Пассажир — и в глухомани пассажир. На Вологодчине ждут новый рельсовый автобус «Алиса»

  • Павел Яблоков
    16 июня 2020 г. — 23:51
    971
    Иллюстрация: 

    Среди вологодских лесов и болот автотранспорт не везде в состоянии заменить железную дорогу. Поэтому в Грязовецком районе заказали новый рельсовый автобус для перевозки жителей отдалённых населённых пунктов.

    Монзенская железная дорога является одной из крупнейших частных железных дорог страны, не входящих в систему холдинга «РЖД». Возникшая в начале 1930-х годов как лесовозная, она была построена на широкой колее 1520 мм. Учреждённое четырьмя другими компаниями ООО «МонзаЖелТранс» базируется в Вохтоге, оно отвечает за перевозки по 284 км пути в четырёх районах Вологодской области (Грязовецком, Тотемском, Бабушкинском, Никольском) и Солигаличском районе Костромской области.

    В последние годы пассажирские перевозки по Монзенской железной дороге регулярно выполнялись три раза в неделю только на участке Вохтога—Каменка в пределах городского поселения (муниципального образования) Вохтожское Грязовецкого района. Также дорога известна среди любителей железнодорожного туризма — по ней неоднократно организуются специальные авторские экскурсии, затрагивавшие всю действующую сеть линий.

    Из-за железнодорожной аварии, произошедшей 24 февраля прошлого года между автомотрисой с туристами и грузовым поездом, пассажирские перевозки по линии в очередной раз оказались под угрозой. Выбыла из строя одна из двух имевшихся автомотрис. Мотовозы стали ходить без утверждённого расписания: маршрут лишился статуса пассажирского, а с 1 мая с местных жителей перестали брать деньги за проезд, сообщает газета «Премьер».

    Двумя годами ранее, в 2017 г., жители Вохтожского поселения уже чуть не остались без привычного транспорта по Монзенской железной дороге из-за правовой коллизии — законодательство не позволяло железнодорожному перевозчику получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок по железнодорожной линии, находящейся в частных руках, так как она не является путями общего пользования.

    Факт неправомерных перевозок был установлен в ходе проверки транспортной прокуратуры, после чего собственник предприятия получил предписание устранить выявленные нарушения и прекратить обслуживать пассажиров. Жителям лесных посёлков сообщили, что с 1 апреля они не смогут добираться до Вохтоги единственным доступным путём, и это не было шуткой, вспоминает ИА «Вологда Регион».

    Местными властями рассматривался даже вариант переселения обитателей 177 домохозяйств Каменской территории (до 2013 г. — поселение Каменское) муниципального образования Вохтожское (около 450 жителей из посёлков Восья, Истопный, Каменка, Подкаменка, Максимовка, Вострогский) на «большую землю», однако и этот подход, и вариант строительства 50-километровой автодороги-дублёра, и даже перевод части путей с пассажирским участком в пути общего пользования оказались гораздо затратнее, чем возможность наладить заказные перевозки, соблюдая нормы закона.

    В 2018 и 2019 гг. администрация Грязовецкого муниципального района по заказу администрации муниципального образования Вохтожское объявляла аукционы на оказание услуг по аренде транспортного средства с экипажем. Однако если в 2018 г. торги были успешными (удалось заключить контракт с ООО «Монзажелтранс»), то в 2019 г. заявок от претендентов не поступало.

    В сезоне 2019 г. себестоимость одного рейса Вохтога — Каменка — Вохтога оценивалась от 10 до 26,5 тыс. руб. Но дотировать эти перевозки всё равно дешевле, чем реализовывать программу по переселению жителей из отдалённых населённых пунктов Грязовецкого района.

    В 2018 г. «Монзажелтранс» предоставлял для перевозок пассажиров по средам, пятницам и субботам дрезину АС-1А № 3217 — именно она пострадала в февральском инциденте 2019 г. Стоимость одного рейса составляла 6000 руб. Мотриса отправлялась из Вохтоги по средам, пятницам, субботам в 19:40 и прибывала в Каменку в 21:14. Обратный путь начинался из Каменки по четвергам, субботам, воскресеньям в 5:10 с прибытием в Вохтогу в 6:44. На 50-километровом маршруте предусматривались остановки Таёжный (5 км), 13 км, Монза (16 км), 18 км, Восья (26 км), Истопная (32 км).

    Арендовать транспорт администрация поселения стала в целях исполнения решения Грязовецкого районного суда Вологодской области по делу № 2-272/2017 от 08.06.2017 по реализации вопроса местного значения поселения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения.

    Прошлогодний случай на путях повлиял на расходную часть бюджета муниципального образования Вохтожское. Из него в 2020 г. выделены средства на покупку нового рельсового автобуса. Аукцион объявлен 30 апреля, а 25 мая между администрацией муниципального образования Вохтожское и единственным участником торгов ООО «Иберус-Муром» заключён муниципальный контракт стоимостью 16,22 млн руб. Новый рельсовый автобус «Алиса» (ALISA) должен поступить в распоряжение заказчика на станцию Вохтога Северной железной дороги в течение 120 дней после заключения контракта.

    Автомотриса с двумя пультами управления и двумя пассажирскими дверьми (с левой и с правой сторон кузова), оборудованная 23 пассажирскими местами, может вмещать до 50 пассажиров. Собственная масса рельсового автобуса — 14 тонн, длина — 9,25 м, ширина — 3,1 м. Оснащённый четырёхтактным дизельным двигателем мощностью 132 кВт (180 л.с.), он способен развивать скорость до 80 км/ч. Правда, состояние пути на Монзенской железной дороге вряд ли предоставит ему такую возможность – 50-километровый отрезок между Вохтогой и Каменкой прежняя автомотриса преодолевала за полтора часа.

    Установленный срок службы рельсового автобуса – 20 лет, гарантийный срок распространяется на первые два года с момента ввода в эксплуатацию и 2,5 года с момента поставки. Рельсовые автобусы «Алиса» (ALISA) выпускаются ОАО «Муромтепловоз», производящим железнодорожную технику, технику для пожаротушения, транспортные тренажёры и военную продукцию.

    Начальный пункт Монзенской железной дороги и будущего маршрута «Алисы» — станция Вохтога-2 — граничит со станцией Вохтога Северной железной дороги, расположенной на линии Вологда—Буй. Ежедневно здесь останавливаются две пары электричек, дальние поезда проходят станцию без остановки, а бывшие редким исключением поезда №№ 123 / 124 Киров — Санкт-Петербург отменены с начала апреля на фоне стремительного падения межрегионального пассажиропотока.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)