ИТС продолжают внедрять в Екатеринбурге, Татарстане и Вологде

  • Полина Лемешева
    1 марта 2022 г. — 11:00
    138
    Иллюстрация: 

    Федеральное дорожное агентство / rosavtodor.gov.ru

    Развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) приносит агломерациям значительные выгоды, но и ставит перед транспортниками новые задачи. «Умные» приборы — камеры фотовидеофиксации, датчики движения и многие другие объединяются в подсистемы и системы, круглосуточно поставляющие огромные массивы данных. Все эти данные бесполезны сами по себе — их необходимо использовать: хранить, анализировать и оперативно применять для управления дорожными системами. Для этих целей создаются централизованные платформы.

    В Екатеринбурге координировать подсистемы будет электронная платформа RITM³, разработанная специалистами компании SIMETRA. В Вологде в этом году решено сконцентрироваться на создании центра организации дорожного движения (ЦОДД). Подключается к развитию и Республика Татарстан: в этом году интеллектуальные транспортные системы будут формировать в Казанской и Набережночелнинской городских агломерациях.

    Дорожное движение в Екатеринбурге обретёт свой RITM³

    В Екатеринбурге продолжают развивать интеллектуальную транспортную систему. Финансирование расписано до 2024 года: в течение всего периода с 2020 по 2024 год общая сумма составит 819 млн руб. В этом году благодаря дополнительному финансированию на эту цель город уже получил 341,7 млн руб. Из них около 44,3 млн будет направлено на создание единой платформы управления транспортной системой (ЕПУТС) Свердловской области. Выполнение этой задачи позволит координировать работу подсистем и сервисов, уже действующих как на муниципальном, так и на региональном уровнях.

    В этом году ведётся активное создание группы подсистем ИТС Екатеринбурга. Специалисты компании SIMETRA объединяют модули на  базе собственного решения – цифровой интеграционной платформы RITM³ (Realtime Integrated Transport Monitoring & Modelling & Management). Эта технология помогает решать задачи по мониторингу, планированию и управлению транспортными системами. 

    Разработка началась в конце прошлого года. На данный момент уже завершён первый этап разработки модулей. Для столицы Урала команда SIMETRA запустила четыре модуля:

    • геоинформационную систему сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных (ГИС);
    • модуль «Электронная КСОДД»;
    • модуль выдачи транспортных разрешений;
    • модуль контроля эффективности ИТС.

    Далее в планах — создание группы подсистем, интеграция большего количества модулей. Уже опробованные в других регионах модули станут доступны и в Екатеринбурге после того, как специалисты интегрируют их в состав региональной ЕПУТС. Среди них:

    • модуль управления дорожными работами;
    • модуль управления движением общественного транспорта, дополненный возможностью составления маршрутов и расписаний;
    • модуль транспортного прогнозирования и моделирования;
    • модуль координированного управления движением;
    • модуль централизованного информирования участников движения. 

    Внедрение этой технологии откроет новые возможности в решении широкого спектра задач. Она позволяет эффективно собирать и хранить массивы данных, поступающих от всех подсистем ИТС. Другое важное преимущество — визуализация состояния транспортной системы в режиме реального времени. Также система способствует более эффективной организации транспортной системы на разных уровнях: региональном и муниципальном.

    Платформа RITM³ уже хорошо себя зарекомендовала в других регионах России: специалисты компании SIMETRA разрабатывали отдельные модули ЕПУТС городов и городских агломераций в Челябинске, Ростове-на-Дону, Нижнем Тагиле, Белгороде. Работа в Свердловской области предполагает больший масштаб и создание некоторых уникальных модулей специально для этого региона, сообщает компания SIMETRA.

    В прошлом году в Екатеринбурге было сделано многое для развития ИТС: по данным портала проекта «Безопасные и качественные дороги», в целях информирования в городе установили два дорожных табло и 13 знаков переменной информации на шести перекрёстках. Также за год обустроено 28 интерактивных «умных остановок». 

    Большое внимание уделили сбору информации: закуплено специальное программное обеспечение для агрегации данных и видеоаналитики. Кроме того, в городе настроили более 200 камер для выявления ДТП и чрезвычайных ситуаций на перекрёстка и установили 30 транспортных видеодетекторов для мониторинга автомобильного потока. Пять видеокамер для сбора информации с улично-дорожной сети оборудовали на специальных транспортных средствах. Подсчитывать пассажиропоток в городе «научились» и трамваи: 34 трамвайных вагона были оснащены детекторами подсчета пассажиров (в общей сложности 102 шт.). 

    В середине февраля стал известен поставщик вагонов для новой трамвайной линии, которая свяжет два города: Екатеринбург и Верхнюю Пышму. К 300-летию Екатеринбурга, которое будет праздноваться осенью 2023 года, местные власти также надеются приурочить открытие линии в Академический район, также обсуждается проведение линии к микрорайону «Солнечный».

    В этом году Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) запускает при поддержке компании SIMETRA новую образовательную программу «Экономика и транспортное планирование экосистем», которая призвана помочь восполнить нехватку квалифицированных специалистов в сфере транспортного планирования и моделирования, пространственного планирования территорий и управления транспортной инфраструктурой.

    В Вологде будет создан центр организации дорожного движения (ЦОДД)

    В период до 2024 года включительно Вологда получит из средств федерального бюджета субсидии в размере 240 млн руб. В этом году эти средства будут направлены на второй этап создания интеллектуальной транспортной системы, в ходе которого будет создано 10 модулей и подсистем ИТС, в том числе модуль управления движением, системы светофорного управления, видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС, модуль контроля эффективности, система директивного управления транспортными потоками, мониторинга параметров транспортных потоков, а также подсистемы управления движением общественного транспорта. 

    Также до конца этого года планируется создать центр организации дорожного движения (ЦОДД). Специалисты ЦОДД будут отслеживать ситуацию на дорогах в круглосуточном режиме и проводить анализ информации, поступающей с комплексов видеонаблюдения.

    Ранее в рамках первого этапа на городских магистралях Вологды установили 33 комплекса, оснащённых видеокамерами, контролирующими дорожную ситуацию. Каждый такой комплекс включает детекторы дорожного движения и обзорные видеокамеры. Детекторы подсчитывают количество и среднюю скорость проезжающего по дороге транспорта и передают информацию в серверный центр. Обзорные камеры позволяют визуализировать ситуацию – показывают участок дороги, помогая оператору оценить дорожную обстановку на участке. Отдельно анализируется трафик городского общественного транспорта.

    Камеры разместили на участке в направлении улицы Ленинградской от проспекта Победы до Окружного шоссе на 25 перекрёстках. На некоторых перекрестках установлено по два комплекса. Также в конце прошлого года специалисты завершили прокладку оптоволоконного кабеля для подключения комплексов к высокоскоростной системе передачи данных. Для обработки данных, передаваемых комплексами видеоконтроля, установлено всё необходимое серверное оборудование и программное обеспечение. В течение января-февраля проводилось эксплуатационное тестирование, то есть объединение этого оборудования с сервером, который собирает данные.

    В 2022 году система камер будет расширена и появится в других микрорайонах. Будет смонтировано 72 комплекса видеонаблюдения на более чем 40 улицах: Чернышевского, Мира, Конева, Северной, Пошехонском шоссе и других. Параллельно по необходимым направлениям будут прокладывать оптоволоконный кабель.

    Работы выполняет АО «Цифровые платформы и решения умного города», входящее в структуру АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) — дивизиона Госкорпорации «Росатом», сообщает пресс-служба администрации Вологды

    Прошлым летом в Вологде впервые появился диагональный пешеходный переход: для теста разметку нанесли пунктирной линией. А в соседнем городе Череповце Вологодской области за прошлый год появились «умные» пешеходные переходы, а все трамвайные вагоны решено оснастить валидаторами и убрать из салонов кондукторов.

    В Татарстане на внедрение ИТС в 2022 году направят 385 млн руб. 

    В Республике Татарстан в 2022 году намерены продолжить работы по внедрению интеллектуальных транспортных систем в Казанской и Набережночелнинской городских агломерациях. В этом году развиваться будут автоматизированные системы управления дорожным движением и контроля интенсивности дорожного движения, а также системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и весогабаритного контроля транспортных средств.

    Финансирование на эти нужды республика получила благодаря участию в региональном подпроекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги». Как сообщает Миндортранс РТ, всего из федерального бюджета будет перечислено 385,3 млн руб.

    С 21 февраля в Татарстане отменены действовавшие в течение трёх месяцев, с 22 ноября, ограничения на проезд в общественном транспорте без QR-кодов. Перевозчики подсчитывают убытки — а власти тем временем предлагают им в 2022 году обновить подвижной состав сотнями новых автобусов. 

    На сегодняшний день ИТС создают в десятках регионов страны: в некоторых развитие уже показывает заметные результаты, как, например, в Архангельске, Кирове и Красноярске. В Чебоксарах, Чите и Удмуртии внедрение ИТС ещё только начинается. Во многом такое развитие не было бы возможно без участия федерального бюджета: в 2022 году 42 регионам будет выделено 7,35 млрд руб.