В Санкт-Петербурге и Липецке снимают троллейбусные провода, а в Братске ликвидируют «беспроводной» маршрут

  • Павел Яблоков
    31 мая 2018 г. — 23:58
    840
    Иллюстрация: 

    Олег Соловьёв / СПб ГУП "Горэлектротранс" / ВК

    В Санкт-Петербурге и Липецке в мае приступили к ликвидации троллейбусных линий. А в Братске по техническим причинам пришлось отказаться от маршрута с участком автономного хода.

    Липецк: инфраструктуру – в лом

    Троллейбусное движение в Липецке было закрыто 15 августа прошлого года, а затем город избавился и от немногих оставшихся троллейбусов. «Безработные» провода контактной сети продолжали висеть молчаливым укором всю зиму и осень. Но до наступления новых холодов облик улиц Липецка преобразится.

    Массовый демонтаж проводов с последующей продажей в цветной лом позволит выручить для МУП «Липецкпассажиртранс» дополнительные средства на погашения лизинговых платежей за полученные в прошлом году автобусы. Работы начались перед 9 мая на площади Победы, затем после майских праздников они перешли на проспект Победы. За ближайшие три месяца будет произведён полный демонтаж контактной сети – 200 км проводов, а также будут убраны опоры контактной сети.

    «Чистое небо»: эпизод первый?

    В Санкт-Петербурге проект «Чистое небо» по освобождению исторической застройки от визуального «мусора» в виде троллейбусной сети начался у Казанского собора. Именно там были в последние дни мая демонтированы провода в районе конечной остановки маршрута № 17 «Ул. Костюшко – Казанский собор».

    Сам маршрут продолжил работу, перейдя на обслуживание электробусами с динамической зарядкой из числа полученных за последний год 115 ТролЗа-5265.08, ТролЗа-5265.02 и БКМ-32100D. Держатели контактной сети крепились непосредственно к зданию Казанского кафедрального собора, памятника архитектуры, построенного в 1801-1811 гг. На автономном ходу электробусы следуют с Невского просп. по Казанской ул., наб. Канала Грибоедова, пер. Сергея Тюленина. На этом участке расположены остановки «Казанский собор» и «Казанская ул., 7». С питанием от контактной сети электробусы следуют от остановки «Гороховая ул.» в сторону ул. Костюшко.

    Ранее сообщалось о планах по демонтажу контактной сети по всему Невскому просп. и Петроградской стороне, но окончательное решение по этому вопросу не принято. Известно только то, что запасом электробусов с динамической зарядкой, достаточным для обслуживания всех нынешних маршрутов в случае массового снятия проводов в центре Санкт-Петербурга, СПб ГУП «Горэлектротранс» не располагает.

    Без проводов не получилось. По-братски

    В Братске Иркутской области с 28 мая прекратил работу троллейбусный маршрут № 2А «Рынок — ул. Советская — 23-й мкр-н — Рынок». От других городских маршрутов он отличался тем, что работать на нём могли лишь три машины из 57 имеющихся в распоряжении МП «Братское троллейбусное управление». Троллейбусы с возможностью автономного хода до 60 км модели СТ-6217М («Сибирский троллейбус») поступили в Братск в 2013 году. Тогда же (в феврале) был открыт и маршрут № 2А, охвативший улицы 17-го, 18-го и 23-го микрорайонов города, где контактная сеть отсутствовала, а для её строительства не хватало бюджетных средств.

    Планировалось за два года довести количество «продвинутых» машин до десятка. Но этим планам не суждено было сбыться – после запуска маршрута в Братске появился лишь один новый троллейбус в 2014 году, и тот без автономного хода.

    Троллейбус СТ-6217М в кузове от завода «НефАЗ» выпускался в 2012-2014 годах новосибирским заводом «Сибэлтранссервис». Он оснащался литий-ионными батареями производства российской компании «Лиотех». Всего выпущено семь таких машин – кроме Братска, по паре троллейбусов поступило в Барнаул и Новосибирск.

    За пять лет работы постепенно аккумуляторные батареи отказали у всех трёх специализированных братских троллейбусов. Машины продолжают работать, но уже как обычные троллейбусы на пяти других маршрутах. Выпуск на маршрут № 2А сначала пришлось сократить с двух машин до одной (ещё одна машина оставалась в резерве), а потом и вовсе «заморозить» маршрут на неопределённо долгое время.

    На других маршрутах, где движение осуществляется только под проводами, эти троллейбусы использовать можно. В итоге рассматриваются варианты пустить по маршруту №2А автобусы. А пока жители Братска в качестве альтернативы могут использовать автобусные маршруты №№ 42, 43, 44, сообщает сайт администрации Братска.

    А вот стоимость проезда в муниципальных автобусах и троллейбусах Братска с 1 июня составит 22 рубля, сообщает пресс-служба городской администрации. Повышение стоимости проезда объясняют экономической необходимостью. Тариф в 20 рублей применялся с начала 2017 года, за это время подорожали энергоносители, горюче-смазочные материалы и запчасти. Кроме того, увеличились расходы на оплату труда. При этом себестоимость поездки одного пассажира составляет более 30 рублей.

    Тем временем троллейбус «Горожанин» производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ) проходит испытания в Альметьевске. В планах завода – серийный выпуск машин с автономным ходом (электробусы с динамической зарядкой).