Музеи транспорта: связующее звено между изучением истории и будущей профессией

  • Павел Яблоков
    10 октября 2022 г. — 09:30
    361
    Иллюстрация: 

    Музей железных дорог России / rzd-museum.ru

    Всё чаще музейные пространства становятся центрами профориентации, и транспортная отрасль здесь в лидерах. Во всём мире музеи транспорта — одни из самых посещаемых. Они перестали быть «мертвым» пространством с экспонатами за стеклом, которые нельзя трогать руками. Это важно для погружения детей в будущие специальности, вызывания интереса к познанию транспорта с инженерной точки зрения, изучения устройства технических механизмов и их законов работы. Важную роль в пробуждении интереса к транспорту, в том числе у детей, занимают натурные образцы техники, доставляющие немало хлопот их реставраторам. В России действует немало интересных транспортных музеев. С некоторыми из них мы хотим познакомить в сегодняшнем обзоре.

    Центральный музей железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге — один из старейших транспортных в стране. Основная экспозиция расположена в здании на Садовой улице, построенном в 1902 году специально для музея. Экспонаты объединены по темам в хронологическом порядке: так обеспечивается знакомство с развитием железнодорожного транспорта от зарождения железных дорог до сегодняшнего дня. На фондовой площадке под открытым небом «Пионерский парк» в посёлке Лебяжье Ленинградской области хранится коллекция из более 40 единиц железнодорожной техники: паровозы, тепловозы, электровозы и моторвагонный подвижной состав разных годов выпуска. Часть из них уже прошли ремонт и реставрацию, есть даже работающие экземпляры, но многие ещё ждут своей очереди, чтобы обрести первозданный вид. Также при музее существует виртуально центр железнодорожного моделизма.

    Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта СПб ГУП «Горэлектротранс» расположен на Среднем проспекте Васильевского острова в районе Санкт-Петербурга, где трамваи и троллейбусы работают и на регулярных маршрутах. В коллекции музея около 40 моделей раритетных трамваев и троллейбусов. Один из экспонатов музея даже участвовал в парадах Московского троллейбуса. Экспонаты комплекса размещены в трамвайном депо, построенном в начале XX века. Трамваи и троллейбусы открыты для изучения, они поддерживаются в хорошем техническом состоянии, участвуют в ретро-выставках, городских парадах и съемках исторических фильмов. Действует также «Первый туристический» маршрут на ретро-трамваях по центральным районам Петербурга. Также среди экспонатов — фотографии, плакаты, билеты разных лет, кондукторские сумки, служебные удостоверения, кассовые аппараты и компостеры. В ближайших планах комплекса — открытие детской трамвайной линии. Это первый подобный проект в России, в то время как детские железные дороги под эгидой РЖД действуют в 25 городах.

    Музей железных дорог России — молодой, но с большой историей. Его открыли 30 октября 2017 года к 180-летию железных дорог России, и он сразу стал самым крупным транспортным музеем страны. Он расположен на территории одной из старейших станций страны Санкт-Петербург-Балтийский. Около 60 тыс. кв. м. территории с двумя корпусами — зданием старого паровозного депо и современным корпусом, насыщены историческими артефактами, действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок. В коллекции музея 121 экспонат подвижного состава: паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники.

    В Москве Центр профориентации и музей метро слились в работающее ежедневно единое экспозиционно-выставочное пространство на одном из подземных этажей Москвы-Сити у станции метро «Выставочная». Здесь собраны исторические предметы, документы и фотографии, рассказывающими о крупнейшем транспортном предприятии Москвы. Посетители могут примерить на себя некоторые профессии, в частности, машиниста, с помощью интерактивных тренажёров. Также здесь проходят бесплатные экскурсии об истории и работе Московского метрополитена, профориентационные занятия н для старшеклассников, проводятся лекции и кинопоказы.

    Музей Транспорта Москвы — потенциальный туристический хит 2023 года. Концепция готовящегося к открытию нового пространства на Новорязанской улице вызвала немало как благожелательных, так и отрицательных мнений специалистов. Далеко не все сохранившиеся натурные образцы ретро-подвижного состава будут иметь возможность совершать демонстрационные поездки. А техники в коллекции музея хватит на все случаи жизни. Предоставить на выставку ЭлектроТранс-2022 ретро-электромобиль производства возрождённого завода «Москвич»? Нет проблем!

    Интерактивный центр истории Петербургского метрополитена — современный экспозиционно-образовательный комплекс, позволяющий полностью погрузиться в завораживающий мир подземки. Уникальный макет с четырёхвагонным составом образца 1960-х годов демонстрирует основные принципы работы метрополитена: движение в депо и по тоннелю, выезд на станции разных типов. В экспозиции также имеются крупномасштабные (1:20) модели метровагонов разных лет: от вагонов типа «Г» до проекта «НеВа». Посетители могут очутиться в центре управления системами жизнеобеспечения метро, в фрагменте головного вагона или в строительной клети, погружающейся на глубину заложения тоннелей метро. Есть специальные экскурсионные программы для дошкольников. Также в системе Петербургского метрополитена можно посетить Центр исторического подвижного состава и площадки депо «Автово», «Выборгское» и «Московское».

    Частный Музей городского транспорта города Дзержинска создан в 2017 году. Фонды музея насчитывают 1500 единиц хранения. Музеем, осуществляющим архивную и реставрационную деятельность, собрана обширная библиотека по транспортной тематике (около 500 единиц хранения). В 2017-2022 гг. Музеем отреставрировано 67 экспонатов и создано 11 реплик. В этом году отреставрированный дзержинцами уникальный трамвайный вагон серии Х участвовал в VII Параде ретро-транспорта 21 мая, прошедшем в Санкт-Петербурге. Для этого трамваю-ветерану пришлось проехать на автотрейлере более 2200 км. Это первый случай в истории транспортных музеев России, когда в мероприятии участвова трамвай из другого города.

    Музей паровозов «Кукушка» (до 2021 года — Переславский железнодорожный музей), затерянный в ярославских лесах в селе Талицы близ Плещеева озера, является остатком когда-то разветвлённой сети узкоколейной железной дороги. От неё, увы, мало что осталось. Даже до находящегося рядом Переславля-Залесского рельсы не доходят, обрываясь прямо в лесу. Зато на свободной от поездов музейной линии практически всегда можно покататься на ручной дрезине. В коллекции частного музея собрано более 100 единиц железнодорожной техники узкой колеи: паровозы, дрезины и вагоны конца XIX — середины XX века. В отдельном помещении воссоздан интерьер комнаты дежурного по станции середины прошлого века. В мастерских музея сохраняются и работают станки и оборудование времён паровозов.

    Частный Музей трамваев Андрея Мясникова в Коломне, несмотря на своё расположение по соседству с Коломенским кремлём и единственной действующей трамвайной сетью Подмосковья, рассказывает о всём мире. Основа экспозиции — уникальная частная коллекция моделей трамваев от конки до наших дней, которые прекрасно иллюстрируют любые рассказы об эволюции старейшего вида общественного транспорта.

    Музей железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги, Ростов-на-Дону. Общая длина экспозиционных путей музея составляет 1900 метров. Сейчас в музее более 50 экспонатов: паровозы, тепловозы, электровозы, электропоезд, пассажирские и грузовые вагоны, путейская техника. Установлены семафор, светофор, гидроколонка. Работникам музея предстоит отреставрировать еще 20 единиц из коллекции подвижного состава, в том числе и самый старый из сохранившихся вагонов России, выпущенный английским заводом "Глоссер" в 1869 году.
     

    Именно формирование симпатий к общественному транспорту ещё в школьном возрасте будет способствовать развитию интереса и желанию приходить работать на предприятия в ближайшем будущем. Об этом руководители музеев транспорта, представители транспортных предприятий и вузов говорили на прошедшей 29 сентября в Санкт-Петербурге конференции МАП ГЭТ «Через историю в будущее — от музейных комнат к центрам профориентации».