рассмотрение поступило порядка 33 документов транспортного планирования из 21 региона, часть из которых направлялась дважды — в том числе после доработок. Не в последнюю очередь необходимость доработок документов была вызвана некачественным математическим транспортным моделированием.

    Деятельность Экспертного совета является публичной — протоколы заседаний регулярно публикуются на сайте Минтранса России в специальном разделе.

    Отечественное ПО для транспортного моделирования

    Ставшие актуальными после февраля 2022 года вопросы импортозамещения коснулись и рынка программного обеспечения, необходимого для проведения математического моделирования в рамках создания проектов документов транспортного планирования — иностранные производители программного обеспечения покинули российский рынок. Несколько команд российских разработчиков стало готовить свои решения в этой области.

    С учётом этого, помимо основной повестки Экспертный совет в 2023 году также рассмотрел на своих заседаниях уже подготовленные российские программные продукты математического транспортного модерирования — RITM³, ТрансНет и STSDsysR.

    Как следует из решений, зафиксированных протоколом заседания Экспертного совета №ВЛ-74 от 20.12.2023, никаких итоговых рекомендаций по использованию программных продуктов Экспертным советом представлено не было. Резолютивная часть в отношении всех трёх программных продуктов с конца декабря установлена одинаковой: «принять к сведению представленную информацию о программном обеспечении математического транспортного моделирования <название продукта>». Таким образом, была аннулирована поддержка по использованию некоторых программных продуктов, ранее указанная в протоколах №ВЛ-44 от 29.08.2023 и №СС-62 от 27.11.2023.

    Тем самым главной целью демонстрации продуктов членам Экспертного совета стало обозначение конечным потребителям в виде представителей регионов и крупных агломераций, что решения для транспортного моделирования на рынке вообще есть, и даже существует выбор.

    Предположительно декабрьское решение Экспертного совета было сделано с учетом того, что российский рынок программного обеспечения активно развивается, и воздействовать на него каким-либо образом сейчас нецелесообразно, так как в любой момент могут появиться новые или существенно доработанные программные продукты, и в конечном счете выбор должны сделать конечные потребители.

    Все представленные разработки объединяют:

    • принадлежность ПО к программному обеспечению отечественного производства и его соответствие требованиям Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической безопасности критически важной инфраструктуры»;
    • возможность применения ПО для разработки документов транспортного планирования.

    Две из трёх систем, представленных Минтрансу России также позволяют применять ПО для экспертизы документов транспортного планирования, а также для разработки и экспертизы документации по организации дорожного движения и документации по планировке территории.

    Другие функциональные возможности продуктов, продемонстрированные и зафиксированные протоколами Экспертного совета №ВЛ-44 от 29.08.2023, №СС-66 от 02.11.2023 и №СС-62 от 27.11.2023, различны. В частности, программное обеспечение математического транспортного моделирования RITM³ обеспечивает:

    • кроссплатформенность ПО, подразумевающую возможность использования, в том числе, на базе российской ОС Astra Linux;
    • платформенную архитектуру ПО, обеспечивающую возможность не только моделирования, но и мониторинга и управления транспортным комплексом внутри единой экосистемы;
    • возможность применения ПО для разработки и экспертизы проектов по разработке и управлению интеллектуальными транспортными системами;
    • возможность импорта данных и процедур ранее выполненных расчётов в PTV Visum.

    Наличие последней опции особенно важно, так как большинство транспортных моделей выполнено в этом ПО, а также в нём привыкло работать подавляющее число транспортных инженеров.

    Согласно пп. 2.4 и 2.5 Положения об Экспертном совете, утверждённом Приказом Минтранса России от 08.07.2021 № 229, экспертный совет может давать рекомендации только относительно проектов документов транспортного планирования:

    • Минтрансу России — о возможности согласования проектов документов транспортного планирования;
    • уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям — о необходимости (либо об отсутствии необходимости) доработки представленных проектов документов транспортного планирования;
    • уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, проектным организациям, выполняющим разработку проектов документов транспортного планирования, и иным организациям — о направлениях и порядке доработки проектов документов транспортного планирования (при необходимости);
    • уполномоченным органам местного самоуправления — о возможности согласования, необходимости (либо об отсутствии необходимости) доработки представленных программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов и поселений, комплексных схем организации дорожного движения, разрабатываемых для территорий одного или нескольких муниципальных образований, имеющих общую границу.

    Оценка и рекомендации программного обеспечения для математического транспортного моделирования не входят в функции Экспертного совета.

    Тем не менее, в ряде СМИ (в частности, публикации Cnews от 16.01.24) некорректно указывается, что определённое ПО было рекомендовано Экспертным советом Минтранса России, что не соответствует действительности — в качестве основания указывается уже не действующая к моменту публикации редакция документа, более того и в ней однокоренного с «рекомендацией» слова в отношении продукта не упоминалось. Будьте бдительны, отдельные распространители ПО могут попытаться ввести вас в заблуждение.

    Выбор исполнителя работ по подготовке документов транспортного планирования с использованием математического транспортного моделирования заказчики работ должны сделать самостоятельно.

    Более подробно с предлагаемыми решениями можно ознакомиться на сайтах производителей, а также на профильных мероприятиях, в частности на конференции и выставке «ИТС регионам» в Перми 25-28 марта 2024 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Организации: 

    Комментарии

    Комментарии (0)