Велосипеды и электросамокаты: новые возможности, злоупотребления и борьба с ними

  • Павел Яблоков
    5 августа 2022 г. — 10:45
    395
    Иллюстрация: 

    «Пульс города» — новостной портал Москвы / heal-cardio.ru

    Использование велосипедов и электросамокатов как в личном пользовании, так и в краткосрочной аренде оказывает всё больше влияния на транспортный облик городов. В Москве для использования велосипедов в качестве транспорта «последней мили» пассажирам общественного транспорта предложили новый сервис. Ещё один столичный эксперимент — грузовые велосипеды для операторов кикшеринга.

    На федеральном уровне правовой статус электросамокатов до сих пор не определён: их нет в Правилах дорожного движения, а помех, как автомобилистам, так и пешеходам, они создают всё больше. Поэтому «на местах», в частности, в Петрозаводске, пытаются наводить порядок в их работе доступными средствами. В Петрозаводске нарабатывают правоприменительную практику. Один из крупнейших операторов кикшеринга уже тестирует систему, способную противостоять нарушениям — езде вдвоём на самокатах. В Москве появляются новые зоны ограничения скорости для электросамокатов, а в Саратове операторы не поддержали аналогичное предложение местных властей.

    Москва: на велосипед — по проездному

    В мобильном приложении «Метро Москвы» появился новый сервис «МультиТранспорт Вело». Об этом 1 августа сообщил сайт Мэра Москвы. Ожидается, что с помощью нового сервиса москвичи могут быстро добираться до остановок общественного транспорта на велосипеде, а также экономить до 25% средств в месяц на оплате проезда.

    В сервис «МультиТранспорт Вело» входит безлимитный билет на поездки в любых видах общественного транспорта в зоне «Центральная» (метро, электропоезда (включая МЦК/МЦД), автобусы, электробусы, трамваи, троллейбусы), а также неограниченное количество поездок до 15 минут на велосипедах компании «Велобайк». Стоимость подписки на новый сервис 2399 руб., она действует 30 дней. При этом обычный безлимитный проездной (без зоны «Пригород» МЦД) со 2 января этого года стоит 2360 руб.

    Пока что сервис, реализованный ГУП «Московский метрополитен» совместно с банком «ВТБ» и работающей в столице с 2013 года сетью городского проката «Велобайк», работает в тестовом режиме. Воспользоваться можно, скачав или обновив приложение «Метро Москвы» в Google Play или App Store. Подписка привязывается к бесконтактной банковской карте, по ней необходимо совершать поездки в общественном транспорте, прикладывая карту к валидаторам. Для проката велосипедов нужно использовать логин и пин. Сервис не работает с Apple Pay, Google Pay, Sber Pay, Mir Pay и другими видами мобильных кошельков. При превышении лимита использования велосипеда в 15 мин. начинают действовать поминутные тарифы сервиса «Велобайк» — 4 руб. за минуту. Сервис «Велобайк» использует хранение велосипедов на специальных автоматических прокатных станциях: начинать и заканчивать поездки необходимо на них. Часть станций расположена у транспортно-пересадочных узлов, остальные в жилых кварталах, парках и других объектах. В местах наибольшего покрытия сети соседние станции могут располагаться на расстоянии нескольких сотен метров.

    Предыдущий эксперимент с запуском абонемента «МультиТранспорт» проводили в конце прошлого года. Тогда под этим названием объединили безлимитный проездной на общественный транспорт и несколько поездок на такси: их количество разное в вариантах «Мини», «Стандарт» и «Макс». При этом на такси были доступны «подвозящие» поездки от/до станций метро, МЦК и «центральной» зоны МЦД длиной до пяти километров и стоимостью до 600 руб. в классе «эконом». В настоящее время линейка абонементов больше не действует.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 22:24 21.09.2022
    После первых недель работы нового сервиса лимит использования велосипеда в рамках одной поездки по абонементу «МультиТранспорт Вело» увеличен до 30 минут.

    Москва: электросамокатам добавили мест с ограниченной скоростью движения

    Популярность сервиса проката электросамокатов (кикшеринга) в Москве продолжает расти практически в геометрической прогрессии. Впервые его запустили в столице в 2018 году, к лету 2020 года в городе работало более 3000 прокатных самокатов.

    В 2022 году с начала сезона в марте до конца июля пользователи столичного кикшеринга сделали уже больше 12 млн поездок, в то время как в прошлом году было совершено всего 8,6 млн поездок. Хотя бы раз кикшерингом уже воспользовалось более 1,5 млн человек. При этом основная часть поездок на самокатах (свыше 70%) непродолжительные: для подъезда до метро, МЦК, МЦД или обратно, а также внутри районов или между соседними районами. Фактически, наибольшее применение электросамокаты получают как транспорт «последней мили».

    Популярность сервиса помимо комфорта и удобства для их пользователей привнесла неудобства для других участников дорожного движения, в первую очередь, пешеходов. Внезапное появление на тротуарах малошумных транспортных средств со скоростью движения уже не раз приводило к инцидентам, влекущими за собой посещение травмпунктов.

    Поэтому во многих городах мира вводятся «медленные зоны» для шеринговых электросамокатов. В конце июля (точная дата сайтом Московского транспорта не указывается) в столице заработали ещё 20 таких участков на улицах и в парках с оживлённым пешеходным движением.

    16 из них расположены внутри МКАД, ещё четыре — в Зеленограде и Северном Бутове:

    • в ВАО — в природно-историческом парке Измайлово;
    • в ЗАО — в парке 60-летия Октября в Солнцеве;
    • в ЗелАО — на ул. Логвиненко;
    • в САО — на ул. Черняховского;
    • в СЗАО — на бульв. Яна Райниса, Лодочной ул., парке Скворечный в Строгине, Серебряном Бору;
    • в ЦАО — в Б. Толмачёвском пер., на ул. Большая Якиманка, в Усадьбе Трубецких в Хамовниках;
    • в ЮАО — на Ореховом бульв.;
    • в ЮВАО — в Лефортовском парке, Люблинском сквере, парке им. Артёма Боровика, на Самаркадском бульв. и Марьинском бульв.;
    • в ЮЗАО — на аллее Витте и у метро «Бульвар Дмитрия Донского».

    Это участки на самых оживленных улицах и в парках, где скорость самокатов должна быть не выше 5-15 км/ч. Технология Geofencing в самокатах позволяет снижать скорость электросамокатов автоматически до 5-15 км/ч при попадании в «медленную зону». С вводом новых зон ограничения скорости их общее количество в Москве уже превысило 130. В зонах без ограничения движения максимальная скорость езды на арендных самокатах тоже небезгранична и составляет 25 км/ч.

    Грузовые велосипеды спешат на помощь электросамокатам

    Кикшеринговые сервисы не привязаны, в отличие от «Велобайка», к стационарным парковкам, которые для электровелосипедов являются ещё и зарядными станциями. Взять и оставить электросамокат можно в любой точке, где он будет доступен по геолокации и не создавать помех для движения. Бурный рост числа кикшеринговых самокатов поставил перед операторами сервиса новую задачу. Периодически аккумуляторы самокатов надо подзаряжать. Без использования зарядных станций запас хода самоката можно пополнить, заменив разряженный аккумуляторный блок на свежезаряженный. Ежедневно специалисты техподдержки выезжают к местам, где припаркованы электросамокаты для замены аккумуляторов. Но не на все точки можно доехать на автомобиле.

    Поэтому оператор кикшеринга Юрент (Urent) начал тестировать каргобайк: электровелосипед российского производства, который может перевозить за один рейс 24 аккумуляторных батареи для самокатов. В пилотный проект работы каргобайка включили территории в пределах Третьего Транспортного кольца: в районе Лужников, Москвы-Сити, метро «Белорусская» и других.

    Ожидается, что карго-велосипеды сократят число авто в логистике и позволят перевозить батареи безопаснее и без вреда для окружающей среды. Но только испытания позволят установить, сколько батарей в день можно поменять и насколько уменьшается время их доставки по сравнению с автомобилями, сообщил сайт Московского транспорта.

    Электросамокаты: регулирование на высшем уровне

    Ситуацией с электросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности пытаются заниматься на федеральном уровне.

    2 июня Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) направил в МВД РФ предложения по совершенствованию правил эксплуатации малого электрического транспорта, включая ввод номерных знаков, ограничение скорости движения и возраста водителей самокатов. Ранее 15 апреля комиссия Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями предложила в правилах дорожного движения приравнять к мопедам средства передвижения с электрическими двигателями, в том числе велосипеды с мотором и электросамокаты, сообщает ТАСС.

    Самокаты по габаритам свободно вмещаются и на дорогах общего пользования, и на велодорожках, и на тротуарах. При этом регулирование скорости для них пока остаётся прерогативой операторов кикшеринга. Технически разблокировка самоката происходит через приложение, а GPS-треки позволяют отслеживать местонахождение самоката. При въезде в определённые зоны самокат автоматически замедляется до допустимой скорости.

    Включить пункты, касающиеся электросамокатов, в ПДД в прошлом году собирался и Минтранс России, но для этого придётся полностью заново их переутвердить, так как Правила дорожного движения вошли в так называемый «белый список» нормативных актов подзаконного характера, в которые нельзя вносить отдельные точечные поправки, а необходимо, в случае чего, пересматривать их целиком.

    На непредусмотренные (но и не запрещённые) ПДД транспортные средства нельзя применить норму об использовании государственных регистрационных знаков, что не позволяет совершаемые ими нарушения отслеживать так же, как у автомобилей. При ДТП электросамокаты оказываются в «серой» правовой зоне: статус людей, которые ими управляет, не определён в нормативных документах. При столкновениях электросамокатов с автомобилями лицо, управляющее самокатом, проходит по документам как пешеход, а не водитель транспортного средства, хотя динамические свойства самоката заметно отличаются от возможностей пешеходов. Курьёзом с точки зрения законодательства, но болезненным с точки зрения полученных травм является и наезд «скоростного» пешехода на пешехода обычного.

    Пока что вопрос с выводом ПДД из-под действия «регуляторной гильотины» не решён. Электросамокатов на улицах становится всё больше, а их статус по-прежнему «серый». В крупных городах с операторами кикшеринга начали заключать соглашения, в которых оговариваются разные аспекты работы, включая и скоростной режим. Но не всегда переговоры ведутся успешно, и далеко не все электросамокаты являются прокатными: много их у людей и в собственности — стоимость владения новомодным средством индивидуальной мобильности достаточно доступна.

    В Саратове операторы кикшеринга не согласились на ограничение скорости

    В отличие от Москвы, в Саратове власти не достигли взаимопонимания с кикшеринговыми операторами в вопросе снижения скоростного режима в прогулочных зонах.

    Проблема для города на Волге актуальная: в областном центре уже произошло несколько ДТП с участием самокатов, в которых пострадали пешеходы. Две кикшеринговые компании, работающие в Саратове, обратились в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта городской администрации для урегулирования «процессов использования средств индивидуальной мобильности». Как сообщает saratov24.ru со ссылкой на пресс-службу мэрии, на встречах с представителями ГИБДД и операторов определили участки, где операторы кикшеринга были готовы снизить скоростной режим для обеспечения безопасного передвижения как на самокатах, так и пешеходов. В частности, среди адресов назывались сквер имени Братьев Никитиных, проспект Петра Столыпина, Театральная площадь и другие. Итогом серии встреч стал проект соглашения о взаимодействии при использовании средств индивидуальной мобильности на территории города. Однако затем представители кикшеринговых компаний отказались подписывать документ. По мнению городской администрации, главной целью операторов было получение разрешения на возможность остановки и стоянки самокатов абсолютно в любом месте улично-дорожной сети, что противоречит как правилам дорожного движения, так и правилам благоустройства.

    Петрозаводск: правоприменительная практика

    В ГИБДД Петрозаводска уже начали составлять протоколы об административных нарушениях за езду без прав на мощных самокатах. Хотя в законодательстве отсутствует понятие и классификация электросамокатов, но уже имеется определённая практика по судебным решениям, касающимся СИМ. В ГИБДД исходят из того, что самокаты, номинальная мощность которых составляет менее 250 Вт, не подпадают ни под одну категорию, и их водители формально являются пешеходами. А самокаты мощнее уже подпадают по категорию «мопед» и могут передвигаться только по проезжей части, при этом их водители должны иметь водительские удостоверения и средства безопасности. Остановка сотрудниками ГИБДД мощного самоката на тротуаре может стоить штрафа в 2000 руб. В июне в Петрозаводске было составлено пять протоколов и возбуждены дела об административных правонарушениях по факту управления самокатом без прав.

    Дело возбудили и против предпринимателя, сдающего самокаты в аренду, за передачу транспортного средства лицу, не имеющему прав на его управление, поведал информационный ресурс «Петрозаводск говорит».

    Два человека — два самоката

    Хотя самокаты более экономичное средство передвижения, чем личный автомобиль или такси, но желание сэкономить на поездках есть и у приверженцев средств индивидуальной мобильности. Одним из способов является придать этой индивидуальности коллективность: нередко на одном самокате ездят два человека. Таким транспортом тяжелее управлять, сложнее сохранять равновесие на «колёсной лодке», и он из-за большей нагрузки быстрее выходит из строя. Поэтому сфера кикшеринга стала искать выход из сложившейся ситуации.

    3 августа один из крупнейших операторов кикшеринга Whoosh сообщил о завершении разработки и начале тестирования собственного алгоритма, позволяющих определять, когда на одном самокате едут сразу два человека. Технологические решения для сервиса микромобильности крайне важны: они позволяют управлять самокатом, подключённым к собственной шеринговой платформе, а также собирать большие массивы данных с датчиков на самокате. Совокупность этих данных и особенный алгоритм анализа, разрабатывавшийся больше года, позволяют определить, сколько человек едет на конкретном самокате, и принять меры.

    При этом технология гораздо сложнее, чем просто замер веса водителя: и одиночные ездоки могут быть весьма разной комплекции. Поэтому учитываются и другие параметры состояния самоката и поездки. Алгоритм тестируется на нескольких десятках самокатов. Если испытания будут успешными, технология будет применяться на всем парке сервиса.

    Оператор сервиса планирует при выявлении «парных» поездок на первом этапе не штрафовать и не блокировать самокат на ходу, а снижать скорость самоката, отправлять уведомление и и разъяснять пользователю негативные аспекты нарушения. При повторном нарушении возможны штрафы или блокировка аккаунта. Правилами сервиса поездка вдвоём на одном самокате запрещена. На самокатах размещены соответствующие наклейки, также о правилах сообщается в обучении после установки мобильного приложения.

    Технология детектирования поездок вдвоем — лишь часть аналитического проекта Whoosh. В нём также планируют реализовать алгоритмы идентификации поездок детей на самокате, стиля вождения и определении качества покрытия.

    В прошлом году TR.ru — Транспорт в России знакомил с исследованием о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде.

    Виды транспорта: