Платные парковки: регионы-лидеры делятся опытом создания и развития

  • Павел Яблоков
    11 ноября 2022 г. — 10:30
    272
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание Fonar.tv (Владимир Корнев) / fonar.tv

    В октябре компания «Дорнадзор» выпустила аналитический обзор «Развитие платного парковочного пространства в городах России» и презентовала его на выставке «Дорога 2022» в Казани. Многие транспортные инженеры и специалисты в области транспорта уже ознакомились с документом, а интернет-издание TR.ru — Транспорт в России опубликовало обзор исследования, важной составляющей которого стал Рейтинг платного парковочного пространства в городах России.

    Релиз привлёк внимание к теме платных парковок, поэтому 10 ноября Ассоциация транспортных инженеров вместе с компанией «Дорнадзор» провела вебинар «Опыт создания и развития платного парковочного пространства в городах».

    В рамках вебинара на примере городов, занимающих лидирующие позиции в Рейтинге, рассмотрены примеры успешных практик внедрения платных парковок. Обсудили и проблемы, возникающие при реализации таких проектов, особенности нормативной базы и определение эффективности работы парковочного пространства.

    Лидеров пригласили поделиться опытом

    Как сообщила технический директор ООО «Дорнадзор» Ирина Рыкова, состояние платного парковочного пространства исследовалось в 97 крупнейших городах страны. Можно констатировать, что в 20 городах оно сформировалось, в 34 полностью отсутствует, а 43 города так или иначе планируют заниматься платными парковками.

    Ввод платных парковок оказывает заметное влияние на дорожно-транспортную обстановку, безопасность движения и меняет поведение участников транспортного процесса.

    Отрыв Москвы от других городов по развитию парковочного пространства настолько велик, что оценить реальность воплощения всех решений, реализованных в столичном мегаполисе, применительно к другим городам, только становящимся на путь модерации парковок, эффективнее на более доступных примерах. Находящийся пока на шестом месте в Рейтинге Санкт-Петербург за последний год совершил значительный рывок вперёд, что в будущем должно быть по достоинству оценено и в табели о рангах. А занимающий третье место Белгород воплощает пример того, что не обязательно быть городом-миллионником для достижения высоких результатов.

    Санкт-Петербург

    Михаил Курдяев, директор СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга», сообщил, что в Петербурге приступили к созданию платного парковочного пространства в 2014 году. 3 сентября 2015 года заработала пилотная зона, включавшая 29 улиц. Перед запуском и дальнейшим расширением парковочной зоны была создана необходимая нормативная база: тарифы, регламент парковок, порядок льготного использования.

    Первые годы парковки слабо администрировались: водители парковали машины либо бесплатно, либо добровольно оплачивали стоянку. В марте 2020 года было подписано соглашение с МВД по передаче личных данных пользователей, после чего привлекать нарушителей к ответственности стало проще. Стало расширяться и парковочное пространство. В прошлом году оно расширилось в Центральном районе, а с 1 сентября этого года зона парковки покрыла Центральный район полностью. С 1 ноября парковки заработали во всём Адмиралтейском районе. С 1 июля 2023 года в платное парковочное пространство планируется включить весь Петроградский район, а с 1 ноября будущего года — весь Василеостровский район.

    Первые 15 минут парковки предоставляются автомобилистам бесплатно, далее включается простая почасовая тарификация. Администрирование оплаты парковки ведётся с помощью мобильных камер, установленных на автомобилях-парконах. В дальнейшем планируется на многих участках применять стационарные камеры. Организация работы парконов является более быстро внедряемым решением, но менее эффективным.

    В дальнейшем в Санкт-Петербурге планируется реализовать дифференцированный тариф в зависимости от загрузки улиц и популярности парковок.

    Развитие мобильных сервисов оплаты, в частности, специализированного приложения, привело к уменьшению роли паркоматов: их теперь ставят только в районе оживлённых перекрёстков.

    Уже сформированное парковочное пространство заметно изменило облик города. Сократилось время прибытия аварийных служб, снизилась аварийность на дорогах, улучшено движение общественного пространства. Изменилось и поведение горожан: за 15-минутный бесплатный период многие водители успевают сделать те дела, ради которых они и приехали. Новую волну развития получили такси и каршеринг. В поддержку автомобилистам, вынужденным пользоваться личным автомобилей из-за отсутствия или недостаточности транспорта на окраинах города или в пригороде, но готовых не ехать до центра, формируется сеть перехватывающих автостоянок у новых станций метро.

    Белгород

    Белгород с населением около 400 тыс. жителей занял третье место в парковочном Рейтинге, уступив только заметно более крупным Москве и Краснодару. Сергей Мещеряков, директор МКУ «Белгородское парковочное пространство», поведал, что парковочное пространство в Белгороде начало работу в конце 2014 года, но в активную фазу вошло в конце 2020 года. В городе уже 2399 платных парковочных мест, в перспективе намечено расширение на более чем 2000 мест. Есть потребность организации платных парковок не только в центре, но и других местах с высокой активностью.

    Как и в Петербурге, до 2020 года парковки администрировались слабо. От парконов перешли к использованию стационарных комплексов фотовидеофиксации. Затраты на их приобретение уже окупились. А с 2021 года проект парковочного пространства начал приносить городскому бюджету прибыль. Для большей эффективности использования мест в городе применяется дифференцированный тариф, зависящий в том числе от работы учреждений, поток к которым создаёт основную парковочную активность.

    На оплату парковки выделяется 30 минут времени, многие пользуются функцией постоплаты. При этом роль паркоматов, несмотря на уже произошедшее расширение парковочной зоны, уменьшилась. Вместо 50 паркоматов на большей территории оставлено всего 29. От них пока не отказываются, но, в целом, через паркоматы оплачивается только 3-4% парковочных сессий.

    В перспективе в Белгороде рассматривают ввести парковочный кэшбэк — возвратные бонусы пользователям, исправно оплачивающим парковку.

    Постоянные клиенты парковок: резиденты и нерезиденты

    В Петербурге сознательно пошли на высокую стоимость абонемента на платные парковки для нерезидентов. Тариф в 20 тыс. руб. близок к стоимости машиномест в паркингах. И он иллюстрирует один из принципов работы парковочного пространства: не продажа максимального количества мест, а освобождение дорожного пространства.

    В Белгороде парковочное пространство в этом году пересмотрели и разбили не только на зоны, но и на подзоны. В подзонах действуют льготные абонементы для парковки резидентов, в то время как нерезидентам отведено более широкое пространство. Стоимость абонементов для резидентов снизилась, но свободное место может оказаться не в ближайшем квартале.

    Оборачиваемость парковочных мест после ввода новации повысилась на 30-40%. При этом практически исчезли парковки вторым рядом и парковки в неразрешённых местах. Кроме того, пропало такое явление, как «закольцованность» — необходимость наворачивать круги по району, чтобы встать на освободившееся место.

    Проблемные вопросы: общие и индивидуальные

    Для всех городов, практикующих использование платных парковок, остро стоит проблема «уклонистов», которые делают госномера на время стоянки нечитаемыми. Здесь помогают как местные активисты, очищающие закрытые части госномеров, так и сотрудничество с правоохранительными органами. Машины с подозрительным сокрытием опознавательных знаков перемещаются на отдалённые стоянки-полигоны для дальнейшего разбирательства. Затраты на вызволение техники оказываются по затратам времени несоизмеримыми с честной оплатой стоянки. Вопрос безопасности особенно актуален для центра приграничного региона — Белгорода.

    В целом, предпринимаемые меры уже дошли до такого уровня, что, единожды столкнувшись с ними, желания повторять попытки уйти от оплаты парковок у участников дорожного движения, как правило, не возникает.

    В деятельности парковочных пространств осталось немало нерешённых вопросов правового регулирования. Отсутствует утверждённый Минтрансом России нормативный документ, позволяющий рассчитать стоимость парковки. При этом различные законы возлагают принятие методических рекомендаций по определению стоимости парковок на разные уровни власти — федеральный, региональный или муниципальный. В Белгороде удалось избежать правовой коллизии благодаря тому, что все парковочные земельные участки стоят на балансе муниципалитета.

    Но даже штрафы за нарушение оплаты парковки и нарушение способа постановки машины на парковку в соответствии с ПДД, порой, как в Белгороде, взимают разные организации, подчинённые разным уровням власти.

    В ходе вебинара предложения о дополнительных мерах по упорядочению парковки поступали и от слушателей. Так, чтобы дворы не закрывать на шлагбаумы, предложили переходить к концепции «дворы без автомобилей».

    14 ноября в Москве пройдёт презентация третьего выпуска Рейтинга городов России покачеству общественного транспорта, подготовленного компанией SIMETRA.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: