Музеи транспорта: как музейное пространство формирует интерес к транспортным профессиям у молодого поколения

  • , Ольга Демчук, Павел Яблоков
    30 сентября 2022 г. — 16:40
    379
    Иллюстрация: 

    Павел Гамоус

    Современному транспорту нужен широкий спектр специалистов: от путевых рабочих, электромонтёров, работников службы движения до инженеров в области IT. А производителям современного подвижного состава требуются конструкторы, инженеры и дизайнеры. Именно формирование правильного отношения к общественному транспорту ещё в школьном возрасте будет способствовать развитию интереса и желанию приходить работать на предприятия в ближайшем будущем.

    29 сентября в Санкт-Петербурге в Музее железных дорог России прошла конференция Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) и Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт» (ОООР «ГЭТ») «Через историю в будущее — от музейных комнат к центрам профориентации». Мероприятие было приурочено к 115-летию трамвая Санкт-Петербурга.

    В конференции участвовали руководители музеев транспорта из Москвы, Санкт-Петербурга и Дзержинска (Нижегородская область), руководители и сотрудники кадровых служб транспортных предприятий и транспортных вузов, реставраторы, представители коммерческих компаний-поставщиков материалов для общественного транспорта.

    Открывая конференцию, исполнительный директор МАП ГЭТ Владимир Фёдоров отметил, что в каждом человеке живёт ребёнок, который хочет позвонить в трамвайный звонок, и взрослые с удовольствием водят в музеи своих детей. Денис Минкин, президент МАП ГЭТ и ОООР «ГЭТ» и директор СПб ГУП «Горэлектротранс», сказал, что сейчас трамвай активно развивается во многих городах России. Помимо развития транспортной сети, он ведёт вперед и промышленность, позволяя загрузить её мощности. У трамваев есть особая магия, и у них есть будущее, а оно невозможно без истории.

    Владимир Одинцов, директор Музея железных дорог России, рассказал о своём музее, которому уже пять лет: он был открыт 30 октября 2017 года. В этом году количество посетителей музея перевалило за миллион. Экспозиции размещены на площади 60 тыс. м2, что сопоставимо с площадями Дворцовой площади и Зимнего дворца вместе взятыми. 30 октября, в день своего пятилетия, музей откроет памятник Михаилу Ивановичу Хилкову, министру путей сообщения в 1895-1906 годах, строителю Байкало-Амурскую магистрали.

    Музеи как среда коммуникации с детьми и молодёжью

    Главной доминантой, вокруг которой были построены все выступления спикеров конференции, стали, конечно, музеи транспорта. А основная мысль, которая многократно повторялась всеми выступающими, — без истории нет будущего.

    Как отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы, во всём мире музеи транспорта – одни из самых посещаемых музеев. Сейчас музеи перестали быть «мёртвым» пространством с экспонатами за стеклом, которые нельзя трогать руками. Экспозиции становятся интерактивными, вовлекающими. Более того, современные музеи — это не только помещения, где хранятся исторические артефакты, а это ещё и среда для коммуникации и диалога. Очень важно создать вокруг музея сообщество людей, интересующихся транспортом, – комьюнити единомышленников и энтузиастов. Также Оксана Бондаренко отметила новую тенденцию у транспортных музеев — необходимость собирать цифровой архив памяти: записывать рассказы работников транспорта, старожилов транспортной отрасли.

    Идея музея как общественного пространства прозвучала и в выступлении Андрея Уланова, начальника отдела перспективного развития СПб ГУП «Горэлектротранс». Он представил проект экспозиционно-выставочного комплекса, который собираются открыть на базе музея городского электрического транспорта в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Проектом предусмотрено создание нескольких масштабных экспозиций — у здания экспозиционно-выставочного комплекса появится парк электробусов и троллейбусов с автономным ходом, также будет доступна экспозиция с блокадными трамваями. На территории комплекса откроется детский учебный центр, множество тематических кружков для детей, направленных на формирование интереса к электротранспорту, а также уникальная детская трамвайная линия. В Санкт-Петербурге есть две детских железных дороги, но трамвай в таком формате в нашей стране дебютирует. Дополнительно комплекс будет оснащен трансформирующимся залом для конференций, концертным залом и всевозможными кафе.

    При переходе музеев к интерактивным форматам взаимодействия с посетителями важно не впасть в другую крайность. Например, Елена Асташова, заместитель директора по научно-просветительской работе Центрального музея железнодорожного транспорта России, рассказала, что их музей ставит перед собой задачу информационного детокса. Экскурсоводы пытаются увлечь детей настолько, чтобы они оторвались от экранов своих смартфонов. Музей также уделяет большое внимание работе с подлинниками: позволяет детям соприкоснуться с оригинальными экспонатами, допуская небольшими группами в фонды, где они могут смотреть альбомы с фотографиями прошлых веков. Чтобы вовлечь детей в музейное пространство, им дают возможность наравне со взрослыми читать лекции, а также включают в выставки предметы, сделанные детьми.

    Взаимодействие с детьми целенаправленно развивает Петербургский метрополитен. Виктория Поликарпова, начальник сети профориентации Петербургского метрополитена, рассказала, что сейчас на базе предприятия сформирована сеть профориентации, которая от одной музейной комнаты выросла до четырёх крупных институций: Интерактивный центр на Василевском острове, Центр исторического подвижного состава в Шушарах, режимные объекты метрополитена – депо «Автово», «Выборгское» и «Московское», Детский лагерь метрополитена. Интерактивный формат даёт детям возможность примерить на себя профессии — посидеть на рабочем месте диспетчера или машиниста поезда метро, пообщаться с действующими машинистами — послушать истории из практики, узнать сложные или веселые моменты профессии.

    Взаимодействие транспортных предприятий и вузов

    Более традиционное направление работы по привлечению молодых специалистов на работу в транспортную отрасль — это работа базовых транспортных предприятий с профильными вузами. Такую работу ведёт СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Советник генерального директора предприятия Сергей Маевский отметил, что такой диалог очень важен, потому что предприятия формируют запрос на определенные компетенции, участвуют в составлении основных образовательных программ. Например, кроме уже существующих направлений подготовки (организация перевозок, техническая эксплуатация), последнее время вузы начали готовить специалистов по беспилотному транспорту. Специалисты предприятия читают студентам и преподавателям вузов лекции, которые становятся ценным источником передовых практических знаний. Предприятие участвует в днях открытых дверей, показывая будущим выпускникам вуза особенности работы и перспективы. Ольга Меньшикова, представляющая СПб ГУП «Горэлектротранс», указала также на важность наставничества, конкурсов профессионального мастерства в популяризации профессии и привлечении молодых специалистов.

    А если смотреть на вопрос становления профессионалов со стороны вуза, то, к примеру, Тамара Володькина из Академии транспортных технологий отметила, что в этом играет роль сохранение и передача истории самого учебного заведения, а также воспитание детей через историю страны. Для Санкт-Петербурга таким значимым событием остается блокада Ленинграда и работа транспорта в это тяжелое время.

    Реставрация и восстановление экспонатов для музеев транспорта

    Профессии транспортной отрасли очень разнообразны. Елена Асташова как представитель научно-технического музея отметила, что музейное образовательное пространство выступает в качестве источника инженерных знаний. Очень важно вызвать у детей интерес к познанию транспорта еще и с этой точки зрения: как устроены технические механизмы и по каким законам они работают.

    Техническую сторону работы транспортных музеев осветили реставраторы. Андрей Калёнов из Музея железных дорог России остановился на проблемных моментах — таких как отсутствие необходимой законодательной базы, подготовка специалистов для проведения реставрационных работ, сохранение экспонатов под открытым небом.

    «Человек-троллейбус» Алексей Гонтарев — реставратор СПб ГУП «Горэлектротранс» отметил, что важно разделять понятия реставрации (предотвращения разрушения объекта) и восстановления (приведения объекта в изначальный вид). Он рассказал о реставрационно-восстановительных работах по спасению троллейбуса ЯТБ-2 1938 года выпуска, найденного в 110 км от Санкт-Петербурга. В коллекции «Горэлектротранса» насчитывается 25 восстановленных троллейбусов. Работы по восстановлению часто включают в себя извлечение экспоната («хлама») из завалов, транспортировку до места ремонта, собственно реставрацию и восстановление, которые включают в себя поиск оригинальных деталей и ещё массу других работ. Работа реставратора требует серьезных технических и исторических знаний. Апофеоз этого труда, показанный на фотографиях «до» и «после», очень впечатляет. Сейчас работа реставраторов больше держится на их собственном энтузиазме и увлечённости.

    Один из таких энтузиастов представил на конференции частный Музей городского транспорта города Дзержинска. Андрей Блохин собрал команду из шести постоянных участников и четырех волонтеров и на собственные средства (порядка 400 тысяч рублей в год) развивает этот музейный проект с 2018 года. Помимо выставочной, историко-научной, библиотечно-архивной и исследовательской работы, музей также занимается реставрацией подвижного состава и документов. Уже отреставрировано 67 экспонатов.

    Для реставрации ретро-составов применяются специальные технологии, которые позволяют в точности воспроизвести исторический рисунок и фактуру, но из более долговечных материалов. Об этом рассказала представитель Завода слоистых пластиков Оксана Хардина. В частности, завод принимал участие в восстановлении внутренней отделки «Рускеальского экспресса».

    Продолжение следует

    В заключение конференции участники отметили, что у музеев есть запрос на проведение инвентаризации музейных комнат. А также было решено объединиться под эгидой МАП ГЭТ для развития коммуникаций в области профориентации, создания общей коммуникационной базы любителей и знатоков транспорта и архива знаний для сохранения наследия транспортной отрасли.

    Из музейных комнат — на свежий воздух

    Уже в ближайшие выходные специальный музейный показ состоится на доступной для всех площадке. В честь115-летия Петербургского трамвая в Александровском парке Петербурга 1 октября с 11 до 15 часов проведут большой трамвайный праздник в Александровском парке с выставкой современных и раритетных трамваев на Кронверкском проспекте и концертной программой на площади перед театром «Балтийский дом».

    Главной премьерой выставки станет трамвайный вагон МС-2 1931 года, специально отреставрированный к 115-летию запуска трамвайного движения. В течение своей многолетней работы буксиром на ныне закрытом Петербургском трамвайно-механическом заводе он получил прозвище «Хозяин». 7 февраля 2015 года вагон прибыл на новое постоянное место жительства в «музейный» Василеостровский трамвайный парк, чтобы после реставрации занять почетное место в уникальной коллекции Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта. Почти все ходовые экспонаты музея 1 октября также приедут на Кронверкский проспект. Среди них — вагон конки, вагоны МС 20-х годов, ЛМ-33, ЛМ-57 «Стиляга», и практически не бывающие на парадах грузовой моторный вагон ГМу и трамвай-кран производства завода «Красный Путиловец». Кроме того, на выставке покажут и действующую трамвайную спецтехнику: поливомоечный вагон и вагон-лабораторию контактной сети. Современный подвижной состав будет представлен вагонами «Витязь-Ленинград», «Витязь-М», «Богатырь-М» и «ТрамРус», сообщило СПб ГУП «Горэектротранс».

    Учиться у железнодорожников?

    Наиболее близко к практической стороне профориентации школьников подошли железнодорожники. Сеть из 25 детских железных дорог (ДЖД) охватывает регионы Европейской и азиатской частей. При этом 15 из них расположены в городах, где есть городской рельсовый транспорт — трамвай (в Санкт-Петербурге, Владикавказе, Волгограде, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Кемерове, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Уфе, Хабаровске, Челябинске и Ярославле). Ещё для одного «трамвайного» города — Перми — в этом году президентом РЖД было принято решение о строительстве новой учебно-туристической железной дороги. Все поезда ДЖД следуют на тепловозной тяге, в некоторых городах в дополнение к ним в качестве ретро-транспорта используются паровозы. Электрификация ДЖД была признана в своё время слишком опасной для организации учебного процесса детей. Но, возможно, для современной иммерсивной профориентации детей в сфере городского электротранспорта необходимо разработать какой-то новый совместный межведомственный формат — не всем регионам под силу реализовать упомянутый выше отдельный проект детского трамвая по примеру петербургского «Горэлектротранса».

    13 сентября состоялся торжественный запуск первого с 2018 года пассажирского поезда на Ростовской детской железной дороге им. Ю.А. Гагарина, расположенной в парке им. Н. Островского. В ноябре этого года она отметит своё 82-летие.

    За годы реконструкции Ростовской ДЖД на ней полностью обновили инфраструктуру. В этом году переложили железнодорожное полотно на железобетонных шпалах, обустроили пост дежурного по переезду, шесть переездов, оснащённых сигнализацией и три пешеходных перехода с системой оповещения о приближающемся поезде. В декабре 2021 года завершилась полная модернизация здания станции Солнечная, где значительно обновлён учебный корпус, что позволило организовать современное образовательное пространство.

    В учебном корпусе появились уникальные классы с действующими тренажёрами и макетами. Их оснащение показало, что железнодорожники готовы сотрудничать с другими видами транспорта. Так, класс транспортной логистики был специально разработан и оформлен совместно с ООО «Ростовский морской мультимодальный порт». В этом кабинете расположен действующий макет, демонстрирующий совместную работу железной дороги и порта. В учебном корпусе также оборудованы классы по разным железнодорожным специальностям, кабинеты по макетированию и моделированию. Единственный на сети ДЖД управляемый с пульта макет, расположенный в отдельном зале, является полноценным аналогом рабочего места поездного диспетчера. На макете воссозданы пассажирская и сортировочная станции, речной порт с инфраструктурой, локомотивное депо, искусственные сооружения, сообщила Северо-Кавказская железная дорога.

    О дефиците кадров в транспортной отрасли и необходимости популяризации транспортных профессий немало говорили и на прошедшей в сентябре Российской неделе ощественного транспорта, в мероприятиях которой принимали участие в том числе представители МАП ГЭТ, СПб ГУП «Горэлектротранс», СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и Музея транспорта Москвы.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.