«Авиамаршрутки» и лайнеры: на Дальнем Востоке и в Сибири авиация продолжит развиваться

  • Павел Яблоков
    13 августа 2022 г. — 09:50
    349
    Иллюстрация: 

    АО «РИИХ САХАМЕДИА» / yakutia-daily.ru

    Значение авиации для транспортного обслуживания азиатской части России больше, чем в европейской: отсутствие дорог делает передвижение по воздуху практически безальтернативным для значительной части территории страны. Поэтому авиаторы Дальнего Востока и Сибири уделяют повышенное внимание сохранению и развитию авиаперевозок. Авиакомпании уже строят планы по приобретению новых воздушных судов, чьё серийное производство только начинается. На Чукотке, в Бурятии, Кузбассе, Хакасии и Якутии, в Иркутской, Новосибирской, Омской, Тюменской областях, Забайкальском и Красноярском краях открываются новые маршруты. Также на Чукотке модернизируются аэропорты.

    Дальневосточный авиаальянс: стратегия развития

    С 25 по 27 июля 2022 года во Владивостоке прошла очередная стратегическая сессия дальневосточных перевозчиков, входящих в единую дальневосточную авиакомпанию (ДВА), и их партнеров: авиакомпании «Аврора», «Якутия», «Полярные авиалинии», «Хабаровские Авиалинии», «Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАВИА» и «Тайга».

    Круглый стол «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока: состояние и перспективы развития» под эгидой Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики объединил представителей авиакомпаний, производителями отечественной авиатехники.

    В 2021 году по поручению Президента РФ на базе АО «Авиакомпания «Аврора» создана Единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных авиакомпаний — Хабаровские авиалинии, Авиакомпания Якутия, Полярные авиалинии, Камчатское авиапредприятие, ЧукотАвиа, принадлежащих соответствующим субъектам ДФО. Вместе с авиакомпании-партнёрами «Аврора» выполняет регулярные рейсы по 58 маршрутам и связывает 36 населённых пунктов. Маршруты связывают 10 регионов Дальневосточного федерального округа, а также соединяют населённые пункты внутри Сахалинской и Амурской областей, Приморского и Хабаровском краёв.

    За первое полугодие этого года все авиапредприятия, входящие в группу, показали хорошие результаты по производственным и экономическим показателям, что положительно влияет на обеспечение транспортной доступности населения Дальнего Востока.

    Генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» отметил, что для решения амбициозной задачи по перевозке 250 тыс. человек по 36 социально значимым маршрутам, имеются сложности нехватка воздушных судов, инфраструктурные ограничения, связанные со слотами аэропортов, и разница в стандартах авиакомпаний Дальнего Востока. Но все проблемы решаемы. В ходе сессии участники наметили совместные мероприятия по разработке и внедрению единых стандартов группы компаний и расширению совместной работы по кодшеринговому договору.

    За первое полугодие 2022 года «Аврора» увеличила показатели во всех сегментах авиаперевозок по сравнению с первой половиной 2021 года. Общий пассажиропоток авиакомпании составил 524,6 тыс. пассажиров, что на 16% больше аналогичных показателей 2021 года. Выполнено 8430 внутренних рейсов, их количество увеличилось на 14%. На магистральных маршрутах, выполняемых на Airbus А319, пассажиропоток увеличился на 5,2%. На межрегиональных и региональных направлениях (воздушные суда DHC-8) и пассажиропоток, и количество рейсов увеличились более чем на 40%.

    «Хабаровские авиалинии» обозначили необходимость передачи подконтрольной им аэропортовой деятельности в ведение ФКП «Аэропорты Дальнего Востока». При этом за январь–июль этого года пассажирооборот «Хабаровских авиалиний» вырос на 9,2% по сравнению с прошлогодним показателем: с 28 млн до 30,5 млн пассажиро-километров. За семь месяцев авиакомпания перевезла 28 574 человека, что на 5,6% больше января-июля предыдущего года.

    Рост авиаперевозок достигнут за счет пополнения авиапарка в прошлом году. «Хабаровские авиалинии» приобрели Ан-24 и взяли в лизинг с правом последующего выкупа два 19-кресельных L-410, который пассажиры нередко называют авиамаршруткой. Надежные и простые в эксплуатации самолеты помогли авиакомпании увеличить количество выполненных рейсов в январе–июле этого года почти на 14% по сравнению с тем же периодом 2021 года, сообщают «Хабаровские авиалинии».

    «Камчатское авиационное предприятие» во время сессии договорилось с руководством «322 Авиационного ремонтного завода» договорились о взаимовыгодном сотрудничестве, в частности о ремонте парка воздушных судов в Приморье. Сейчас приходится ремонтировать самолёты куда дальше, в европейской части страны.

    Новые самолёты: авиакомпании готовятся

    Острым вопросом остаётся обновление возрастного парка советских региональных самолетов. Но российские авиапроизводители постепенно готовят новые серии на замену.

    Компания «ЧукотАВИА», ставшая первым коммерческим эксплуатантом самолётов новых серий Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал» и вертолётов Ми-171А3(А2), сообщила, что смогла добиться появления в своё распоряжении воздушных судов с нужными ей характеристиками и комплектацией, реальными гарантиями по обеспечению их исправности, а не по принципу «берите, что получилось».

    Компания «Хабаровские авиалинии» при обновлении своего авиапарка сделает ставку на Ил-114-300 модернизированную версию самолёта Ил-114. Новый лайнер отечественного производства корпорация «Иркут» обещают начать серийно выпускать со следующего года, что постепенно позволит заменит возрастные самолеты типа Ан по мере их вывода из эксплуатации. Воздушный флот «Хабаровских авиалиний» состоит из 19-местных самолётов L-410, 48-местных Ан-24РВ и 19-местных Ан-26Б. Турбовинтовой региональный самолёт Ил-114-300 способен взять на борт 68 пассажиров. Дальность его полёта — 1,5 тыс. км. По техническим и коммерческим характеристикам это наиболее подходящий тип воздушного судна для выполнения полётов в Хабаровском крае и соседних регионах. Шасси самолета позволяет ему совершать посадку на необорудованных аэродромах как с бетонированным, так и грунтовым покрытием, сообщают «Хабаровские авиалинии».

    8 августа авиакомпания «КрасАвиа» первой в Сибирском федеральном округе подписала с «Уральским заводом гражданской авиации» (УЗГА) предварительный договор на поставку десяти лёгких многоцелевых самолётов ЛМС-901 «Байкал». Поставки состоятся в период с 2025 по 2029 год. Подписанным документом определены основные условия сделки, включая условия гарантии и сервисного обслуживания, подготовки персонала, технический облик самолета, другие параметры. Воздушные суда будут иметь возможность конвертации пассажирского салона в грузовую и грузопассажирскую версии. Для расширения условий эксплуатации будет предусмотрена установка лыжного шасси. Бортовое радиоэлектронное оборудование позволит выполнять полёты по приборам. «КрасАвиа» планирует применять самолёты для регулярных полётов в удалённые и труднодоступные населённые пункты Красноярского края от Приангарья до самых северных Эвенкийского и Таймырского районов, а также для выполнения авиационных работ в интересах санитарной авиации и авиалесоохраны. Проект освоения эксплуатации «Байкала» в Красноярске предполагает создание сервисного центра, организацию технической поддержки и подготовки персонала на базе эксплуатанта. Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал» оснащён одним турбовинтовым двигателем и рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до 2000 кг груза на дальность 1500-3000 км. Он может эксплуатироваться с грунтовых взлетно-посадочных полос, конструкцией предусмотрена возможность использования лыжного или поплавкового шасси. Работы по созданию ЛМС-901 начались в 2019 году, а первый полёт «Байкала» был выполнен 30 января этого года на заводском аэродроме Арамиль в Свердловской области, после чего начались заводские и сертификационные испытания новой модели. Со временем «Байкалы» должны заменить устаревшие самолёты серии Ан-2. Помимо ЛМС-901, УЗГА производит самолёты L-410, занимается разработкой 44-местного турбовинтового самолета ТВРС-44 «Ладога» для замены Ан-26, а также другими проектами.

    Авиакомпания «Полярные авиалинии» сообщила, что также рассчитывает на успешную реализацию таких проектов, как ТВРС-44 «Ладога», «Байкал» (ЛМС-901), Ил-114-300, новый импортозамёщенный Sukhoi Superjet (SSJ NEW), Ми-171А2 и Ми-171А3. Но для приобретения и успешной эксплуатации воздушных судов отечественного производства нужны меры господдержки.

    Воздушный флот авиакомпании «Аврора» состоит из 19 самолётов: восьми среднемагистральных Airbus А319, восьми DHC-8 и трёх внутрирегиональных самолётов DHC-6. «Суперджетов» пока в распоряжении дальневосточного перевозчика нет, но компания уже успешно прошла комплексную экспертизу и выездную проверку Росавиации и получила одобрение на оперативное техническое обслуживание воздушных судов Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95).

    Аэропорты: модернизация продолжается

    На Чукотке реконструируют два аэропорта по госпрограмме «Развитие транспортной системы» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Главгосэкспертиза России выдала положительные заключения по проектно-сметной документации на проведение работ в аэропортах сёл Кепервеем и Марково. Аэропорт Кепервеем обслуживает расположенный в 36 км от него город Билибино.

    Проекты реконструкции аэропортов разработаны НИИВТ «Ленаэропроект». В Марково Анадырского района на построенном ещё в годы ВОВ аэродроме предусмотрено строительство нового компактного служебно-пассажирского здания с пропускной способностью 35 человек в час. Также запланированы реконструкция грунтовой взлетно-посадочной полосы (ВПП) с удлинением до 1800 м, рулёжных дорожек и перрона комплекса. Проектом предусмотрены работы на привокзальной площади, замена светосигнального и установка метеорологического оборудования.

    В аэропорту Кепервеем предстоит расширить ВПП, после реконструкции её длина составит 2180 метров, а ширина — 75 метров. В зимнее время при необходимости она сможет принимать такие самолёты класса Ил-76 и Ил-18. На перроне предусмотрены восемь мест стоянки — универсальные и под вертолёты. Реконструкция обоих аэропортов пройдёт без прекращения полетов. Выполнить все работы планируют до 2024 года, сообщила компания «Чукотавиа».

    Ещё в одном аэропорту Чукотки — Певеке, реконструкция уже ведётся с прошлого года. ВПП аэропорта самого северного города России имеет размеры 2,5 км на 42 метра. Она уже отработала более 30 лет без единого капремонта. Стоимость контракта по реконструкции в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы РФ». 3,6 млрд руб. Ведётся бетонирование ВПП. Рабочие уже завершили реконструкцию участка протяжённостью 1250 метров и приступили к следующему длиной 350 метров. Обновлённый участок ВПП позволит выполнять рейсы на самолётах Ан-24 и Ан-26 с полной загрузкой. В Анадырь и Магадан одновременно смогут улететь до 40 пассажиров, а не 20-25, как это было ранее. По условиям контракта компания должна завершить реконструкцию всей ВПП к 1 октября. Тогда аэропорт сможет принимать среднемагистральные и некоторые дальнемагистральные воздушные суда. При этом можно будет возобновить полёты между Певеком и Москвой с одной промежуточной посадкой, сообщила компания «Чукотавиа».

    Новые авиамаршруты Сибири и Дальнего Востока

    С 3 августа начаты полёты между Иркутском и Тюменью. Маршрут обслуживает компания Utair. Вылеты из Тюмени по вторникам и субботам в 14:30, из Иркутска — в 22:15. Время в пути 3 ч. 45 мин. На поезде расстояние между городами преодолевается минимум за 44 часа.

    Авиакомпания «КрасАвиа» запускает полеты по маршруту Красноярск — Чара. Село Чара расположено в Забайкальском крае почти в 700 км к северо-востоку от краевого центра — Читы, недалеко от железнодорожной станции Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали. Пилотный рейс запланирован на 21 августа: вылет из Красноярска в 8:00 с прибытием в Чару в 13:50; в обратном направлении вылет в 15:00, а прибытие в 16:55 по местному времени. С 3 сентября полеты будут выполняться регулярно по субботам на самолётах ATR 42-500. 

    В Республике Саха (Якутия) с 3 августа по 26 октября авиакомпания «Полярные авиалинии» на самолёте Л-410 из аэропорта Маган будет выполнять рейсы по маршрутам Якутск — Вилюйск и Якутск — Верхневилюйск. Вылет из Якутска рейсом ЯП 233 в Вилюйск в 15:30, вылет из Вилюйска рейсом ЯП 234 в 17:30. Вылет из Якутска рейсом ЯП 229 в Верхневилюйск в 10:15, вылет из Верхневилюйска в 12:55. Перевозки выполняются один раз в неделю по вторникам и средам поочерёдно.

    На Чукотке город Билибино и Анадырь с 7 июня по поручению губернатора Чукотского автономного округа связали новые авиарейсы авиакомпании «Чукотавиа» АД 26Д Кепервеем — Анадырь (вылет по вторника в 10:00, время в пути 1 час. 50 мин.) и АД 25Д Анадырь — Кепервеем (по понедельникам, вылет в 15:00, время в пути 1 ч. 50 мин.) на самолёте АН-26. Благодаря ним жители и гости Билибина могут с пересадкой долететь до Москвы на самолётах авиакомпании «Россия»: перелёты между Анадырем и столичным аэропортом Шереметьево выполняются по понедельникам, вторникам и пятницам, обратно — по понедельникам, четвергам и воскресеньям.

    С 25 июля авиакомпания «АЛРОСА» начала выполнение полётов по субсидированным тарифам по маршруту Новосибирск — Ленск с посадкой в аэропорту Мирный на самолётах Boeing 737-800 и Ан-24РВ. Вылет из Новосибирска рейсом 6R-590 в 1:20 по понедельникам и 3:50 по субботам, прилёт в Ленск в 10:30. Вылет из Ленска рейсом 6R-589 в 12:00 по понедельником и субботам и прилётом в Новосибирск в 16:30 по понедельникам и в 18:05 по субботам. 27 и 29 августа рейсы не запланированы.

    Авиакомпания NordStar с 20 июля начала выполнять рейсы по маршруту Норильск — Новосибирск — Улан-Удэ еженедельно по средам на воздушных судах Boeing 737-800 с экономическим и бизнес-классом обслуживания. Вылет рейса Y7 915 из Норильска в 12:00, стоянка в Новосибирске с 14:40 до 15:40, прилёт в Улан-Удэ в 19:15. Вылет рейса Y7 916 из Улан-Удэ в 20:45 местного времени, прилёт в Новосибирск в 22:35, вылет из Новосибирска в Норильск в четверг в 4:05 с прилётом в Норильск в 6:45.

    Авиакомпания Utair со 2 августа соединила воздушным маршрутом Омск и Кемерово. Другими видами транспорта региональные центры Омской области и Кузбасса не связаны. Вылет из Омска по вторникам в 12:00, по субботам в 12:50, из Кемерова по вторникам в 15:50, по субботам в 16:40. Для пассажиров из Кемерово Utair предлагает удобные стыковочные цепочки в Тюмень и Сургут. Пересадка в аэропорту Омска составит меньше часа.

    Авиакомпания «Россия» на «Суперджетах» SSJ-100 ускорила связь Красноярска и Тюмени. Альтернативу поездам, преодолевающие расстояния между региональными центрами за 26-30 часов, теперь составят самолёты с временем в пути 2 ч. 45 мин. Рейсы выполняются с 22 июля пять раз в неделю: из Красноярска по понедельникам, вторникам, средам, пятницам, воскресеньям, из Тюмени — по понедельникам, средам, четвергам, субботам, воскресеньям.

    Тюмень и Казань имеют прямое воздушное сообщение: между городами меньше трёх часов лёту. Три раза в неделю по средам, пятницам и воскресеньям совершает рейсы авиакомпания Utair. Но с 8 августа татарстанская авиакомпания «ЮВТ АЭРО» запустила новый маршрут Казань — Мурманск — Тюмень, став эксклюзивным перевозчиком сразу на двух направлениях Казань — Мурманск и Мурманск — Тюмень. Канадские 50-местные авиалайнеры Bombardier CRJ-200 совершают полёты трижды в неделю — по понедельникам, вторникам и субботам. Вылет из Казани по понедельникам и субботам в 4:00, посадка/вылет в Мурманске с 6:50 до 7:40, посадка в Тюмени в 12:55. Вылет из Казани по вторникам в 10:10, посадка в Мурманске/вылет в Мурманске с 13:00 до 13:50, посадка в Тюмени в 19:00. Вылет из Тюмени по понедельникам и субботам в 13:45, посадка/вылет в Мурманске с 15:00 до 15:50, посадка в Казани в 18:45. Вылет из Тюмени по вторникам в 19:50, посадка/вылет в Мурманске с 21:05 до 22:00, посадка в Казани в 1:00.

    Из Омска в столицу Хакасии Абакан можно добраться поездом, затратив более 30 часов. Но с 11 августа авиакомпания «ЮВТ АЭРО» предложила более быстрый путь. Самолёты выполняют новые рейсы трижды в неделю. Отправление из международного аэропорта Омск-Центральный им. Дмитрия Карбышева по четвергам в 2:00, по пятницам в 12:15, по воскресеньям в 12:35. Время в пути около двух часов. Вылет из Абакана по четвергам в 6:00, по пятницам в 16:10, по воскресеньям в 16:20 по местному времени.

    С 10 августа «ЮВТ АЭРО» начала перевозки самолётом Bombardier CRJ-200 по маршруту Омск — Челябинск, не имеющему аналог не только среди воздушных, но и среди железнодорожных маршрутов. Рейсы совершаются три раза в неделю. Время в пути около 1,5 часов. Вылет из международного аэропорта Омск-Центральный им. Дмитрия Карбышева по средам в 13:50, по пятницам в 8:00, по воскресеньям в 0:30. Вылет из Челябинска по средам в 5:50, по пятницам в 4:40, по субботам в 21:00.

    С 11 августа в рамках программы субсидирования региональных перевозок авиакомпания «ЮВТ АЭРО» открыла еженедельные рейсы по маршруту Нижнекамск (аэропорт Бегишево) — Тобольск. Перелёты выполняются по четвергам на 50-кресельных канадских самолетах Bombardier CRJ-200. Вылет из Бегишево в 10:15, из Тобольска в 9:20. Время в пути — около двух часов.

    В международном сообщении авиаперевозчики тоже продолжают увеличивать количество маршрутов и рейсов, в частности, в ОАЭ, Азербайджан и Турцию.

    Виды транспорта: