Камеры помогут спасти жизни: в Москве готовят эксперимент, снижающий вторичные ДТП

  • Полина Лемешева
    14 апреля 2022 г. — 11:45
    129
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «CarsWeek» / carsweek.ru

    Беда редко приходит одна — и это выражение особенно справедливо для российских дорог. Мелкие аварии на скоростных трассах зачастую приводят к вторичным ДТП: наезды на транспортные средства, оставленные нетронутыми для проведения фотофиксации происшествия, и на самих водителей, покидающих для этого свои автомобили, вносят печальный вклад в ежегодную статистику. Сократить количество таких автокатастроф должен эксперимент, который планируют провести в Москве. Водителям могут разрешить покидать место ДТП, а доказательная база для дальнейших разбирательств и выплаты страховок будет предоставляться из видеоматериалов, собираемых камерами, регистрирующими дорожное движение на трассе.

    Возможности для упрощения юридической процедуры обеспечиваются не только наличием камер на всех скоростных трассах, но и развитием их «интеллекта»: сегодня нейросети способны заметно упростить для инспекторов процесс выявления нарушений правил на дорогах, а устанавливать оптимальную и безопасную скорость движения позволяет тщательная настройка работы «умных» светофоров.

    В Москве водителям позволят покидать аварии на скоростных трассах

    Трагическая статистика показывает: в Москве до 40% случаев столкновений со стоящими машинами — это наезды на автомобили, оставленные на проезжей части в ожидании прибытия ГИБДД. По данным столичного департамента транспорта, ежегодно в столице при подобных обстоятельствах гибнут 25-49 человек — это около 10% всех погибших на дорогах Москвы. Повторные аварии на скоростных трассах оказываются следствием более мелких ДТП с пугающей частотой: так, на МКАД в среднем время вторичного ДТП составляет около 20 минут.

    Водители оставляют свои автомобили на проезжей части, стремясь соблюсти правила дорожного движения, что зачастую приводит к повторным авариям и более тяжким последствиям. При этом уже сегодня острой необходимости в том, чтобы создавать таким образом аварийно опасную ситуацию ради оформления протокола нет, так как все скоростные дороги оснащены видеокамерами, запросив доступ к записям которых можно будет впоследствии уточнить обстоятельства происшествия.

    Поэтому столичные транспортники выступили с предложением изменить устоявшуюся процедуру, разрешив автомобилистам Москвы покидать место аварии после столкновения, если нет пострадавших. По договорённости водители смогут сразу проследовать в безопасный съезд или на площадку отдыха.

    Как сообщил 11 апреля портал «Московский транспорт», комплексный план мероприятий поручено разработать до 1 июля этого года. Проект будет осуществлён совместными усилиями правительства Москвы, МВД России, Минтранса России, Минцифры России и Российского Союза автостраховщиков (РСА). В случае, если он покажет положительную динамику, результаты эксперимента могут послужить основанием для внесения изменений в ПДД по всей стране.

    Указанные изменения могут коснуться скоростных автодорог Москвы: МКАД, Центральной кольцевой автодороги, Третьего транспортного кольца и других магистралей. Помимо повышения безопасности дорожного движения, подобный шаг может повысить пропускную способность дорог до 50%: именно аварии зачастую приводят к образованию многочасовых заторов на трассах.

    В действительности действующее законодательство уже разрешает автомобилистам максимально ускорять процесс оформления ДТП по европротоколу. Однако размер выплат зависит от наличия фотографий с места происшествия: при регистрации происшествия через приложение, страховщики предоставляют выплату в 400 тыс. руб. в тех случаях, если водители сразу предоставляют снимки транспортных средств, задействованных в аварии. При отсутствии доказательств максимальный размер выплат составляет 100 тыс. руб.: такой лимит установлен в связи с риском мошеннических действий.

    Дальнейшее упрощение процедуры вызывает и у страховых компаний, и у автомобилистов ожидаемые опасения, так как основной законодательной базой, регулирующей порядок возмещения ущерба, остаются ПДД и закон об ОСАГО. В случае возникновения споров водители, покинувшие место аварии, могут потерять не только денежную компенсацию, но и водительские права.

    Однако, если будет найдена возможность использовать в качестве доказательной базы данные с камер, регистрирующих движение по трассе, это позволит правоохранителям и страховым компаниям объективно расследовать причины ДТП и снизить количество вторичных аварий.

    Сегодня эта тема поднимается не впервые: изменить порядок оформления предлагалось уже в 2020 году, и в результате за последние два года ситуация изучалась комиссией по безопасности дорожного движения и Министерством внутренних дел РФ, сообщают «Аргументы и Факты».

    За безопасностью на дорогах следят дорожные камеры  

    Система фото- и видеофиксации в России продолжает развиваться. Согласно перечню, недавно опубликованному Autonews.ru, теперь камеры способны распознать 59 видов нарушений ПДД. Среди них — как превышение скоростного режима, так и многое другое: несоблюдение правил остановки, езда с выключенными фарами, общение по телефону за рулём, пренебрежение ремнём безопасности, проезд под «кирпич», движение между полос на мототранспорте и прочее.

    Каждая камера настроена на определённый вид нарушений, актуальный на том участке, где она установлена. Одни фиксируют нарушения правил езды по велодорожкам, другие наблюдают за соблюдением правил парковки. По заявлению представителя Национального автомобильного союза, каждая камера расположена с учётом дорожной ситуации в местах, где есть реальные проблемы с соблюдением ПДД или опасность аварийных ситуаций.

    Задача камер — не выписывать штрафы, а лишь фиксировать нарушения и отправлять материал на рассмотрение сотрудникам. Они, изучив фото и видео с камер, выносят решение о наличии или отсутствии нарушений в каждой конкретной ситуации. Именно нехваткой сотрудников объясняются частые ошибки и несправедливо выписанные штрафы. Для решения проблемы предлагается развивать нейросети в программном обеспечении системы фото- и видеонаблюдения, целью которых будет отсев заведомо ошибочных материалов, сообщает «БФМ.ру». Без этого инспекторы просто не справляются с тем количеством данных, которое необходимо обработать, — ведь постоянно растёт количество и камер, и фиксируемых ими нарушений. 

    Для наглядности можно привести статистику из Санкт-Петербурга. В одном лишь марте в городе зафиксировано около 720 тыс. нарушений ПДД, из которых большую часть составили нарушения скорости (638 тыс., или 89% от общего числа), 7% (53 тыс.) пришлось на движение по выделенной для общественного транспорта полосе, а 4% (29 тыс.) нарушений — проезд на красный свет.

    Для фиксации выездов на выделенку часть камер находится в городском транспорте. Всего в Санкт-Петербурге установлено более 600 комплексов дорожных камер, регистрирующих нарушения ПДД, а до конца года планируют добавить ещё 300, а также оборудовать 17 аварийно-опасных перекрёстков в различных частях города. Об этом информируют «Известия.78».

    Сделать дороги безопаснее: новые светофоры в городах России

    Власти продолжают работу над тем, чтобы снизить число аварийных ситуаций и сделать дороги и улицы городов безопаснее. Один из действенных методов успокоения трафика — установка новых светофоров и модернизация уже существующих. Этим и занимаются в различных городах нашей страны.

    В Москве только за прошлый месяц появилось шесть новых адресов, оснащённых светофорами, и произведены улучшения 25 уже имеющихся объектов. Основной акцент делался на участках с активным пешеходным и транспортным движением, на улицах, где ходит общественный транспорт, имеется несколько полос движения и рядом расположены социально значимые объекты. Новые светофоры можно увидеть в нескольких округах города:

    • в НАО два адреса на ул. Адмирала Корнилова — у владений 10 (автобусная остановка «Военный городок») и 18 (автобусная остановка «Крематорий»), и один — на проектируемом проезде № 389, соединяющем поселение Московский с метро «Рассказовка» у автобусной остановки «Киевское шоссе»;
    • в ЗАО — переход на ул. Крылатские холмы между домами №№ 17 и 19 через Рубежный проезд;
    • в СЗАО — комплекс пешеходных переходов у кругового перекрёстка на примыкании Походного пр., Трикотажного пр. и ул. Василия Петушкова;
    • в САО на перекрёстке ул. Маргелова и ул. Полины Осипенко.

    Также, прислушиваясь к обращениям жителей, в течение марта 400 раз корректировали режим работы светофоров. В каких-то местах время ожидания зелёного сигнала стало больше, в каких-то меньше. В результате и транспорт проезжает быстрее, и пешеходы тратят меньше времени при переходе, сообщил сайт Московского транспорта.

    Процесс оптимизации дорожного движения проходит и в Санкт-Петербурге. В начале марта в городе произвели подсчёт потенциально опасных участков: их обнаружилось более сотни. Губернатор распорядился предоставить конкретные адреса, нуждающиеся в новом дорожном оборудовании. Первые работы по установке светофоров запланированы уже 15 апреля.

    Движение будет перекрыто на улицах четырёх районов Санкт-Петербурга. В Невском районе ограничения коснутся проспекта Обуховской обороны, 32 и продлятся до 17 мая. В Калининском районе движение ограничат на участке Лесного проспекта до 13 мая. В Центральном районе города работы будут вестись на перекрёстке Тульской и Ярославской улиц до 20 мая, а в Красносельском районе — на перекрёстке проспекта Народного Ополчения и улицы Здоровцева до 22 мая, сообщает «Деловой Петербург».

    Ростов-На-Дону тоже не отстаёт: в нём власти планируют установить 6 новых светофоров на сумму 1,346 млн руб. по адресам: Украинская ул., 39А, ул. Солидарности, 157, Лермонтовская, ул., 194, пер. Марины Расковой, 24 и пер. Журавлёва, 26. На данных участках уже есть обычные пешеходные переходы, однако было принято решение оборудовать их светофорами формата Т-7 в связи с активным двусторонним движением транспорта.

    На данный момент ведётся конкурс по выбору подрядчика, который возьмёт на себя эту работу. Подача заявок от потенциальных подрядчиков была открыта до 5 апреля, а после подписания контракта у выбранного исполнителя будет 45 дней на выполнение задачи, сообщает «Блокнот Ростов».

    Забота о повышении безопасности дорожного движения заставляет правительства регионов задумываться о применении самого широкого арсенала мер: большие надежды возлагаются на развитие интеллектуальных транспортных систем, в том числе в Екатеринбурге, Вологде и Татарстане. В Железноводске и Курске экспериментируют с «умными» нерегулируемыми переходами, на Сахалине и в Кубани вводят участки с кольцевым и реверсивным движением.

    Виды транспорта: