Столичный Департамент транспорта объявил о замене троллейбусов в центре автобусами

  • Павел Яблоков
    23 марта 2016 г. — 21:21
    2736
    Иллюстрация: 

    Троллейбусные линии в центре Москвы будут сняты. Их заменят новыми автобусами с двигателями экологического стандарта Евро-5. Об этом в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил глава столичного Дептранса Максим Ликсутов.

    В ходе эфира Максим Станиславович, в частности, сказал:

    «...Мы в городе заинтересованы в том, чтобы от транспорта, от общественного транспорта в первую очередь, как можно было меньше выбросов, то есть транспорт был максимально экологичный... И, конечно, основная часть у нас загрязнений, в том числе, от транспорта, но могу сказать, что это точно не от общественного транспорта, как многие говорят».

    «На месте любых маршрутов, которые отменятся, троллейбусные, будет большое количество современного подвижного состава, и ни один маршрут, который был троллейбусный, он никуда не пропадет... Современный подвижной состав – это новые автобусы российского производства с двигателем «Евро-5».

    «У нас крайне изношена троллейбусная контактная сеть, которая, к сожалению, даёт почти 30-процентные потери электроэнергии. Миллиарды, которые надо проинвестировать в обновление контактной сети, в строительство новых питающих подстанций — это, конечно же, окажет влияние на стоимость проезда».

    «Могу сказать, что скорость движения при этом увеличится. И для автомобилистов, которые будут ездить, исходя из тех проблем, которые всё-таки с уменьшенной маневренностью троллейбуса есть, общее движение будет лучше».

    «У нас эффективно работающий трамвай в городе. Мы вкладываем много денег в то, чтобы, первое, количество электротранспорта в городе не уменьшится. Там, где действительно есть потребность в увеличении объема перевозок, например, в первую очередь трамвая, у нас очень эффективно он работает. Рост объема перевозок с 2010 года по 2015-й составляет почти 20 процентов.... Мы вкладываем много денег в то, чтобы его реконструировать. Мы реконструируем трамвайные пути, мы реконструируем остановки, покупаем новый, низкопольный трамвай. В этом есть перспектива. Мы увеличиваем количество мест».

    «Если говорить про развитие электротранспорта, особенно колесного электротранспорта, такой, как троллейбус, то следующий этап, который как-то, так скажем, в мировом общественном транспорте, это этап электробуса. Полностью на электрических, на аккумуляторах автобус. Мы очень ждем такой техники. Нам обещал ряд российских производителей эту машину предоставить еще в прошлом году на тестирование. Потому что действительно в условиях Москвы работающий на аккумуляторах автомобиль — надо попробовать, как он будет себя вести летом, как будет вести себя зимой. Потому что разные режимы отопления. Говорят, что может работать».

    «Но при этом все равно мы говорим о том, что перспектива электробуса в Москве есть, как только [он] будет качественный. Мало того, когда мы, конечно, формировали техническое задание на электробус, мы понимаем, что сейчас есть электробусы с автономным ходом около 250 километров».

    Ранее TR.ru уже писал о планах столичных властей убрать троллейбусы с Тверской улицы, Нового Арбата и Воздвиженки, Сретенки, Волхонки, Малой Дмитровки, а также с Кремлёвского кольца (Новая площадь, Кремлевская набережная, Театральный и Китайгородский проезды, улицы Моховая и Охотный ряд), а также Бульварного кольца.

    Провода не такие и старые

    Между тем, далеко не на всех приговорённых к снятию участках используется старая контактная сеть. На улицах Воздвиженка и Новый Арбат её меняли в 2010-2011 годах, а на Тверской улице регулярно обновляют после дня города. Также в 2011 году обновляли провода на обрывающейся ныне «в никуда» линии по Большому Каменному мосту и улице Варварка (продолжения линий по улицам Пятницкая и Большая Ордынка демонтированы в ходе благоустройств 2014-2015 годов). Обновляли в начале 2010-х годов и провода на Покровке с Маросейкой. Они были демонтированы в 2014 году, не отслужив положенного срока службы.

    Неподтверждаемое Департаментом транспорта снятие троллейбусов с Садового кольца, возможно, будет перенесено на 2017-2018 годы, когда должно закончиться его благоустройство. По проекту организации движения на период эксплуатации (в полную силу вступающим после завершения реконструкции) предусмотрено снятие троллейбусного движения по всей протяжённости Садового кольца.

    Страдает от потерь — но не троллейбус

    Используя аргумент изношенности контактной сети троллейбуса в качестве причины его снятия, транспортное руководство города тем самым в нелучшем свете представляет и другой вид городского электротранспорта. Речь про трамвай, который также не может работать без контактной сети, и при этом использующий изнашиваемые со временем трамвайные пути. Это значит, что в любой момент, ощутив «дыру в кармане», столичные власти могут объявить о снятии и трамвая. Пока же в отношении рельсового собрата есть планы о восстановлении ранее снятых линий.

    Высказывания чиновников о высоких потерях электроэнергии в троллейбусных сетях сами по себе не говорят ни о чем, кроме нежелания оставлять троллейбусные линии. Потери есть и в электросетях московского метро и трамвая. Да и двигатели внутреннего сгорания у автобусов имеют коэффициент полезной деятельности , весьма далёкий от 100%. Важен не сам по себе процент потери электроэнергии, а общие затраты на перевозку пассажиров.

    Кто виноват и что делать

    Последние заявления о судьбе «рогатых» в центре Москвы поднимают актуальные вопросы:

    • кто довёл самое крупное троллейбусное хозяйство мира («Царь-троллейбус») до нынешнего состояния;
    • откуда у города имеются деньги на закупку дополнительных автобусов вместо троллейбусов;
    • почему не состоялись в полном объёме закупки троллейбусов в 2015 году.

    Программа по благоустройству столичных улиц имеет бюджет в несколько десятков миллиардов рублей на этот год. Этих денег с лихвой хватило бы на закупку новых троллейбусов и обновление троллейбусной инфраструктуры. Теперь же в любом случае предстоят немалые траты на закупку десятков автобусов для замены троллейбусов в центре города. 

    В прежние годы руководство города утверждало и целевые программы, адресно посвящённые работе электротранспорта. В частности, Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1283-ПП была утверждена «Городская целевая программа повышения надёжности энергоснабжения наземного городского пассажирского электрифицированного транспорта в городе Москве на 2010-2012 гг.». К результате в полной мере программа не была реализована из-за кадровых изменений в составе московского правительства.

    Автобус европейского уровня

    Очевидно, что решение властей о снятии троллейбуса принято не совсем по тем причинам, которые озвучиваются публично.

    Кроме того, в Санкт-Петербурге надавно начат выпуск троллейбусных спецчастей, не уступающих чешским аналогам. В то же время в радиоэфире станции «Говорит Москва» главный столичный транспортник упоминал наличие иностранных компонентов в автобусах Евро-5:

    «...Я читал комментарии, что в автобусе пахнет бензином или еще чем-то. Но возьмите новый современный автобус производства… Допустим, конкурс, который последний у нас был, это выиграл ЛИАЗ, который производит автобусы. Там двигатель «Евро-5». Производство, насколько мне память не изменяет, фирмы MAN, подвеска Ztf. Это отличный, европейского уровня автобус, который полностью обеспечивает все максимальные нормы по экологии».

    Примечательно, что ещё 16 марта Департамент транспорта наличие планов по снятию троллейбуса в центре Москвы отрицал. Но из планов работ столичных строителей следует, что троллейбусные линии в центре начнут снимать уже в мае — благодаря или вопреки аргументам и возражениям чиновников и пассажиров.

    Регионы: