«Платон»: о чём думает Минтранс?

  • Павел Яблоков
    14 февраля 2016 г. — 23:42
    322
    Иллюстрация: 

    Митинг дальнобойщиков в Ижевске (nag1953 / Яндекс.Фотки)

    Внедрение системы «Платон» в конце 2015 года вызвало массу самых ярких и противоречивых реакций в обществе. Поэтому неудивительно, что Минтранс России взял эту тему под особый контроль. Чем занимается рабочая группа министерства, которая начала свою работу с декабря 2015 года.

    Малая драматическая труппа

    Если обозначить её тематику одним словом – то она, конечно же, по «Платону», а официально – «по мониторингу за функционированием системы взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн».

    Руководителем группы стал первый замминистра транспорта Е.И. Дитрих, а в состав группы вошли представители Федерального дорожного агентства, региональных дорожных компаний и ряда крупных перевозчиков, многие из которых являются транспортными подразделениями крупных ритейловых сетей. Всего в рабочую группу вошло более полусотни человек, которые стали еженедельно (как правило, по средам) встречаться для обсуждения наиболее острых вопросов.

    Первое заседание рабочей группы состоялось 2 декабря 2015 года. Всего за декабрь и январь провели восемь встреч, а 10 февраля в Минтрансе подвели промежуточные итоги работы. Поначалу многие обсуждаемые вопросы оказались в новинку даже участникам совещания, поэтому в информационном плане участников доводили до «общего знаменателя».

    Первые шаги

    Впервые рабочая группа собралась ещё тогда, когда в профильном комитете Госдумы рассматривался законопроект, предусматривающий снижение размеров штрафов, введение механизма отсрочки внесения платы для пользователей «Платона», а также других изменений, обеспечивающих оптимизацию функционирования системы взимания платы. В течение декабря ряд федеральных законов, устраняющие изначальные дефекты «Платона», был подписан. Поэтому уже на последнем предновогоднем заседании, 29 декабря, участники рабочей группы констатировали, что большая часть проблемных вопросов по cистеме взимания платы решена.

    9 декабря 2015 года Советом Федерации ФС РФ одобрен закон «О внесении изменений в кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ». 14 декабря закон, получивший № 378-ФЗ был подписан Президентом РФ.

    С 1 января 2016 года согласно КоАП РФ в отношении водителей административное производство за отсутствие оплаты работы системы «Платон» возбуждать не предполагается. При этом размеры штрафов для владельцев (собственников) таких транспортных средств снижены до 5 тысяч рублей, а за повторное нарушение – до 10 тысяч рублей. Для каждой из машин допустимо только одно привлечение к административной ответственности в течении суток.

    С 15 апреля 2016 года станет возможной пост-оплата проезда. Тогда же прекратят действие оформленные по упрощённой схеме «разовые поездки». Такие изменения внесли в статью 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…».

    Для этого перевозчик должен иметь бортовое устройство и быть зарегистрированным в системе не менее двух месяцев без задолженности за неоплату проезда по федеральным трассам. Сам порядок внесения оплаты после проезда транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ещё предстоит разработать, этим занимается специальная подгруппа в рамках рабочей группы.

    Что ещё предстоит сделать?

    На начало декабря 2015 года лишь в двух регионах России  в Калужской и Московской областях — работали стационарные системы контроля. В остальных регионах фиксация нарушений законодательства выполняли только мобильные системы контроля.

    Дальнейшую работу по доработке нормативных документов «Платона» решили организовывать по двум направлениям – отсрочка платежей и предоставление преференций тем, кто оплачивает поездки авансом. Компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» эксперты предложили улучшить службу техподдержки на площадке колл-центра для оперативного устранения технических проблем и более качественного взаимодействия с пользователями «Платона».

    Также перевозчиков волновал вопрос возможного досудебного урегулирования зафиксированных фактов нарушения оплаты «Платона». Многие из участников рынка готовы платить сборы, но не всегда это оказывалось технически возможным сделать вовремя – либо из-за сбоев в системе, либо из-за оперативно начинавшихся перевозок грузов.

    Участники группы решили рассмотреть и вопрос о возможности включении платы о возмещении «Платоно»-вреда в затраты заказчика-грузоотправителя. Для этого тоже подготовят предложения по изменению действующего законодательства РФ.

    Получил отклик и назревший вопрос о налогообложении. Минтранс РФ направил запрос в Минфин РФ по вопросу учёта затрат по осуществлению платы за «Платон» в состав расходов налогоплательщика, в том числе в случае использования упрощённой схемы налогообложения. К рассмотрению Правительством РФ подготовлены предложения по снижению транспортного налога для владельцев большегрузов за счет вычета из него расходов на отчисления в систему «Платон».

    Вопросы остаются

    Тем не менее вопросы от представителей бизнес-сообщества в отношении отнесения платы в состав расходов налогоплательщика, а также по отчётным документам, направляемым перевозчиками в налоговые органы, остались.

    Ространснадзору (Федеральной службе по надзору в сфере транспорта) предложили подготовить предложения по внесению изменений в подпункт 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Тем самым, снижая размер штрафа за неоплату «Платона», с другой стороны уберут возможность оперативной оплаты штрафов в половинчатом размере (в течение 20 суток с момента вынесения постановлений), настояв исключительно на полной оплате штрафов.

    По информации Минтранса России, к началу февраля 2016 года Ространснадзор проверил более 10 тысяч иностранных транспортных средств. После оформления 855 фактов нарушений оплаты проезда по федеральным трассам, в отношении перевозчиков выписаны штрафы на общую сумму 4,3 миллиона рублей.

    По информации оператора «Платона», сайт системы посетило более пяти миллионов человек, суточная аудитория составляет около 25 тысяч пользователей.

    Регионы: 
    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)